СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект " Поморский традиционный костюм"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект " Поморский традиционный костюм"»



Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

по технологии













«Поморский традиционный костюм»











Творческий проект по художественной обработки материала

Ученицы 10 «б» класса

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Резиной Яны

Руководитель: Ульянова Н.В.,

учитель технологии





Беломорск,

2022

Содержание:

1.Подготовительный этап……………………………………………………………..с.3

1.1.Актуальность…………………………………………………………………………с.3

1.2 Цель и задачи проекта…………………………………………………………….…с.3

1.3. Разнообразие идей…………………………………………………………………..с.3

1.4. Выбор идеи…………………………………………………………………………..с.4

1.5.Историческая справка………………………………………………………...…...с.4-7

2.Технологический этап……………………………………………………………….с.7

2.1.Материалы ……………….…………………………………………………….……с.7

2.2 Оборудование и инструменты……………………………………………….……..с.8

2.3.Правила техники безопасности…………………………………………...………с.8-9

2.4.Организация рабочего места………………………………………………………...с.9

2.5.Технологическая часть………………………………………………………...….с.9-16

3.Заключительный этап………………………………………………………………с.16

3.1. Экология.………………………………………………………………….………...с.16

3.2. Экономика……………………………………….…………….……….……..…с.16-17

3.3.Реклама………………………………………………………..……………………..с.17

3.4.Заключение……………………………………………………………………………..с. 17

4.Использованные источники………………………………………………...с.18 4.1.Литература……………………………………………………………………с.18

4.2.Интернет-ресурсы…………………………………………………………….с.18

Приложение…………………………………………………………………………….с. 19-20









1.Подготовительный этап.

1.1. Актуальность.

У меня в школе есть музей поморского быта «Рибушки», он находится в кабинете технологии. Пока для музея выделено немного места, но в нём уже хранится много экспонатов. Наталья Владимировна, учитель технологии, предложила мне сшить поморский костюм для проведения мероприятий и мастер классов. Мне самой стало интересно, как поморский костюм выглядел раньше, из какой ткани его шили, как обрабатывали детали. (приложение1, рис.1)

Проблемная ситуация: найти рисунки и схемы традиционного поморского наряда, подобрать ткань

1.2. Цель и задачи.

Цель проекта:

Изготовить поморский традиционный костюм.

Задачи проекта:

1)Изучить литературу, проанализировать и использовать полученные данные для подготовки проекта

2) Разработать выкройку сарафана и рубашки с помощью исторического материала.

3)Подобрать материалы и инструменты для работы.

4)Изготовить костюм.

Методы исследования: изучение и обобщение, исторический, анализа, опроса

1.3.Разнообразие идей:

В книги Т А Левачёва «Поморский традиционный костюм» представлено очень много сарафанов и рубашек. Например:

1.4. Выбор идеи.

Сарафан я взяла с книги «Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность»В А Васильева, И Г Ильиной С В Кошкиной ,а рубашку с книги «Поморский традиционный костюм» Левачёва ТА.

Идея проекта соответствует следующим факторам:

  • Доступно в изготовлении.

  • Изделие не занимает слишком много времени при изготовлении.

  • Если постараться, изделие получится красивым, его можно будет продать.

  • Изделие не вредит здоровью.



1.5.Историческая справка

Много информации хранят старинные снимки, запечатлевшие жителей западного побережья Белого моря, в том числе женщин-поморок в традиционной одежде, одним из основных элементов которой была рубаха.(приложение2, рис.1) Она могла быть нательной и «горничной», т.е. комнатной.(приложение2, рис.2) Верхняя часть сорочки (рубахи) носила название «рукава», нижняя называлась «стан».(приложение2, рис.3) Она меньше вынашивалась, поэтому с одной нижней частью могли использовать несколько верхних, заменяя их одну за другой, по мере старения. В поморье бытовали два типа рубах: с «долгими», длинными, зауживающими к запястью рукавами и короткими «польскими». Они шились из белой хлопчатобумажной ткани, низ «долгих» рукавов был орнаментирован ажурной белой вышивкой, которая доходила иногда до локтя. Застёгивались такие рукава на прорезные петли и пуговицы. Рубаха с пышными рукавами, длиной чуть ниже локтя, также часто встречалась на территории Поморья, на некотором расстоянии от края такие рукава собирались на вздержку и по краю украшались кружевом. В литературе рубахи с подобными короткими и широкими рукавами назывались «польскими», в отличии от «русских» с длинными рукавами. До середины XX века пожилые люди в Поморье так их и называли « польские рукава», « польская сорочка».

