СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Незабываемые герои Чингиза Айтматова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Незабываемые герои Чингиза Айтматова"»





28 основная общеобразовательная школа Каркыра имени Ж.Асылбаева



Творческий проект

Предмет: Литература

«Незабываемые герои Чингиза Айтматова»

Автор проекта: Ажымүдүнова Сыдырым













Город: Каракол, район: Тюп, село: Санташ

2024 г.









Введение:

Чингиз Торекулович Айтматов - один из умнейших писателей , его слава вышла далеко за пределы зарубжного культурного пространства. Его книги многим читателям очень интересны и каждый раз удается найти что-то новое в его литературных произведениях. Прозаик внес большой вклад в развитие культуры тюркоязычных народов. Отдавая дань прошлому, он всегда с оптимизмом смотрел в будущее, создавая искренние и глубокие произведения.

В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.

Цели: Развивать интерес учащихся к литературе и и творчеству нашего великого писателя, развивать навыки выступать на публике .

Задачи:

  • Рассмотреть лучшие стороны героев из его призведения.

  • Выявить воспитательные признаки в структурах произведений.

  • Изучить историю возникновения экологических проблем в произведениях писателя.










"Джамиля (1958)

Повесть о молодой киргизской женщине, которая выбрала себе любимого вопреки патриархальным обычаям и традициям. В скромном, работящем Данияре, вернувшемся с фронта инвалидом, Джамиля нашла друга, способного понять ее, человека, достойного большого чувства.



"Тополек мой в красной

косынке" (1961)

Повесть о значении верности в любви и дружбе. Писатель рассказывает историю нравственного крушения человека.




"Первый учитель"(1962)




Повесть о переменах в жизни глухих сел в начале века. Вернувшись в начале 1924 года в глухой аил, молодой коммунист красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу. Своим подвижническим трудом он преодолевает одно из самых убийственных явлений ‑ косность социальных предубеждений.




"Материнское поле (1963)





Повесть о материнской любви. Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на  ребенка, чужого ей по крови.



"Прощай, Гюльсары! "(1966)




Первая повесть, написанная писателем по‑русски (первоначальное название "Смерть иноходца"). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев "деревенской прозы". Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.



«Белый параход» (1970)




Своеобразный "авторский эпос", стилизованный под эпос народный. Сказка о Рогатой Матери‑Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою "Белого парохода", его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью "взрослого" мира.

Поисково-аналитический этап: Проблемы нравственности, морали, добра и зла во все времена волновали лучшие умы человечества, и многие писатели обращались к этим вопросам. В ХХ веке эта тема стала одной из наиболее актуальных, и писатели нашей многонациональной страны старались определить новую шкалу нравственных ценностей, чтобы человеческое общество стало чище, лучше и духовнее. Персонажи айтматовских произведений живут честной жизнью советских труженников и твердо верят в добро, справедливость, реальность созидания светлого будущего здесь и сейчас.Так и айтматовские персонажи, имеющие недюжинную силу духа, сталкиваются с не менее сильными супостатами: закоснелым бюрократом Сегизбаевым в повести «Прощай, Гульсары!» (1966), самодуром Орозкулом в «Белом пароходе» (1970), обреченными властью подлецами и тиранами, агрессивными блюстителями устаревших обычаев. В этих столкновениях герои стремятся отстоять свою правду, сохранив при этом чистоту души. Что же произойдет с человеком, предавшим идеалы нравственности? Ответ на этот вопрос можно найти в лирической айтматовской повести «Тополек мой в красной косынке». Главный герой Ильяс отступает от моральных принципов, поддается слабости, отчаянию и мимолетным соблазнам, в результате чего теряет не только всеобщее уважение, но и горячо любимую жену Асель.

Теоретико-практический этап: Постепенное уменьшение природных ресурсов, научно-технический прогресс привели к обострению экологических проблем. То, что самовольное использование природных ресурсов, уничтожение их приведёт к трагедии особо отмечается в романе Ч. Айтматова «Плаха». Во многих его произведениях поднимаются злободневные проблемы общества. Отражаются мировоззрение и психология человека XX века. Поднимаются вопросы взаимоотношения человека и природы, человека и общества, вечные проблемы добра и зла. Эти проблемы очень глубоко и своевременно затрагиваются в романе Ч. Айтматова “Плаха”.

Конечно, целью Айтматова не есть призыв читателей к нарушению сложившихся принципов и традиций. Он всего лишь призывает к размышлению над тем, что во многих случаях люди должны быть честными и не допускать того, что мешает жизни. В конце-концов все препятствия на пути доводят Бостона до того, чтобы он считает себя вправе судить природу и даже человека, он встает против человека. Он открыто говорит своему врагу Базарбаю: «Ты не достоин жить на этом свете!». Безусловно, его можно понять. Его враг завистливый и жестокий человек. Его же позиция в жизни другая. Он против справедливой идеи Бостона за защиту природы: «Чиновники приказали безжалостно истреблять диких зверей, а ты облюбовал волков, хочешь их размножать» – говорит он. Базарбай от зависти и жестокости стал совсем слепым. Но, Бостон, переступив границу добра, его жизнь заканчивается. Этим Ч. Айтматов хочет передать свою мысль о том, что вину за содеянное с природой не должны искупать будущие поколения, месть должна быть направлена именно на того человека, кто переступил грани дозволенного.

Вопросы из произведений:

1.Назовите кличку синеглазой волчицы в произведении “Плаха”

2.Продолжите название произведения “Тополек.....”

3.Раб,который не помнит свое прошлое..

4.На каком языке Айтматов создавал свои произведения?

5.Чьи воспоминания описаны в “Первом учителе”?

6.Как называл автор мальчика в “Белом пароходе”?

7.Как вы бы поступили если были на месте Джамили(девушкам) или Ильяса(мальчикам)?

8 .Кто такой Чингиз Айтматов лично для вас?

9.Этот отрывок

из какого произведения?









10.Какой герой из его произведений больше всего вам нравится и почему?

Практический этап:

Учащиеся делятся на команды выбирают вид командной деятельности. Они должны выбирать рисование, актерскую игру или художественное и ролевое чтение из художественных произведений Чингиза Айтматова. Каждая группа должна выбирать только один акт.

Оценивание: группы оценивают друг друга.Скажут свои мнения по поводу их командной работы и предлогают свои предложения и для будущих проектов.

Заключение:Анализируя активность учащихся можно придти к выводу что они имеют широкое представление о героев произведений Ч.Айтматова. Кроме того до сегодняшнего дня почти все граждане Кыргызской Республики знают о героях и значимости творчества Ч.Айтматова.Учащиеся определенно знают героев по экранизации фильмов нашего величайшего писателя и ценят его труды.

Использованные литературы:

https://ria.ru/

https://ru.sputnik.kg/Radio/

https://tass.ru/tass-today

Аккиева Светлана Исмаиловна “Проблемы нравственности в произведениях Ч.Айтматова”