СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Наследие славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример творческого проекта по изготовлению швейного изделия

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Наследие славян"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Синеборская основная общеобразовательная школа»

Увельский муниципальный район









Творческая проектная работа









Выполнила: ученица 9 класса

Фёдорова Надежда Дмитриевна

Куратор: учитель технологии

Левина Ирина Владимировна





Синий Бор, 2023

Содержание


Введение ………………………………………………………………………….3

Основная часть

  1. Проблемно - поисковый этап

    1. Особенности одежды славян ……………………………….……..4

    2. Выбор цветовой гаммы………………………………………….…6

    1. Анализ существующих моделей ………………………………….7

    2. Выбор и описание моделей…………………..………….…………9

    3. Выбор отделки и аксессуаров …………………………………....11

    4. Выбор материалов и оборудования………..………………….….12

  1. Конструкторский этап

2.1Снятие мерок……………………………………………………..…13

2.2.Конструирование и моделирование швейного изделия………...14

2.3.Разработка схемы ткачества………………….……………………16

  1. Технологический этап

    1. Раскрой……………………………………………………………...16

    2. Выбор методов обработки……………………………….………...17

    3. Техника ткачества………………………………………………….19

    4. Уход за изделием...………………………………………………...20

Заключение…………………………….…………………………………………23

Используемые источники информации…………………...……………………25 Приложение1……………………………………………………………………..26

Приложение 2…………………………………………………………………….27

Приложение 3…………………………………………………………………….29


Введение


Сохраним традиции - именно так можно сформулировать главную миссию Всероссийского Бажовского фестиваля народного творчества. Многие годы «Бажовка» является праздником народных культур, искусства и творчества. Благодаря маме, я с малых лет стала постоянной участницей этого фестиваля: сначала просто зрителем, а потом активным участником от районного Дома народного творчества гончарная мастерская «Дар». Одним из требований Бажовского фестиваля является наличие национального костюма. Именно эта необходимость привела меня к теме моего проекта.

Цель проекта: Изготовление платья со славянскими мотивами.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Познакомиться с особенностями славянской одежды, с её разновидностями и возможностями применения в современном костюме.

  2. На основе изученного материала создать эскиз платья.

  3. Подобрать материал и разработать технологию изготовления.

  4. Изготовить изделие.

Требования к будущему изделию:

  1. Платье должно быть эффектным, запоминающимся.

  2. Идея создания платья – славянские истоки

  3. Общая стоимость должна быть в пределах 1000 рублей.

  4. Методы кроя и технология изготовления должны быть простыми, так как я ограничена во времени.

  5. Платье должно быть изготовлено из экологически чистых материалов.



1.1 Особенности одежды славян


В славянской одежде воплощены и культура, и особая энергетика славянского народа. Современность воспевает русскую красавицу и присущую ей нежность, невинность, романтичность и очарование.

Давайте себе представим славянский народный костюм: подол женской рубахи, сарафана, юбки всегда украшали орнаментом, который обозначал Землю, пашню, засеянное поле. Верхняя часть — это «небо». А у головных уборов и вовсе названия птичьи. Кичка или кика — утка, кокошник — происходит от слова кокошь (курица). Был даже головной убор под названием сорока. Вот и получается, что женский костюм — это маленькая модель мира.

Длинный просторный сарафан. Это может быть классическое платье в пол или платья типа рубаха, присобраное ремешком, с этническими узорами. В славянской одежде вышивка играла важную роль. Она считалась оберегом для дома, семьи, для души и здоровья. Именно поэтому появился славянский boho стиль, объединяющий простоту славянских мотивов и современных трендов. Изначально, расшитая одежда из натуральных тканей, была предназначена для обрядов и воссоединения с природными силами, древними скифскими богами. Одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов. На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц. Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье. Символом любви у славян считалась роза. Праздничная одежда крестьянок кроилась так же, как и будничная. Отличие было лишь в обилии вышитых да вытканных узоров, в нагрудных украшениях и домотканых цветных поясах. Часто в одной местности встречалось до тридцати видов одежды и сложных головных уборов.