Поморский прямой, «круглый» сарафан представлял собой широкую длинную юбку на узких лямках.(приложение2, рис.4) Сарафан имел 3-4 цельных полотнища шириной по 75-80 см и длиной в среднем 110-120 см, у верхнего среза ткань собралась в застроченные на высоту 5-7 см складки. На переднем полотнище располагалось 5- 6 крупных, часто бантовых складок, на заднем- много мелких, глубиной 1-2 см, складочек, направленных к центру спинки . Слева- прореха и застёжка из нитяной петли, пуговицы. Лямки сарафана были тонкие, в среднем 2 см, на спинке пришивались к выступающей детали-«лягушке», а на груди их длина могла регулироваться . Высота «лягушки» от 1,5 до 4 см, ширина от 3,5 до 7 см. Наиболее распространённой является цельная с основой деталью «лягушка», реже- пришивная. Для придания жёсткой формы подол и верхний край сарафана всегда с изнаночной стороны были продублированы тканью (подбоем) из холщовой или недорогой х/б ткани. Высота подбоя подола варьировались от 12 до 25 см. Окантовывался верх и подол сарафана бейкой контрастных тонов, часто чёрной шерстяной тесьмой. Такие сарафаны шились из покупных тканей (ситца, сатина, шёлка, тафты, тонкой шерсти). Подолы могли быть просто гладкие или иметь внизу отделку: настроченную оборку, как одинарную по краю подола, так и двойную, а также в виде «высокой» подкройной оборки; полосы лент, тесьмы, нашитые двойные полоски ткани ( шириной в 2-3 пальца); редкие и более крупные защипы.

Традиционно поморские девушки дополняли праздничную белую рубаху так называемым борком- съёмным украшением из присборенной ленты и кружева, которые иногда пришивалось по краю ворота. Для него использовали как покупные кружева, если отец или братья привозили, так и связанные крючком, собственного изготовления. Называлось это также «обратный борок» ( вероятно, от «отобрать»- убрать, т.е. приукрасить или « собрать»- присборить) или «борок с колотья», так как кружево выполнено словно с « проколотым» узором. Многие информаторы утверждали, что изготовлением борков занимались только девушки. Молодые женщины борок могли надевать в первые годы после свадьбы, с возрастом зону декольте предпочитали оформлять шёлковой покупной шалью, сложенной определённым образом.(приложение2, рис.5)

В поморье в конце XIX- в начале XX века широкое распространение получили ремни и пояса, ставшие обязательным элементом традиционного праздничного комплекта одежды. Поясами( ремнями)подпоясывали праздничные сарафаны и кофты под грудью или по талии. Прорезиненные, кожаные или бархатные чёрные пояса имели ширину около 6 см и оформлялись большими пряжками из жёлтого металла. Во многих поморских семьях сохранились подобные «ремни». (приложение2, рис.6)Известны также праздничные пояса из ткани, украшенные золотной вышивкой.

Одним из самых важных элементов в женском традиционном костюме Поморья является головной убор, отражающий социально-возрастной статус женщины, а также степень экономической состоятельности её семьи. Особенностью всех девичьих головных уборов была открытая макушка, в то время как женские уборы полностью закрывали волосы. Девичьими уборами в Поморье были повязка и косынка. (приложение2, рис.7)Чтобы коса не растрепалась, в неё вплетали ленту, которая была своеобразным символом девичества.

