СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Художник И.К.Айвазовский"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вряд ли мы найдем в истории русской живописи еще столь «специализированного» художника, каким был Айвазовский, которым всю жизнь владела одна огромная страсть – к морю.

Родной город живописца хранит о нем благодарную память до сих пор – Айвазовский стал его настоящим «отцом», вникавшим во все перипетии и частности городской жизни и сделавшим очень многое для того, чтобы эта жизнь была достойной.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Художник И.К.Айвазовский"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 17 г. Феодосия Республика Крым»








Иван Константинович

Айвазовский





Автор

Удод Инна  Валериевна

учитель ИЗО, МХК








2020 г.

г. Феодосия


Содержание


1

Введение

2

2

Жизнь и эпоха

3

3

Знаменитые работы

5


Хаос. Сотворение мира

5


Чесменский бой

6


Радуга

7


Черное море

8


Среди волн

9

4

Шедевр

10


Девятый вал

10

5

Картинная галерея

12

6

Заключение

15

7

Список литературы

16

8

Экскурсия учащихся

17































Введение


Вряд ли мы найдем в истории русской живописи еще столь «специализированного» художника, каким был Айвазовский, которым всю жизнь владела одна огромная страсть – к морю. Его картины несут на себе яркие следы этой страсти. Этой влюбленности в морскую стихию было и «биографическое» объяснение – родившись в Крыму, в Феодосии, будущий художник уже в детстве получил своеобразный «морской удар». Свою жизнь он сделал сам – ничто не предвещало того, что мальчик из бедной армянской семьи станет живописцем, чьи полотна прогремят по всей Европе.

Блестяще окончив петербургскую Академию художеств, Айвазовский уехал в Европу полунищим безвестным художником, но уже через несколько лет великий Тёрнер посвятил ему восторженное стихотворение. «Кричащий» романтизм молодого Айвазовского пришелся тогдашней эпохе в самую пору. Позже, когда в русском изобразительном искусстве развернулось движение передвижников, мастер многим показался устаревшим. Но он смог доказать, что его критики ошибаются, – в зрелые годы написав несколько истинных шедевров, заставивших вновь заговорить об Айвазовском в превосходных степенях.

Родной город живописца хранит о нем благодарную память до сих пор – Айвазовский стал его настоящим «отцом», вникавшим во все перипетии и частности городской жизни и сделавшим очень многое для того, чтобы эта жизнь была достойной.
























Жизнь и эпоха


Иван Айвазовский родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии в армянской семье.

В книге рождений и крещений феодосийской армянской церкви будущий живописец был записан как «Ованес, сын Георга Айвазяна».

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленные рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота. С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев.

Романтика подвигов сражавшихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование своеобразных черт его таланта. Мальчик рос резвым и смышленым – рисованием он увлекался с ранних лет. Жизнь Оника, ничем не отличавшаяся от жизни городских мальчишек, изменилась, когда его рисунки увидел феодосийский градоначальник А. И. Казначеев – человек большой культуры, хорошо знакомый Пушкина. Благодаря стараниям Казначеева Айвазовский сначала оказался в симферопольской гимназии (в 1830 году), а потом и в петербургской Академии художеств (в 1833 году).

Общительный, остроумный, красивый, Айвазовский быстро сходился с людьми – среди его знакомых были Пушкин, Крылов, Жуковский.

Его академические успехи были несомненны. Море он начал писать уже в академии – его первые награды связаны с морскими этюдами.

В 1935 году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1937 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. За три морских вида и в особенности за картину «Штиль» Айвазовскому присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840)

«Ветряная мельница на берегу моря» (1837), «Берег моря ночью» (1837), «Керчь» (1839) и другие.

В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. Трижды Айвазовский ходил в плавание, принимал участие в десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов. В нем родилась батальная живопись и началась дружба с будущими знаменитыми адмиралами – М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленные Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков. Художник создает первое батальное полотно – «Высадка десанта у Субаши» (1839).

В 1840 году Айвазовский отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки – Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский художник изменил на Айвазовский. Успех Айвазовского в Италии и европейская слава сопутствовали ему во время командировки.

В 1844 году, сразу же по возвращению в Россию Айвазовскому, за выдающиеся успехи в живописи, было присуждено звание академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончании путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии на берегу моря большой мастерской и дома, который с этого времени стал местом его постоянного жительства.

В Феодосии художника чтили как «отца города». Он настоял на строительстве порта и проведения железной дороги, возвел здание историко-археологического музея, основал картинную галерею, решил проблему снабжения города питьевой водой.

