Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат
г. Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района
Творческий проект
«Наглядное пособие для уроков технологии по теме: «Бытовые электроприборы на кухне»
Выполнили:
обучающиеся 8-го «Б» класса
Руководитель:
Похлебаева Л.Р.
учитель технологии.
Февраль 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Обоснование выбора темы проекта………………………………………3
2. Теоретическая часть…………………………………………………….. 4
2.1. История появления наглядных пособий………………………………4
2.2. Банк идей ………………………………………………………………5
3. Практическая часть……………………………………………………. ..7
3.1. Выбор материалов и инструментов………………………………… ..7
3.2. Правила безопасности при изготовлении макетов…………………..9
3.3. Технологический процесс изготовления макетов.…………………10
3. Экономический расчет……………………………………………… ..12
Оценка изделия………………………………………………………….13
Источники информации……………………………………………… ..14
Приложение…………………………………………………………..…15
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ПРОЕКТА
Современные уроки Технологи дают возможность познакомится с разными сферами деятельности человека: технология ведения домашнего хозяйства, обработка конструкционных и текстильных материалов, кулинарная обработка продуктов питания, технологии растениеводства и животноводства, различные технологии в сфере энергетики, социальной сферы и медицины. Некоторые темы достаточно сложно понять, используя только учебник. Поэтому учителя на своих уроках используют разные виды демонстрационных (наглядных) материалов: плакаты, презентации, видеоуроки, макеты, готовые изделия и многое другое. Это позволяет сделать урок интересным и лучше усвоить учебный материал.
Наглядные учебные пособия, являются одним из важнейших источников информации, которые помогают учителю эффективно организовать образовательный процесс.
Однако по некоторым темам недостаточно наглядного материала и необходимого оборудования. Например, в разделе «Технология кулинарной обработки продуктов питания» мы изучаем не только процесс обработки, рецепты изготовления блюд, но кухонный инвентарь, приспособления и необходимые электроприборы. Но условий для практических работ по этой теме в нашем кабинете технологии нет. Поэтому мы решили попробовать изготовить наглядные пособия кухонных бытовых электроприборов.
Цель проекта – разработка и изготовление комплекта наглядного пособия по теме: «Бытовые электроприборы на кухне»
Задачи
Изучить понятие «наглядное пособие» и познакомиться с историей создания наглядных пособий.
Исследовать и оценить возможные варианты наглядных пособий
Выбрать лучший вариант
Определить порядок изготовления и необходимые материалы
Изготовить и описать процесс изготовления.
Определить затраты на его изготовление
Оценить свое изделие
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История появления наглядных пособий.
Наглядные учебные пособия – это плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в.. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.
Рисунок, картина, вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы, явления, события. Обучение возникло за много тысяч лет до Я.А. Коменского и нельзя думать, что ребенок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чем ему говорил наставник, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребенка и взрослого. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ученику для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки. Книга усложняет познавательную деятельность ребенка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Использование в обучении принципа наглядности применяли еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других странах.
Современные виды наглядных пособий:
Объемные – макеты, фигуры, модели, коллекции натуральных образцов, муляжи.
Изобразительные - картины, фотографии, рисунки, плакаты.
Графические - графики, карты, схемы.
Звукоизобразительные – кинофильм, видеоролик, презентация.
Банк идей
Презентация
Фотографии
Схема
4. Макет
Критерии оценки изделия
Информативность
Эстетичность
Экологичность
Время на изготовления
Удобство эксплуатации
Сложность изготовления
Доступность материалов
Эргономичность (удобство в использовании)
Оценка идей.
№ идеи | Информативность | Эстетичность | Экологическая безопасность | Время на выполнения | Удобство эксплуатации | Сложность изготовления | Доступность материалов | Эргономичность (удобство в использовании) | Сумма выбора |
1 | + | + | _ | _ | _ | _ | + | + | 4 |
2 | + | + | + | _ | _ | _ | + | + | 5 |
3 | _ | _ | + | _ | _ | _ | + | + | 3 |
4 | + | + | + | + | + | - | + | + | 7 |
Наибольшее количество балов набрали макеты – 7 баллов.
Маке́т (фр. maquette — масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно.
Вывод: оценив все возможные идеи, решено изготовить наглядные пособия в виде макетов.
Во-первых, на основании оценивания критериев.
Во-вторых, изготовлением макетов может заниматься несколько человек, так как на кухне используется много разных электроприборов.
В-третьих, это очень интересное занятие на уроке технологии.
Для определения видов бытовых электроприборов для кухни мы посетили магазин бытовой техники. Разнообразие бытовой электротехники было очень большим: холодильник, плита, мультиварка, пароварка, миксер, блендер, микроволновая печь, электрочайник, посудомоечная машина, кофемашина, кофеварка и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выбор материалов и инструментов
При изготовления макетов электрооборудования для кухни используются различные материалы и инструменты
Материалы и инструменты для изготовления макетов
Таблица 1
Материалы | Инструменты |
Белая бумага. | Канцелярский нож, резак. |
2.Цветная бумага | 2. Ножницы |
3.Ватман. | 3. Линейка. |
4.Цветные карандаши | Угольник прямоугольный. |
5.Пластилин | Карандаш. |
Картон тонкий, гофрокартон в листах. | Ластик. |
7.Клей ПВА, клей-карандаш | Кисточки. |
8. Скотч. | |
9.Шаблоны готовых макетов из бумаги, распечатанных на принтере | |
10.Большая коробка. | |
11. Обои | |
12. Фетр. | |
13. Фломастеры. | |
14. Коробочки и баночки пластиковые. | |
Правила безопасности при изготовлении макетов
При выполнении практической работы над проектом необходимо соблюдать приемы и правила техники безопасности.
