Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Керчь Республики Крым «Детский сад № 14 «Кораблик»
Творческий проект по нравственно – патриотическому воспитанию
«9 мая – День Победы»
для старших дошкольников
(краткосрочный)
(с использованием метода проектной деятельности)
Автор: Тимофеева С.А.,
музыкальный руководитель
стаж – 29 лет
г. Керчь 2019г.
Содержание:
1. Введение
2. Проблема развития патриотического воспитания в проектной деятельности
3. Разработка содержания проектной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
4. Заключение
5. Список используемых источников
Цель: формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи:
Расширить представления детей о ВОВ.
Воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов и чувство гордости за народ, победивший врага.
Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни
Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне.
Развивать творческие способности.
Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели и родители.
Тип проекта: проблемно-поисковый, творческий, групповой, краткосрочный.
Значение патриотического воспитания в современных условиях
Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, городу, к родной природе, культуре своего народа, своей нации, уважительного отношения к представителям других национальностей, к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо. Задача воспитателей создавать условия для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, сотрудничать с родителями с целью воспитания у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее истории, бережного отношения к традициям своей семьи и своего народа.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей в современном обществе становится одной из актуальных.
Актуальность проблемы
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его необходимо воспитывать. Дети мало знают об историческом прошлом страны, о Великой Отечественной войне, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. С каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов ВОВ. Молодежь не знает героев войны, какие подвиги они совершили, какие города и за какие заслуги удостоены звания «Город - Герой».
Игры, детские передачи, современные мультфильмы не прививают любви к Родине, у детей не формируется ценностное отношение к окружающему миру, труду других, нарушено чувство коллективизма.
В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её историей.
Наша страна, как и многие другие, отмечает 74-годовщину Победы в Великой Отечественной войне. «Праздник со слезами на глазах» - радость и гордость за нашу страну, выстоявшую и победившую, слезы и горечь утраты при воспоминании о погибших, разрушенных городах и сожженных селах…
По традиции, в этот день Победы над фашистской Германией, мы отдаем дань героическому прошлому! Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов и прадедов. Благодарные потомки чтят память погибших и стараются окружать вниманием, заботой фронтовиков и тех, кто работал в тылу.
В детском саду, в своих семьях, дети слышат рассказы о В.О. войне и, к сожалению, все меньше остается свидетелей тех далеких лет… Наша задача больше рассказывать о подвиге нашего народа, воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к воинам-защитникам, желание подражать им, быть такими же сильными, смелыми и благородными. Любить свою Родину и гордиться ею.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта
- Формулировка цели и задач
- Составление плана основного этапа проекта
- Обсуждение плана с родителями и детьми
Работа с детьми:
Проведение занятий и бесед: «Праздник со слезами на глазах», «Памятные места родного города», «Что такое героизм», «Ордена и медали ВОВ», «Дети войны», «В нашей семье есть герой», «Георгиевская лента – символ Дня Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».
Чтение и обсуждение художественных произведений о Родине и о Великой Отечественной войне: С.Михалков «Быль для детей», О.Высоцкая «Салют», А.Агебаев «День Победы», С.Орлов «9 мая 1945 года», Е.Благинина «Шинель», Е.Трутнева «Парад», А.Митяев «Землянка».
Сюжетно – ролевая игра «Почта», «Моряки».
Знакомство с творчеством художников военных лет. Рассматривание репродукций картин: Н.Кривоногов «Победа», Л.П. и С.П.Ткачевы «Май 45-го года», А.И.Лактионов «Письмо с фронта», А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», Г.М. Коржев «Опаленные огнем войны».
Разучивание стихов и песен о Великой Отечественной войне (конкурс на лучшее исполнение)
Занятия по ИЗО деятельности (рисунки и аппликации, изготовление открыток, конкурсы детского творчества)
В рамках проекта была организована тематическая выставка, где были представлены детские работы, а так же совместное творчество детей и родителей.
Патриотический уголок пополнился новыми экспонатами – альбомами и тематическими папками.