Айвазовский много путешествовал по свету, но всякий раз возвращался в родную Феодосию. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Художник говорил о своем творческом методе: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...».

Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. В творчестве Айвазовского можно встретить картины на самые разнообразные темы, например, изображения природы Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях.

Закат его был светел. «Счастье улыбнулось мне», – как-то заметил он о своей жизни, исполненной трудов и успехов. Умет Айвазовский у себя дома – 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года. Похоронили его рядом с древним армянским храмом.





Знаменитые работы


Хаос. Сотворение мира

1841 г.

106 х 75 см

Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция



Одна из важнейших работ Айвазовского 1841 года – картина «Хаос. Сотворение мира». Она ознаменовала собой поиски новой темы. Морские сюжеты – в силу изменчивости и непредсказуемости моря – заведомо романтичны, но Айвазовский, боясь повторений, решил «углубить» морской пейзаж библейскими аллюзиями. Картина стала сенсацией в Италии – ее приобрел для галереи Ватикана римский папа Григорий ХVI, Наградив автора золотой медалью.



Чесменский бой

1848 г.

193 х 183 см

Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия



Айвазовский, назначенный в 1844 году «живописцем Главного морского штаба», занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Победы русских моряков восхищали его, с русским флотом он дружил столь тесно, что, когда в 1846 году художник отмечал десятилетие своей творческой деятельности, в Феодосию его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. Корнилова, будущего героя Севастопольской обороны. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединенная эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его. Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские – лишь 11. Командующий флотом граф А. Орлов сообщал об этой «виктории» Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всем архипелаге господствующими». Контроль над Дарданеллами был установлен.


Радуга

1873 г.

102 х 132 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва



Мотив радуги - один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией. Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества.









Черное море

1881 г.

149 х 208 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва



Глядя на морской пейзаж, изображенный на картине Ивана Айвазовского «Черное море» невольно ощущаешь прикосновение крепкого ветра, шум совсем не маленьких волн, как будто сам присутствуешь на картине посреди волнующегося безбрежного Черного моря.

Композиция картины состоит из двух практически равных частей – хмурого низко нависшего неба и беспокойной, почти черной воды. Линия горизонта разделяет эти две стихии, которые, кажется, стремятся слиться воедино. Облака, почти белые и воздушные в правой части картины, в левой становятся темными тучами – приближается шторм. Свет солнца, еще не совсем закрытого тучами, играет на гребнях метущихся волн.

Где-то далеко на горизонте виднеются очертания парусника; что делает он там, где скоро начнется буря? Может быть, торопится поскорее домой, в родную гавань, где сможет укрыться от надвигающейся непогоды?

Волны на картине приходя из-за горизонта неумолимо движутся на зрителя, создавая особый эффект присутствия. Этой картиной Айвазовский продемонстрировал свой главный талант – умение не только реалистично показать волнующуюся водную гладь, но и показать стихию воды, в данном случае Черное море, неким живым организмом, со своим особым ритмом, дыханием.

Среди волн

1898 г.

285 х 429 см

Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия



В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.

Художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств.

Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.

Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. «Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом – уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.

Мастерство картины «Среди волн» – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

Шедевр


Девятый вал

1850 г.

221 х 332 см

Государственный Русский музей, Санкт-петербург



«Девятый вал» – настоящий шедевр русской живописи и пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского.

В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства – он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.

Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.

Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.

Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.

С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым».

Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах – так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу – тревожное сине-зеленое море, гребни волн которого переливаются всеми цветами радуги.

Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии.





































Картинная галерея



Картинная галерея, которую Айвазовский завещал родному городу, прошла невредимой сквозь бури и потрясения ХХ века. Самое серьезное собрание работ художника хранится именно в ней.

Картины Айвазовского представлены как в отечественных (Москва, Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Саратов, Ярославль и другие), так и зарубежных (Армения, Грузия, Беларусь, Украина, Казахстан, Латвия, Германия, Италия, Франция, США) коллекциях живописи. При этом нет ничего удивительного в том, что наиболее обширным собранием его произведений обладает Феодосийская картинная галерея его имени, ставшая живым памятником художнику.

Насчитывающая двадцать пять столетий история Феодосии, одного из древнейших городов мира, ярка и необычна. Все главные события в летописи города XIX века неразрывно связаны с именем и разносторонней деятельностью Айвазовского, первого почетного гражданина Феодосии и доброго гения этих мест.