Длинная девичья праздничная рубаха состояла из четырех полотнищ белой льняной ткани. Полики — косые нашивки на область плеча расшиты узорами, а рукава очень похожи на рукава телогреи, они очень длинные — ниже колена, с узким завершением, собираются на руках складками. Горловина на небольшой стойке с застежкой на металлическую пуговицу. Ворот, грудь, низ рукавов украшались вышивками нитями красного цвета с небольшим вкраплением черного. Полики отделывали различными мережками, красными нитями и кружевом. Такую рубаху подпоясывали длинным тканым или вязаным поясом с бахромой на концах. В косу вплетали косник, шитый жемчугом и цветным бисером. (см. рис. 1).



Рис.1. Славянский костюм



1.2 Выбор цветовой гаммы



Славянский стиль характеризует некая монотонность. Смешение множества цветов недопустимо. Цвет как и вышивка имеет большое значение.
У восточных славян нет пестрых цветовых сочетаний и бездумных объединений. Каждый цвет несет свою символику и по древним поверьям налагает отпечаток на жизнь человека. Славяне очень ответственно относились к выбору цвета в своей жизни. Традиционные цвета: черный – символ земли; красный – символизирует любовь, радость, женскую красоту и мужскую статность; белый – цвет обновление; желтый – цвет благополучия.

Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.

 Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.

Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, жёлтый, зелёный, голубой, багровый, малиновый цвета.

Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость. Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.

Синий цвет — цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности. Зелёный цвет — цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй - Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.

Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя.(см рис. 2)

Рис. 2 Цвет в славянском костюме


1.3. Анализ существующих моделей


Национальная одежда украшает и подчеркивает природные черты внешности. Эффектным его делает сочетание 5 ключевых элементов, которые гармонично дополняют друг друга:

1.Рубаха. Основа традиционного наряда была одинаковой во всех губерниях. Женщины носили рубахи и верили, что они защищают от нечисти. У такой одежды были свои особенности:

    • длинный подол до пят;

    • широкие в плечах и на запястьях рукава;

    • вышивка по низу с геометрическим орнаментом;

    • модные в определенной губернии цвета (в Воронеже узоры делали чёрными, на юге — красными).

Чтобы сэкономить, брали 2 ткани: для верха («стана») — дорогую, для низа — более дешёвую. У каждой русской красавицы было до дюжины рубах — повседневные, праздничные, траурная и свадебная — самая нарядная.

2.Сарафан или понёва. В центральных и северных губерниях поверх рубахи надевали длинный косоклинный сарафан. Его шили из однотонной шерсти, украшали тесьмой и лентами. Потом популярными стали «московские» сарафаны прямого кроя на лямках. Они изготавливались из кумача, набивного ситца или пестряди. На юге замужние барышни поверх рубахи надевали понёву. Понёвы — это шерстяные или конопляные юбки из 3 полотнищ на поясе. Они делились на повседневные и праздничные, у которых подолы украшались нарядными нашивками («клажей»).

3.Передник. Верхняя часть русского народного костюма — передник. Он кроился из полотна ткани с квадратной дыркой для головы посередине. Его называли «занавеской», «завеской» или «запоном». В старину передники делали туникообразными, а позже их сменили модели на кокетке. Для украшения использовали ленты, кружева, бахрому и вставки из ситца — «цветную перевить».

4.Головной убор. Незамужние девушки носили повязки с пушком или перьями по бокам. После свадьбы женщина надевала кику с сорокой. У неё была сложная конструкция и твёрдая часть, прикрывающая лоб. Для торжественных случаев использовали кокошники, но в 19 в. популярными стали платки. Девушки завязывали их под подбородком, а замужние женщины — на затылке.