Прослушали музыкальные произведения: «Священная война», «День Победы», «Катюша». Был организован просмотр фильма «Минута памяти», показаны презентации «Военная хроника», «Вечная память Героям!».
Был проведен праздник «День Победы» по плану музыкального работника.
9 мая в детском саду.
Праздничный утренник, посвященный Дню победы, 9 мая. Сценарий для старших дошкольников. «Мы должны всё помнить и чтить…»
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
- Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.
- Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Ход праздника:
В зал входят нарядные дети, в руках у них салютики, ленты, цветы.
Ведущий. Сегодня мы отмечаем очень торжественный день – 74 года со дня Победы.
9 мая - День Победы! Долог и нелегок был путь к победе. Низкий поклон воинам, с честью выполнившим свой долг перед Родиной: и тем, кто вернулся домой, и тем, кто не дожил до великого дня.
Ребенок. Салют нашим защитникам!
Дети. Салют! Салют! Салют!
Звучит (в грамзаписи) песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). На вступление все перестраиваются в три концентрических круга. Дети в наружном кругу держат в руках ленты, в среднем - цветы, во внутреннем - салютики. На первый куплет дети идут противоходом по трем кругам. Дети с лентами поднимают руки. Опускают. Дети с цветами поднимают руки. Опускают. Дети с салютиками поднимают руки. Опускают. Все дети поднимают руки, опускают. Припев поют все.
На второй куплет дети перестраиваются в три шеренги лицом к зрителям. Дети с лентами в руках идут вперед на зрителей. За ними - дети с цветами. Затем идет шеренга детей с салютиками. На припев движения повторяются. На третий куплет дети идут свободно по залу. На припев движения повторяются.
1-й ребенок.
Победа! Победа! Победа!
Проносится весть по стране,
Конец испытаньям и бедам,
Конец долголетней войне.
2-й ребенок.
Победа, добытая кровью,-
Ты сердцу дороже стократ.
Ты с нами была в Подмосковье,
Ты помнишь Кавказ, Ленинград.
3 ребенок.
Ты с нами ходила в колоннах,
Вела нас в решительный бой.
Сегодня на наших знаменах
Ты солнце затмила собой.
Ведущий. Победа и мир - эти два слова неотделимы.
1-й ребенок.
Нам нужен мир: тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
2-й ребенок.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство;
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство!
3-й ребенок.
Нам нужно бегать, прыгать, петь
И говорить друг с другом.
4-й ребенок.
О чем угодно говорить -
Об играх и забавах,
О мотоциклах, о кино
И о ковбоях бравых.
5-й ребенок.
Кому мешал вот этот мир -
С цветами на опушке?
6-й ребенок.
Кто в этот мир, чудесный мир,
Прицелился из пушки?
7-й ребенок. Я буду рад.
8-й ребенок. Я буду рад.
9-й ребенок. И все мы будем рады...
Все. Когда исчезнут на Земле все пули и снаряды.
Ведущий. 71 года назад наши деды отстояли мир на земле. Наш народ знает цену миру и мирной жизни. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно?
Дети. Мир.
Ведущий. А как вы представляете, что такое «мир»?
1-й ребенок. Мир - это солнечное утро.
2-й ребенок. Мир - это когда день полон забот.
3-й ребенок. Мир - это золотые поля и цветущие сады.
4-й ребенок. Мир - это когда открыты двери школ и садов.
5-й ребенок. Мир - это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.
6-й ребенок. Мир - это когда папа, мама и я рядом.
Все. Мир - это жизнь!
Дети поют песню «О мире».
Ведущий. Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика... В тылу трудились женщины и дети: выпускали снаряды, шили одежду, лечили раненных. «Все для фронта» - звучал лозунг военных лет!
По ходу рассказа ведущего идет показ слайдов.
На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои. Многие не вернулись с войны, но память о них вечно живет в наших сердцах.
ПОСТАНОВКА «Мемориал погибшим солдатам»
Ведущий.
Мы всегда помним о них. Почтим их память минутой молчания.
1-й ребенок.
Весь под ногами шар земной,
Живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
2-й ребенок.
