6
МОБУ «СДТТ г. Оренбурга»
Творческий проект:
«Модель самолета»
Выполнил:
ученик 4 «В» класса
СОШ №15
Долбня Никита
ПДО Касьянова Л.М.
Оренбург 2019
Содержание:
Пояснительная записка:
I. Поисковый (подготовительный) этап
1.Обоснование темы проекта
2.Требования к изготовлению изделия и выбор лучшего варианта
II. Технологический этап
1.Техническая документация (чертеж изделия)
А) Изготовление фюзеляжа, крыльев, хвостовой части, винтовой части.
Б) Сборка изделия и его окончательная отделка
2.Технологическая карта (процесс изготовления)
3.Организация рабочего места и подготовка инструментов
4.Правила техники безопасности
III. Заключительный этап
1.Фотографии
2.Экономическое обоснование
3.Анализ проделанной работы
4. Источники информации, использованные при выполнении проекта
Пояснительная записка:
Я занимаюсь авиамоделизмом, увлекаюсь различными конструкциями самолетов. Я часто собираю модели различных видов самолётов из готовых деталей. В магазинах можно найти самые разнообразные модели, но сделать самому гораздо интересней. Поэтому я решил смастерить какую либо модель своими руками. Исходя из вышеизложенного, темой творческого проекта является разработка и изготовление модели самолета.
В оформлении своего проекта я использовал самую новейшую информацию, которая существует в учебниках Симоненко В.Д.
Так автор нашего учебника разделил процесс выполнения проекта на 3 этапа. И это очень удобно потому, что понятно, какие надо сделать шаги, чтобы успешно изготовить изделие. Весь проект делится на 3 части: поисковый, технологический и заключительный этап. Все 3 этапа очень важны, а заключительный этап завершается защитой (презентацией) проекта.
В моем проекте вы увидите последовательное описание изготовления изделия строго по содержанию. Считаю, что сделал отличный выбор темы проекта, т.к в процессе работы приобрел уникальные навыки, получил теоретические знания и вообще осуществил свою мечту.
I. Поисковый (подготовительный) этап:
1.Обоснование темы проекта:
Разные модели самолетов мы часто видим в журналах, на экране телевизора, и их внешний вид нам знаком. Чтобы выбрать возможные для изготовления варианты изделий, я просмотрел различные книги и сайты Интернет. В результате поиска соответствующей информации я остановился на 3-х возможных вариантах.
Вариант №1
Вариант № 2
Вариант № 3
Соизмерив 3 варианта, я остановился на 2 варианте, т.к. этот самолет показался наиболее интересным. Моя модель легка в изготовлении, т.к. состоит из небольшого количества конструкционных деталей и изготовлена из доступных материалов.
К тому же, скоро наша страна отметит 72-ю годовщину Победы в ВОВ. И моя модель самолета может способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое, так же как и я не видело войны. Но гордится своими дедами и прадедами, отстоявшими победу ценой собственной жизни, чтобы мы сейчас могли заниматься своим любимым делом.
2.Требования (критерия) к изготовлению изделия и выбор лучшего варианта:
1.Малый расход материалов (экономичность).
2.Простота конструкций (мало деталей).
3.Простота технологии изготовления (все технологические операции доступны восьмикласснику).
4.Небольшие затраты времени на изготовление.
5.Красивый внешний вид (эстетичность).
6.Экологичность.
Чтобы выбрать возможные для изготовления варианты изделий, я просмотрел различные книги и сайты Интернет.
II. Технологический этап:
1. Техническая документация (чертеж изделия):
Разработка шаблонов деталей изделия (с помощью преподавателя)
№ п/п | Наименование | Материал | Размеры, мм |
11 | Фюзеляж самолет | Брусок | 400х50х30 |
22 | Крыло самолета | Фанера | 300х50х3 |
33 | Крыло самолета | Фанера | 280х50x3 |
44 | Винт самолета | Брусочек | 70х15х10 |
55 | Хвост самолета | Фанера | 60х40х3 |
А) Изготовление фюзеляжа, крыльев, хвостовой части, винтовой части.
Выбрать заготовку с четом припусков на обработку.
Разметить детали с помощью линейки и карандаша по шаблону.
Выстрогать контур и очертания фюзеляжа с помощью рубанка, обработать рашпилем и напильником.
Выпилить контур и очертания крыльев с помощью лобзика.
