СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект «Пасхальные традиции Белгородчины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте раскрывается история происхождения праздника, традиции празднования Светлой Пасхи в разных уголках Белгородчины.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пасхальные традиции Белгородчины»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Начальная общеобразовательная школа № 31"









Творческий проект

Тема: «Пасхальные традиции Белгородчины»











Автор работы:

Бовсуновский Алексей,

начальная общеобразовательная школа № 31

Руководитель:

Паршуткина Наталия Александровна, учитель













г. Старый Оскол - 2020



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………..………..…...3-4

1. История возникновения праздника …………………………………….5

2. Пасхальные традиции Белгородчины………………………… ……..6-7

Заключение………………………………………………………………….8

Список используемой литературы……………………………………...…9

ВВЕДЕНИЕ

На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?

Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего - день памятный, посвящённый определённому событию.

По прошествии многих лет мы снова имеем возможность открыто чтить праздники церковные.

Тема моего исследования: «Пасхальные традиции Белгородчины».

Цель исследования: изучить историю возникновения, традиции и обычаи празднования Пасхи в Белгородской области.

Пасха Христова к началу 20 века приобрела устойчивые традиции празднования в России в каждой христианской семье. Я попытался собрать более полный материал об этом празднике. И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Задачи исследования:

· анализ литературы, материалов;

· сбор материалов;

· обобщение результатов.

Объект исследования: христианский праздник Пасха.

Предмет исследования: история, традиции празднования Пасхи.

Гипотеза исследования: проведя исследование,

1. Я узнаю:

· историю происхождения праздника;

· традиции празднования в разных уголках Белгородской области.

2. Я дополню:

· свои знания о великом празднике;

3. Я соберу:

· материалы для бесед, праздника.

Методы исследования:

1. анализ литературы, материалов Интернет;

2. беседа;

3. обобщение;

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет:

1. материал для использования на уроках (творческие работы);

2. выступление с данным проектом перед классом;

3. участие в областном фестивале детского художественного творчества «Пасхальные традиции».

1. История возникновения праздника

Пасха - один из основных праздников в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами.

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова « песах». Христиане же вложили в этот день иной смысл и отличают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

2. Пасхальные традиции Белгородчины

В современной Росси, в том числе и Белгородской области, на Пасху пекут куличи, красят яйца и освящают их в церкви. В этот день принято собираться за большим семейным столом, ходить в гости и устраивать традиционный «бой» крашеными яйцами.

Эти традиции празднования Светлого Христова Воскресения берут свое начало в далеком прошлом.

В селе Богословка Губкинского района рано утром в Чистый четверг ходили на речку с ведрами и кувшинами за водой. Женщины сами омывались этой водой, затем поднимали мужа и детей и обливали их с головы до ног. После Чистого четверга, когда изба прибрана и вычищена, женщины брались за стряпню. Готовили пасхальную праздничную пищу на неделю вперед. Делалось это для того, чтобы святые дни были посвящены только великому празднику без лишней суеты. Во многих селах на ряде примеров можно было убедиться в том, что богатые люди старались помогать бедным. Мужчины с первых дней Страстной седмицы заготавливали хлеба и корма на всю неделю.

На Страстную пятницу вечером ставили пасхи (пасхами называли дрожжевые куличи).

Готовили дрожжи из хмеля. Затем замешивали тесто и ставили на ночь. В субботу пекли пасхи и украшали их сахарными узорами, цветами и буквами «ХВ».

Дрова в печь закладывали обычно хорошо просушенные – из клёна, орешника, только не дубовые.

В пасхальной трапезе обязательно должен был быть квас, который готовили из ржаной муки в пятницу.

В селе Осколец Губкинского района яйца красили луковой шелухой на Чистый четверг. Зелеными яйца делали, отваривая их с молодой зеленью озимых всходов. Разных оттенков красного добивались, отваривая яйца со свеклой или корой вишни. Бронзовый оттенок придавала кора дуба, желтый – отвар листьев молодой березы, охра – отвар почки тополя.