Основным убором замужней женщины был повойник.(приложение2, рис.8) Убор состоял из «кружка»- донца на твёрдой основе овальной формы и мягкого околышка. Высота околышка спереди колебалась от 8 до 12 см, сзади околышек несколько сужался. Будничные повойники шили из хлопчатобумажных тканей. Праздничные повойники мастерицы делали из более дорогих тканей, а овальное донце украшалось золотным шитьём . Боковая часть такого убора закрывалась шёлковой косынкой, сложенной определённым образом, а певерх косынки крепилось традиционное украшение из речного жемчуга- « нитки жемчужные» («жемчуг», «нить жемчужная», «перо», «бус»)- в виде соединённых между собой нескольких рядов снизанного мелкого речного жемчуга. «Нитки жемчужные» крепились к косынке («повязке») также при помощи булавок. К началу XX века с исчезновением жемчуга в речках и с приходом городской моды в деревню изготовление традиционных украшений прекратилось, и всё чаще в декорировании женского костюма стал присутствовать бисер. Молодые поморки носили бусы- красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с особым матовым блеском.(приложение2, рис9) Серьги из речного жемчуга делались в виде ленты, сложенной вдвое, их называли «петлями».(приложение2, рис.10)

В отличие от других регионов России, поморки носили кожаную: сапоги и бахилы- длинные сапоги с большими голенищами; более бедные- коты, род калош. Молодые женщины и девушки носили обувь фабричного производства- ботинки на шнурках или пуговицах. Но чаще это были изделия кустарного производства . Судя по сохранившимся образцам обувных колодок ( деревянных форм для изготовления обуви), в деревнях были ремесленники, делавшие обувь на заказ.

1.6.Материалы.

Для пошива сарафана я взяла ткань тафту, для рубахи белую бязь, на низ рубахи пришивается вязанное кружево, на низ рукавов рубахи- тесьма шитьё. На борок я взяла тесьму шитьё и атласную ленту.

1)Ткань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

2) Тесьма- узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетённых нитей.

3) Кружево-это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей.

4)Лента атласная- искусственная имитация блеска шелкового материла за счет устойчивого специфического свойства ткани, обусловленного тонким плетением нитей и расположения мелких структурных элементов материала.

5)Нитки швейные- это протяженная, тонкая, ровно скрученная, пряжа или нить с особыми свойствами, позволяющими использовать ее при шитье. 

6)Пуговица- Пришиваемая к бортам одежды костяная, металлическая или иная застежка, обычно в виде кружка, для петель одежды.



1.7.Оборудование и инструменты.

Для пошива поморского костюма мне понадобилось: сантиметровая лента, ножницы, игла ручная, булавки портновские, швейная машина, мел.

1)Сантиметровая лента- это портновский инструмент для измерения длины

2)Ножницы-  инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях.

4)Иглы- длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества 

5)Швейная машина- техническое устройство для соединения и отделки материалов методом шитья.

6)Портновский мел- это средство, которым можно делать пометки на ткани в процессе раскроя или шитья.

2.Технологический этап.

2.1 Правила техники безопасности:

Работа с иголками. Во время работы:

1.Храните иглу в определённом месте (в игольнице);

2.Во время работы иголки вкалывайте в подушечку;

3.Обязательно найдите потерянную иглу;

4.Кусочки сломанной иголки соберите и положите в безопасное место;

5.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены и занавески.

Работа с ножницами. Во время работы:

1.Кладите ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

2.Передавайте и переносите ножницы только колечками вперёд и с сомкнутыми лезвиями;

3.Следите, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего.

Работа с машинкой. Во время работы:

1.Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения

2.Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.

3. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.

4.Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.

5.Следите за правильным положением рук и ног.

6.Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.

7.Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего.

2.2.Организация рабочего места.