Зачистить торцы и кромки деталей. Отшлифовать при помощи напильника, шлифовальной колодки.
Б) Сборка изделия и его окончательная отделка
Соединить детали между собой с помощью спичек и клея.
Зачистить все детали мелкозернистой шлифовальной шкуркой и раскрасить краской. Проконтролировать размеры и качество изделия.
2. Технологическая карта (процесс изготовления):
3.Организация рабочего места и подготовка инструментов:
Для изготовления самолета мне потребовалась фанера – толщина 3 мм. Для нанесения чертежа нужен остро заточенный карандаш и ровная линейка.
Инструменты для обработки данного материала имеются в школьной мастерской – рубанок, рашпиль, напильник, лобзик, напильник, шлифовальная колодка, мелкозернистая шлифовальная шкурка. Все необходимые инструменты должны быть под рукой, а так же салфетки для аккуратного склеивания деталей. Перчатки для защиты рук от клея. Для склеивания изделия лучше всего выбрать клей ПВА на водной основе без запаха.
На изготовление модели пойдет совсем немного материала, она не будет дорогой. Для того чтобы модель было легко изготовить, была разработана несложная технология ее изготовления. Если что-то в готовой модели будет выглядеть недостаточно хорошо, всегда есть возможность ее доработать.
4.Правила техники безопасности:
Лобзик - это опасный режущий инструмент .Обращаться с ним надо осторожно.
Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
Не применять больших усилий при резании инструментом.
Хранить лобзик в специально отведенном месте, аккуратно менять лезвие в случае поломки.
Приклеивание изделий производить только на накладной доске.
Не клеить изделия и не хранить клей вблизи нагревательных приборов.
Проветрить помещение, в котором проводится приклеивание.
Руки после приклеивания вымыть с мылом.
Заключительный этап:
1.Фотографии:
Начало работы
В процессе:
Почти все готово:
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Расчёт себестоимости изделия
Себестоимость модели состоит из затрат на материалы, использование инструментов, С-себестоимость модели, включает только материальные затраты - Мз на ее изготовление, т.е. С=Мз
Для расчёта материальных затрат, составим таблицу:
№ п/п | Наименование детали | Материал | Цена за единицу, руб. | Количество, шт. | Стоимость |
Условное обозначение | Стоимость |
1 | Фюзеляж самолет | Брусок | 20 | 1 | С1 | 20 |
2 | Крыло самолета | Фанера | 10 | 1 | С2 | 10 |
3 | Крыло самолета | Фанера | 10 | 1 | С3 | 10 |
4 | Хвост самолета | Фанера | 3 | 1 | С4 | 3 |
5 | Винт самолета | Брусок | 3 | 1 | С5 | 3 |
8 | | Клей | 16 | 1\5 | С6 | 3 |
9 | | Краска | 120 | 1/4 | С7 | 30 |
Итого | 79 |
Таким образом, С = Мз = С1 + С2 + С3 + С4 + С6 + С7 + = =20+10+10+3+3+3+30=79 (руб.)
В магазине аналог моей модели стоит минимум 300 рублей. Следовательно, экономия составит около 221 рубль, что существенно. На эти деньги можно еще изготовить три различных модели.
3.Анализ проделанной работы:
После окончания работы мой учитель положительно оценил выполненное изделие. Результатом моей работы является изготовленная модель самолёта, состоящая из фюзеляжа, крыла, хвостовой и винтовой частей. После ее окончания я увидел результат своего труда и был очень рад, что смог создать такую классную модель самолета. Эта работа заставила по другому относится к самому себе, т.к я понял, что могу быть ответственным, целеустремленным и способным на такую сложную и серьезную работу. Я развил свои навыки по черчению, математике, истории и конечно же технологии.
Для того, чтобы сделать модель, я изучил много литературы, читал авиамодельные форумы. Модель получилась лёгкая и практичная.
4)Источники информации, использованные при выполнении проекта:
А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко "Технология. Индустриальные технологии", учебник 6 класс – М: Вентана-Граф,2014
Горский В. А. Техническое конструирование.- М.: ДОСААФ, 1977. 128 с.
Техническое творчество. Пособие для руководителей технических кружков. -M.: Молодая гвардия, 1955.
Техническое моделирование и конструирование / Под. ред. В. Колотилова. - М.: Просвещение, 1983.