В селе Богословка того же района яйца красили воском. На яйца наносили рисунки: пасхального креста (торжество праздника), листа дуба (гармония красоты и силы для сына), ветки сосны (символ здоровья и долголетия), звезд (знак человеколюбия и нравственной чистоты), мельницы (чтобы урожай был), цветущей фасоли (чтобы женихи вились вокруг дочери), алой розы (любовь), петушиного гребешка (громоотвод, защита от всякого несчастья), мотылька (детям, чтобы жизнь их легкой была). Навещая больного, было принято класть у изголовья яйцо с рисунком ветки сосны, на новоселье дарили яйцо с изображением мельницы, граблей, колосков пшеницы. На крестины девочкам дарят яйца с рисунком розы, мальчикам – с дубовым листом. Семьям, у которых не было детей, дарили яйца с изображением птиц.

После того, как пасхальные блюда были приготовлены, в доме и во дворе прибрано, готовили корзину или блюдо для освящения в церкви. В корзину укладывали: кулич, яйца, мясо, сало, творог, соль, масло сливочное, пшено. Продукты накрывали полотенцем, или так называемым «дежником», который использовали только для освящения куличей накануне Великой службы.

За две недели до праздника в глубокой тарелке проращивали зерна ячменя, ежедневно поворачивая его по окружности к солнцу. В проросшую траву укладывали пасхальные яйца в память об умерших близких. Тарелку ставили на стол.

После службы вся семья собиралась за праздничным столом. Зажигали свечу. Пришедшие со службы будили остальных. Приветствовали друг друга трижды, при этом целуясь: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!». На столе раскладывали освященные куличи, пасхи, яйца и др. После долгого поста, помолившись, разговлялись вначале освященным куличом или пасхой, затем «тукались» яйцами и ели их. Ложились спать. На первый день Пасхи в гости не ходили. Во второй половине дня молодежь собиралась на выгоне. Играли в «лапту», «гуси», «в масла», «клин», «корёга». На кладбище ходили в понедельник.

В селе Коньшино Губкинского района на второй день Пасхи все одевались нарядно и спешили в церковь всей семьей вместе с детьми. Служба начиналась в 8 часов утра. Церковь убрана празднично, красиво. Идет служба и заканчивается около 12 часов. Из церкви идут на кладбище сообщить радостную весть: «Христос воскресе!». На кладбище много народу. Приносят с собой все, что у кого есть из продуктов. Катали яйца на могилках вдвоем. Один говорил: «Христос воскресе!», другой отвечал: «Воистину воскресе!», и так три раза. Затем идет помин на могилках. После дети, мужики идут биться в крашеные яйца. Бывало, шустряки нальют яйцо воском и прибегают домой с полными карманами яиц. Но если кто распознал обман – берегись – «отдубасят». Конечно, шутя, на самом деле – отберут яйца и все тут. Резвились в «лодыжку». А бабы так-то играли песни, что на всю округу было слышно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе, проведенной мной исследовательской работы, под руководством учителя Паршуткиной Н.А. были описаны традиции и обычаи празднования Пасхи в разных селах Белгородской области.

Работа включала в себя сбор и анализ литературных источников, журнальных статей, материалов Интернета, обобщение материала.

В ходе работы я узнал много нового и интересного.

Предполагается, что данный материал может быть использован на классных часах, при знакомстве с народными праздниками и традициями, на уроках ИЗО и технологии.

И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.

2. Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

3. Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru, свободный.

4. Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 25. – Сборник научных статей и фольклорных материалов / Сост. и науч. ред. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 77 стр. с нот.


5. Климова Я.М. Праздники и обряды Белгородчины: сборник фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным

играм Белгородской области / / Праздники святого Белогорья. Вып. 2. Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 111 с.