5.Украшения. Образ раньше дополняли всевозможными аксессуарами. В моде были тканевые кушаки, плетёные опояски и украшения — серьги до плеч, ожерелки из бисера и жемчуга, на которые навешивали бусы, ленты, крестики. (см. рис. 3)


Рис.3 Варианты национального костюма


1.4. Выбор и описание модели


Для того чтобы создать платье стилизованное под славянский стиль необходимо использовать: натуральную ткань светлых тонов; свободный крой платья, яркую отделку. Используя изученный материал, были нарисованы эскизы, из которых я выбрала модель № 1 (см. рис. 4)

Описание модели: Национальное платье белого цвета с длинным рукавом-реглан. Силуэт- свободный, длинна до пола. Вырез в боковых швах до колена. Низ платья и низ рукавов отделан декоративной тканью и тесьмой




1.5. Выбор отделки и аксессуаров


Основным видом отделки является вышивка, но для меня это невозможно, так как я ограничена во времени. Поэтому решила заменить её тесьмой и вставками из декоративной ткани.

Одним из главных элементов национальной одежды являются пояс и головной убор. Из головных уборов я выбрала очелье. Очелье – это надеваемая на лоб твёрдая повязка, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она может быть изготовлена из бересты, кожи, луба, ткани, металла. Очелья были атрибутами представителей любого сословия, возраста и пола. В повязки князей и ведунов вставлялись самоцветы, которые помогали раскрывать способности ясновидения. Юные славянки вместо головных уборов надевали кокошники и ленты-очелья, зачастую украшенные подвесками — ряснами с изображением ростков растений, крестов. Нередко металлические рясны мастера украшали изображениями птиц, бисерные — прядями из лебяжьего пуха. Так как я занимаюсь в ткацкой мастерской под руководством Ефимовой О.С., то выбор был очевиден, изготовить эти аксессуары в технике закладного ткачества.

Рис. 5 Пояс и очелье

1.6. Выбор материалов и оборудования


Ткань для изготовления платья со славянскими мотивами должна быть экологически чистая, либо с не большим добавлением синтетических тканей. Например, лен. Лён обладает высокой прочностью, износостойкостью, долговечностью и мало загрязняется. Это абсолютно экологичный материал, обладающий отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Одежда изо льна способствует естественной терморегуляции тела и отлично подходит для летнего сезона и жаркого климата.

В основном у льняных тканей полотняное переплетение нитей. Видимые изменения структуры полотна говорят о возможных «добавках».

Основные характеристики ткани:

- высокая прочность, в 2,5 раза выше, чем у хлопка;

- гигроскопичность — хорошо впитывает влагу;

- хорошая теплопроводность — льняную одежду комфортно носить в жару и холод;

- устойчивость к действию кислот и щелочей;

- низкая растяжимость;

- сильная сминаемость.

Лен известен своими антисептическими свойствами. В годы войны для перевязок использовали льняные бинты. Материя не накапливает электричество, не вызывает аллергию.(см. рис.6)

Рис. 5 Ткань для костюма


Образцы тканей и отделки можно посмотреть в конфекционной карте в приложении 1.

Для изготовления швейных изделий необходимы следующее оборудование и инструменты:

  1. Швейная машина.

  2. Оверлок машины.

  3. Доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник.

  4. Нитки хлопчатобумажные №40 для машинных работ,№50-60 – для сметочных работ.

  5. Ручная игла для сметочных работ №3, машинная игла №70.

  6. Сантиметровая лента, линейка закройщика.

  7. Бумага для выкроек.

  8. Ножницы портновские.

Технику безопасности при работе с инструментами и оборудованием смотри в приложении 2


2.1. Снятие мерок

  1. Мерки снимают, соблюдая определённую последовательность.

  2. Местоположение талии фиксируют шнуром, который должен располагаться горизонтально.

  3. Вначале снимают мерки со стороны переда, начиная с обхватных, а затем со стороны спины.

  4. Первая мерка-Ош, дальше сантиметровую ленту переводят на подмышечные впадины и снимают мерки Ог1, Ог11, не изменяя положение ленты на спине, затем ленту перемещают на линию талии, бёдер, снимая соответственно мерки От и Об.

  5. Мерки Вг и Дпт снимают с фигуры единым приёмом, не отнимая ленты от пересечения основания шеи со средней линией плечевого ската. Аналогично снимают длину спины до линии талии – мерка Дст, но только со стороны спины.