Техника безопасности в кабинете технологии
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
По окончании урока привести в порядок рабочее место.
Снять спецодежду, вымыть руки.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом.
Выдвигать небольшую часть лезвия.
Работать канцелярским ножом на рабочей доске.
Выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. Храни ножницы в указанном месте. 2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола. 3. При работе внимательно следи за линией разреза. 4. Не работай тупыми ножницами. 5. Во время резания придерживай бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц. 6. Не держи ножницы концами вверх. 7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. 8. Не ходи по классу во время работы с ножницами. 9. Передавай ножницы однокласснику только в закрытом виде, кольцами вперёд. 10. Работая с бумагой, можно обойтись и без ножниц. Отделить лишнюю бумагу можно при помощи линейки или линии сгиба на бумаге.
Правила безопасной работы с клеем
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
При выполнении работ с бумагой и картоном выполняются следующие технические условия:
1. Использовать подкладную доску.
2. При разрезании бумаги обратить внимание, чтобы:
- линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
- прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
- отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
- при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
- очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала проколите острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем вырезайте середину;
3. При работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.
4. После работы всё собрать, обрезки бумаги сложить в коробочку.
Технологический процесс изготовления макетов
Порядок изготовления макетов оформлен в виде таблицы.
Технологическая карта изготовления макетов бытовой техники для кухни.
Таблица 2
№ | Технологическая операция | Эскиз, фото. |
1. | Определить макеты каких электроприборов можно изготовить | |
2. | Подобрать необходимые материалы и инструменты. | |
3. | Распечатать на принтере шаблоны бытовой электротехники. | и т. д. |
4. | Вырезать по контуру шаблоны и детали бумажной модели. | |
5. | Обвести шаблоны на картон, бумагу (по необходимости, для придания макету формы и жесткости) | |
6. | Определить вид сгиба в бумажных моделях - внешний сгиб, внутренний сгиб. | |
7. | Подготовить сгибы. Разметить линии сгиба на гофркартоне. Провести тупым инструментом вдоль линий сгиба, делая небольшую канавку. | |
8. | Согнуть по соответствующим линиям заготовку для уточнения линий соединения (сборка без клея) | |
9. | Выполнить одинарную наклейку. (склеить основную деталь с деталью из картона для жесткости ) | |
10. | Склеить детали по разметкам. Клей наносить на боковые грани. (внутреннее приклеивание, когда одна деталь помещается в другую). Важно! Склеивание выполнять поэтапно (ждать высыхания клея одной стороны, затем клеить другую сторону) | |
11. | Декорирование. Окраска. Перед сборкой, если необходимо используйте цветные фломастеры или карандаши, чтобы подкрасить края в тот цвет, который нужен. | |
12. | Макеты электробытовой техники готовы. | |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Стоимость изготовленного макетов в основном определяется затратами на материалы и инструменты (которые были куплены для выполнения этого проекта)
Затраты на материалы и инструменты
Таблица 3
№п/п | Материалы | Кол-во | Затраты |
1. | Бумага для принтера 1лист по 50 коп. | 30 листов | 15 руб. |
2. | Клей-карандаш по 60 руб. | 1 | 60 руб. |
3. | Клей ПВА | 1 | 45 руб. |
| Всего: | | 120 руб. |
В результате подсчетов, материальные затраты по изготовлению комплекта макетов электрооборудования для кухни составили 120 рублей.
Оценка изделия
Макеты электробытовой техники на кухне устойчивы и легко перемещаются с места на место. Удобны в обращении, доступны школьникам для свободного изучения. Эстетически оформлены. Будут служить длительное время, как наглядное пособие для уроков технологии.
Выводы
Сделанное пособие соответствуют всем требованиям, которые были определены в начале работы.
Цель работы: разработка и изготовление комплекта наглядного пособия по теме: «Бытовые электроприборы на кухне» - была достигнута.
Были решены задачи:
Мы изучили понятие «наглядное пособие» и познакомились с историей создания наглядных пособий.
Исследовали и оценили возможные варианты наглядных пособий. 3. Выбрали лучший вариант.
4. Определили порядок изготовления и необходимые материалы и инструменты.
5. Изготовили и описали процесс изготовления, составили технологическую карту изготовления макетов бытовой техники для кухни.
6. Определили затраты на его изготовление.
Пособие получилось информативным, безопасным, эстетичным, полезным, простым в эксплуатации.
Результатом работы мы довольны, применили творческий подход к работе, дополнительно к бытовой технике изготовили кухню и мебель.
Свои макеты мы можем выставлять на школьной выставке, передавать в начальную школу, для использования их на уроках окружающего мира.
Свои знания по макетированию учащиеся смогут применять и в дальнейшем. Все мы живем в квартирах, у многих есть приусадебные участки. Для их благоустройства можно создавать макеты. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
‒ Закрепление и обобщение знаний школьников по той или иной теме.
‒ Решение конкретных задач на основе макета.
‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.
‒ Формирование навыков сочинительства.
- Формирование творческих способностей.
‒ Воспитание доброжелательности.
‒ Умения работать в коллективе.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Учебники
1. Учебник технологии 8-9 классы А.Т.Тищенко, Н. В. Синица.
2.Учебно-методическое пособие «Макетирование из бумаги и картона» А. А. Герасимов, В.И. Коваленко.
Интернет-ресурсы
Виды учебных пособий. https://xn----itbkcijdbf2ab0f9b.xn--p1ai/vidy-uchebnyh-posobij.php
Техника изготовления бумажных моделей. https://paper-models.ru/technique
ПРИЛОЖЕНИЕ
15