Чем им обязан - знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Взрослые и дети исполняют песню «Вечный огонь»
(музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова). Сб. «Праздники в детском саду». - М., 1976.
Ведущий. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Посмотрите сценку «Мы военные» С. Михалкова. Она показывает, как воевали наши защитники.
Выходят мальчики, в их костюмах элементы военной формы.
Телефонист (с телефоном).
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не слышно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Моряк (смотрит в бинокль).
На, горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.
Автоматчик.
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Летчик (с картой).
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось семь минут.
Понятен боевой приказ.
Все. Противник не уйдет от нас.
Рядовой (в пилотке, с орденом).
Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил.
(выходят девочки с маленькими вечными огоньками)
1 девочка
Как много уже лет прошло с тех пор,
Когда девчонкой юной, очень смелой.
Ты бросив на врага свой гневный взор,
Вдруг поднялась в атаку тогда первой.
2 девочка
Ты крикнула –“За родину - Ура”
И за тобою поднялись все роты.
Ты хрупкою девчонкою была,
Но смело ты пошла на пулеметы.
3 девочка
Закрыла телом ты тогда страну,
Своей душой отчизну обняла.
Совсем девчонкой в страшную войну,
Ты навсегда в бессмертие ушла.
Дети выполняют перестроение «Попурри» https://youtu.be/gUDaQKv-emA
Ведущий. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.
Проводятся аттракционы «Кто самый меткий стрелок?» (сбить кеглю шаром);
Ведущий.
Кто сильнее из ребят?
Ну, беремся за канат!
Тот, кто перетянет,
Самым сильным станет.
«Перетяни канат».
Ведущий показывает четыре конверта, объясняет, что эти донесения надо доставить в штаб (стол, за которым сидят ветераны войны).
Проводится игра «Пройди по болоту и доставь донесения» (четверо детей, переставляя дощечки, продвигаются вперед. Приносят конверты ветеранам). Ведущий предлагает вскрыть донесения.
Ветеран (читает загадку).
Ползет черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраге, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха?
(Танк.)
Звучит (в грамзаписи) песня «Три танкиста» (музыка Дм. и Дан. Покрассов, слова Б. Ласкина). Выходят три мальчика в шлемах, с рулями, объезжают зал.
Взрослый вскрывает второй конверт. Читает загадку:
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет. (Десантник)
Ведущий.А вот и десантники.
Танец «Десантников»
Один из гостей вскрывает третий конверт и читает загадку:
Железная рыба плывет под водой,
Врагу угрожает огнем и бедой.
Железная рыба ныряет до дна.
Родные моря охраняет Она.
(Подводная лодка.)
Мальчик (в бескозырке).
Идут в строю матросы, сверкают якоря.
И мы в своих матросках мечтаем про моря.
Г. Бойко
Мальчики исполняютпесню- танец
Текст песни «Детские - Все мы моряки»
Море начинается с маленькой реки,
Разве все мы мальчики? Все мы – моряки!
Форменка по росту, бескозырка набекрень,
Мы уходим в плаванье каждый день.
Припев: О море мы мечтаем,
Море снится нам, море снится нам,
Снится как бывалым морякам .
Воспитатель вскрывает четвертый конверт, читает:
«На войне воины сложили много пословиц и поговорок. Знаете ли вы их?»
Дети (по очереди).
Умелый боец везде молодец.
Хорош в строю - силен в бою.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Русский солдат не знает преград.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении.
Друг за друга стой - и выиграешь бой.
Ведущий (вносит глобус в центр зала). Посмотрите, какой маленький земной шар (дети подходят, рассматривают глобус), и на нем всем есть место: и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Нам надо беречь эту хрупкую планету, она наш дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире.
1-й ребенок. Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
2-й ребенок.
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица - с небом, как ветер - с лугом,
Как парус - с морем, трава - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
ТАНЕЦ «Флаг РОССИИ»
Ведущий:
Берегите Россию!
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой!
Берегите Россию!
Нет России другой!
Дети встают и под песню «Большой хоровод» (музыка Б. Савельева, слова Л. Жигалкиной) выходят из зала.