  6. Ширину плеча (Шп) измеряют от основания шеи до плечевой точки. Для экономии времени было принято решение подобрать необходимую выкройку в журнале мод. Поэтому мне понадобилось минимальное количество мерок (см. табл. 1).

Снятие мерок Таблица 1

№ п\п

Наименование измерения

Условное обозначение измерения

Абсолютная величина измерения в см

1

2

3

4

2

Полуобхват шеи

Сш

16

3

Полуобхват груди

СгIII

45

4

Полуобхват талии

Ст

35

5

Полуобхват бедер

Сб

48,5

6

Высота груди

ВгII

24.6

7

Ширина плечевого ската

Шп

13


2.2. Конструирование и моделирование швейного изделия

Выкройка взята, из журнала Бурда моден № 11-2014 (см. рис.6).






Рис.6 Детали кроя


2.3. Разработка схемы ткачества


Рис.7 Схема ткачества


3.1. Раскрой.

Перед тем как выполнить раскрой необходимо подготовить ткань к раскрою. Определить направление долевой нити и лицевую сторону, отутюжить ткань. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, сколоть. Выровнять поперечный срез. Раскладка деталей выполняется в определённой последовательности сначала крупные, а затем мелкие, при этом учитывается направление долевой нити, припуски на швы и экономная раскладка. (см. рис.8)


Рис.8 Раскладка деталей кроя



3.2. Технология изготовления и выбор методов обработки

    1. Обработка декоративных элементов Настрочить декоративные элементы (тесьма, декоративная ткань ) по намеченным линиям. Отутюжить

    2. Соединение частей основных деталей. (Регланные срезы и боковые) Регланные срезы стачать стачным швом взаутюжку, начав и закончив шов точно у линии горловины. Срезы обметать и заутюжить в сторону рукава. Боковые срезы стачать стачным швом взаутюжку, начав от регланного среза и закончив шов по линии низа рукава и по линии низа изделия. Срезы обметать и заутюжить в сторону спинки

3. Обработка горловины косой бейкой. Из ткани изделия выкраиваем "по косой" бейку шириной 3,2 см и складываем ее вдвое изнаночной стороной внутрь. Слегка приутюживаем. Подрезаем припуск на шов горловины до 6 мм. Приутюженную бейку накладываем на лицевую сторону изделия, уровниваем срезы и настрачиваем.З агибаем бейку на изнаночную сторону так, чтобы с лицевой стороны она не была видна. Слегка приутюживаем край кончиком утюга. С лицевой стороны прострочиваем вдоль края, отступив на 3 мм.

4. Обработка низа изделия и низа рукава. Обработку начинают с выравнивания линии низа. Для этого вывернутое наизнанку изделие перегибают посередине переда и спинки, раскладывают на столе и совмещают боковые швы, выточки на правой и левой сторонах изделия. Уточнив длину, намечают линии низа и подгиба низа. Подрезают излишки по линии низа. Припуск на подгибку заутюживают на изнаночную сторону и обрабатывают потайным швом.

Выбор методов обработки смотри в приложении 3.








3.3. Техника ткачества

Таблица 2

операция

Порядок выполнения

фото

примечание

1.Организация рабочего места

Подобрать все необходимое для ткачества

Нити П/Ш, бердо, челнок, схема рисунка

2.Насновать нить

Нарезать нити нужной длины по схеме рисунка, симметрично от центра заправляем вправо и влево

Длина нити=длина пояса+кисти+20%

3.Заправить бердо

Бердо закрепляют для удобства заправки

можно бердо закрепить с помощью струбцины к столу

4.Заправить бердо

Нити заправляют в отверстия и прорези бердо согласно схемы

Для продевание нитей можно использовать крючок

5.Закрепление нитей

После заправки всех ниток связываем их в общий пучок. Один конец закрепляем на неподвижной опоре, другой на поясе мастерицы


Необходимо создать хорошее натяжение

6.Образование зева при ткачестве

Бердо поднимаем вверх – ряд образованный нитями, проходящими через отверстия оказывается сверху


Меняем зев и подбиваем нитки

7.Ткачество пояса

Ткем пояс нужной длины

Линейкой можно подбивать нити.