Любовь к родному городу, радение о его благосостоянии, непререкаемый авторитет среди местного населения превратили Айвазовского в автора и активного участника реализации многих проектов, кардинально изменивших жизнь Феодосии и феодосийцев. Главным событием XIX века в культурной жизни юга России стало создание первой публичной картинной галереи.

Открытие галереи приурочили ко дню рождения Айвазовского – оно состоялось 29 июля 1880 года. Галерея располагалась в специально построенном по проекту художника зале. Ее здание вплотную примыкало к дому мастера, возведенному к началу 1850-х годов по образу и подобию итальянских загородных вилл эпохи Возрождения. Он располагался вне городской территории на самом берегу моря и поражал своими размерами, функционально ориентированными архитектурными формами, внушительностью главного фасада, богато декорированного привезенной из Италии мраморной и керамической скульптурной и импозантностью интерьеров парадных гостиных, предназначенных для приема гостей.



В 1890 году художник реконструировал галерею, переделав, в частности, кровлю в виде большого стеклянного фонаря, что улучшило освещение помещения.

В течение первых двадцати лет существования коллекция галереи и ее экспозиция не были постоянными. Айвазовский часто устраивал выставки своих работ в России и за рубежом. Картины продавались и, как правило, не возвращались в Феодосию. Но художник работал довольно быстро, и в течение нескольких месяцев зал заполнялся новыми произведениями. Таким образом, зрителей в галерее всегда ожидали новые впечатления.

Больше всего посетителей было в доме живописца летом и осенью, когда в Феодосию заходили пассажирские пароходы. Особенно привлекала публику близость самого художника. Айвазовский часто, когда в зале собиралось много гостей, спускался из мастерской и беседовал с ними.

Дом Айвазовского был открыт для друзей. В нем бывали и гостили многие выдающиеся деятели культуры того времени, художники, музыканты и артисты.

После смерти Айвазовского картинная галерея, согласно его завещанию, стала собственностью города.

В начале ХХ века жизнь в ней замерла, назначаемые городской думой заведующие не могли заменить ушедшего мастера. В 1914 году началась Первая мировая война, и в связи с угрозой бомбардировок с моря коллекцию вывезли в Симферополь. Вернулась она на свое место лишь в начале 1920-х годов, когда галерея была национализирована.

В 1923 году ее директором стал Николай Степанович Барсамов (1892 – 1978). Следующие полвека истории галереи связаны с именем этого выдающегося человека, автора самого полного исследования жизни и творчества Айвазовского, одаренного педагога и талантливого художника. В галерею стали поступать работы живописцев, творчество которых в той или иной степени было связано с искусством Айвазовского – произведения его учеников, последователей, Художников Киммерийской школы.

В годы Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали в Ереван. Но уже к маю 1946 года в здании были завершены ремонтно-восстановительные работы, и после пятилетнего перерыва в залах галереи вновь появились любители живописи.

В собрание галереи Айвазовского входят уникальный комплекс произведений живописи и графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства – всего более 11 тысяч экспонатов. В музее хранится 417 работ Айвазовского. Экспозиция располагается в двух зданиях – в доме И. К. Айвазовского и особняке сестры художника. Здесь представлены его собственные произведения, а также работы его современников, художников и последователей: Л. Лагорио, А. Фесслера, Э. Магдесяна, М. Латри, А. Ганзена, К. Богаевског, М. Волошина, Н. Барсамова и другие.

























Заключение


В своем проекте я хотела рассказать о жизни известнейшего русского художника - мариниста. Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени –  шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии.

До последнего дня он сохранил не только зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой творческий путь без малейших сомнений, сохранив ясность чувств и мышления до глубочайшей старости.

По-моему, творчество Айвазовского было очень патриотично. Его заслуги в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.

Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте восьмидесяти трех лет. Я думаю, что память об этом великом художнике и его картинах навсегда останется в сердцах миллионов людей со всего мира.




















Список литературы


«Художественная галерея», Выпуск № 31, 2007, ООО «Де Агостини», Россия.

Барсамов Н. С., Иван Константинович Айвазовский, Издательство Академии художеств СССР, Москва, 1963.

Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : Альбом /Автор и составитель Полун С. С. – К. : Мистецтво, 1981.

Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского : Путеводитель / Погребецкая И. М., Полун С. С., Богданова А. Н., Стефанова С. В. – 4-е изд., доп. – Симферополь: Таврия, 1987.

Балахонова А. И., Балахонов В. И., Феодосия. – 6-е изд., перераб. и доп. – Симферополь : Таврия, 1981.


































Экскурсия учащихся

















































20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!