3.4.Уход за изделием



Уход за одеждой из льна начинается со стирки. В этом плане лен удобнее других тканей. С него хорошо сходят различные загрязнения. А пот вообще выводится наружу и испаряется оттуда. А особенности химического состава волокон исключают стремительное размножение бактерий, выделяющих характерный запах.

Чтобы не нарушить структуру и внешний вид ткани, нужно придерживаться приведенных ниже правил стирки.

  1. В стиральной машине для льняных вещей следует выставлять небольшие обороты или деликатный режим. Обязательно выключить опцию полоскания.

  2. Если вещей немного, то лучше прибегнуть к ручной стирке, но не выкручивать их, а отжать.

  3. При высоких температурах одежда может сесть или полинять. Поэтому для окрашенных тканей максимум 30 0С, а для натуральных — 40 0С. Закрепить краску поможет столовая ложка уксуса, добавленная в воду для полоскания.

  4. Недопустимо использование агрессивных или содержащих хлор отбеливающих средств. Натуральный лен отбеливается под воздействием ультрафиолета.

  5. Смягчить ткань поможет деликатный кондиционер.

  6. Улучшить качество стирки поможет предварительное замачивание намыленных (лучше использовать хозяйственное мыло) вещей в теплой воде. Через час можно стирать, добавив в воду немного порошка и столовую ложку уксуса.

Способы выведения сложных пятен:

  1. Чернильные кляксы на ночь замачиваются в молоке. Емкость с одеждой лучше поставить в холодильник.

  2. Свежую кровь лучше выполоскать в холодной воде перед стиркой, засохшую — в теплой.

  3. Фруктовый и ягодный сок выводится столовым уксусом.

  4. От пятен чая и кофе поможет смесь глицерина и нашатыря (2:0,5).

  5. Раствор нашатырного спирта поможет избавиться от шоколада и жирных пятен.

  6. Чтобы справиться с вином, одежду нужно положить в закипевшее молоко и оставить на 45—50 минут.

С соблюдением этих рекомендаций и применением полезных хитростей стирка и уход за одеждой из льна будут гораздо эффективнее и безопаснее для вещей.

КАК СУШИТЬ

Упомянутая ранее трубчатая структура волокон льна склонна к впитыванию запахов. Это обстоятельство необходимо учитывать, выбирая место для развешивания. Лучше всего — на свежем воздухе.

В таком случае потребуется обратить внимание на другие атмосферные факторы. Так, ультрафиолет выступает в роли естественного отбеливателя тканей натуральных оттенков и окрашенных. Поэтому, чтобы избежать выцветания, последние два типа лучше сушить в тени.

Тепло может привести к образованию дополнительных некрасивых складок. Поэтому вещи лучше вывешивать мокрыми, предварительно тщательно разгладив их. Стекая, вода будет собираться в нижней части и вытягивать ткань. Так что лучше использовать плечики и другие подобные приспособления, чтобы рубашки, брюки и платья сохранили форму. Таков уход за тканями из льна с помощью естественных явлений.

КАК ГЛАДИТЬ

Лен склонен к образованию складок. Его естественная помятость выглядит элегантно, в отличие от острых заломов от неаккуратных движений утюга. Поэтому гладить такую одежду следует, немного не досушив. Испаряясь, остатки воды предохранят ткань от лишнего тепла.

Температуру подошвы при этом нужно установить на максимум и использовать увлажнение. В отличие от тканей на основе хлопка, льняные гладятся с лицевой стороны. Это возвращает им естественный блеск.

Излишнее усердие здесь не потребуется, ведь небольшая помятость — это отличительная черта льняных тканей. Она сообщает о натуральности ткани и придает внешнему виду налет небрежности. Что выглядит особо выгодно, учитывая стоимость одежды из льна.

КАК ХРАНИТЬ

Перед отправкой на хранение одежду изо льна следует прогладить. Отдельные вещи лучше переложить крафтовой бумагой или поместить в вакуумные упаковки. Во время хранения на вещи не должен попадать солнечный свет или воздействовать излишнее тепло. Также периодически необходимо доставать и проветривать одежду. В противном случае она пропахнет.

Уход за одеждой из льна с соблюдением приведенных выше рекомендаций не отнимет много усилий, но поможет продлить срок ее службы до десятков лет с сохранением цвета и хорошего состояния ткани. 





















Заключение

Экономическая оценка

Таблица 3

Материалы

Количество

Цена за 1м, руб.

Стоимость, руб.

1

Ткань лен натурального цвета

2 м

360

720

2

Декоративная ткань

1 комплект лоскутов

-

200

3

Декоративная тесьма

5

30

150

4

Нитки швейные

2

22

44

5

Тесьма волна желтого и красного цветов

3,5

6,6

24


Итого:

-

-

1138



Стоимость платья составила 1138 рубля - данная цена меня устроила, ведь за эти деньги я сшила эксклюзивное платье, которое невозможно купить в магазине .



Экологическая оценка

Экологическая проблема нашла отклик и в моем творческом проекте. Я в своем проекте предлагаю платье из ткани, качество которой позволяет снизить кол-во тепловых обработок, оно длительный срок сохранит свои эстетические свойства (цвет, блеск). Все это позволит долгое время эксплуатировать данное платье, а значит сократит количество обновляемой одежды в моем гардеробе, тем самым сохранив природные ресурсы.



Самооценка

В процессе изготовления изделия я познакомилась с особенностями славянской одежды, попробовала реализовать их в своем платье. Усовершенствовала свои навыки шитья. Результат получился замечательным. (см. рис. 9 ) Изделие соответствует всем выше указанным требованиям.


Рис. 9

Платье в славянском стиле

Используемые источники информации


      1. «Азбука моды» Лидия Орлова «Просвящение» Москва 1988

      2. Журнал «Швейная промышленность» №1,2 2008 ООО «Арина»

      3. «Конструирование одежды» учебно-методическое пособие. О.Н. Воронина, 2008

      4. «Технология» Симоненко В.Д. Москва «Вентана-Граф» 1998

      5. «Швея. Портной легкой женской одежды» Ростов-на-дону изд. «Феникс», 2001

      6. http://bazhovka74.ru/ploshadki/sloboda/index.php Официальный сайт Бажовского фестиваля

      7. http://www.slovoart.ru/node/846 Словесница Искусств- региональный культурно-просветительский журнал

      8. https://imatreshki.ru/stati/article_post/5-elementov-zhenskogo-russkogo-kostyuma Элементы женского народного костюма










Приложение I

Конфикционная карта













































Приложение 2

Техника безопасности при работе с инструментами

При работе с иголками и булавками необходимо:

- шить с наперстком; - хранить иголки и булавки в определенном месте (специальной коробочке, подушке и т.д.). Не оставлять их на рабочем месте; -ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот.; - не пользоваться для шитья ржавой иглой; - выкройки ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

При работе с ножницами необходимо: - хранить ножницы в определенном месте (коробке); - класть их сомкнутыми остриями от себя.

При работе на швейной машине необходимо:

- помнить , что работа на швейной машине требует большого внимания;

- проверить наличие и исправность заземления электрической швейной машины;

- волосы убрать под косынку (концы галстуков и косынок не должны свисать);

- не наклоняться близко к движущимся частям машины;

- помнить, что пальцы рук нельзя держать около лапки во избежание прокола иглой;

- перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;

- следить за чистотой своего рабочего места и не разбрасывать свои инструменты, класть их в предназначенное место.

При работе с утюгом

- не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра.

- включать и выключать утюг сухими руками.

- ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

- следить за нормальной работой утюга, о всех неисправностях сообщать учителю.

- следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

- отключать утюг только за вилку.

- в помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновом коврике.



























Приложение 3

Выбор методов обработки.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!