Свет должен правильно падать. Сидеть нужно ровно, не горбить спину и не слишком близко подносить изделие к глазам. Неправильная посадка портит здоровье.

Выполнять работу следует аккуратно. Самое главное- соблюдать правила техники безопасности. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно)


2.3.Технологическая часть:

Особенности сарафана:

1) встречная складка на спинке по середине

2)цельная лягушка


Сарафан:

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Снять мерки.

Ог =104, От =92, Об=111, Ди (сарафана)=135 см , Ди (рубашки)=115 см

Сантиметровая лента.

2

Взяли два полотна ткани по длине изделия. Соединить их и обработать край.

Ткань, ножницы.

3

Наметать и застрочить складки на заднем полотне

Ручные иглы, нитки, портновские булавки, швейная машина.

4

Наметать и застрочить бантовые складки на переднем полотне.

Швейная машинка, нитки.

5

Продублировать нижний край х/б тканью. Прострочить по верхнему и нижнему краю.

Швейная машинка, ткань.

6

Обработка боковых после примерки.

Швейная машинка, ножницы, портновские булавки.

7

Вырезать лягушку. Продублировать верхний край.

Швейная машинка, ножницы, мел, портновские булавки.

8

Прострочить шесть строчек по верхнему краю по всей ширине изделия.

Швейная машинка.

9

Вырезать лямки. Пристрочить к изделию.

Швейная машинка, ножницы.

10

Наметать и прострочить тесьму по верхнему краю, по лямкам и по низу.

Швейная машинка, тесьма, нитки.

11

Отрегулировать лямки и прострочить. Сделать петлю для пуговицы. Пришить пуговицу. Провести ВТО.

Швейная машина, пуговица, утюг.

Рубашка:

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1.


Найти выкройку рубашки и перенести на миллиметровую бумагу.

Вырезать из ткани.


Ткань, миллиметровая бумага, ножницы, булавки портновские.

2.




Соединить воротушку со станом. Обработать края.

Мыс соединить с рукавом,


Швейная машина, нитки.

3.


Соединить детали рукава и мыса с воротушкой и станом. Обработать края.

Швейная машина, нитки.

4.


Сделать кулиску для резинки снизу рукава. Продеть резинку. Соединить края рукавов. Подогнуть нижний край и прострочить.

Швейная машина, нитки, резинка, утюг.

5.

Подогнуть и прострочить низ рубашки.

Швейная машина, нитки.

6.

Прострочить кружева по низу изделия и по рукавам.

Кружева, швейная машина.

7.

По горловине присборить, подготовить обтачку.

Нитки, швейная машина, утюг.

8.

Примётывание и притачивание обтачки к горловине. Провести ВТО.

Нитки, швейная машина.

Борок:

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1.

Соединить тесьму шитьё между собой. Соединяем в круг.

Кружево, швейная машина.

2.

Пришиваем атласную ленту, слегка припосаживая.

Атласная лента, нитки, игла.

Соответствие изделия разработанным требованиям.

  • Технология изготовления доступная.

  • Инструменты и материалы доступные.

  • Материалы доступны по стоимости.

  • Соответствует моему вкусу и потребностям .

  • Подходит по тематике к празднику.



3.Заключительный этап.

3.1.Экология.

Я считаю, что выполненные мною изделия экологически безопасны и не могут навредить здоровью человека. Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ. Загрязнение окружающей среды не происходит, токсичных веществ не выделяется. Безвреден и технологический процесс.



3.2.Экономика.

Расчёт затрат на изготовление (цены условные)

  • Ткани-1416 рублей

  • Нитки-100 рублей

  • Лента атласная- 68 рублей

  • Тесьма- 84 рублей

  • Кружево- 425 рублей

Итого: 2093 рублей

Вывод: Свою работу я оценила в 4000+ расходы на материалы.

3.3.Реклама.

Выбрав нас, вы получаете:

Индивидуальное изготовление заказа,

Высокое качество и аккуратность в изготовлении,

Пошив изделия по вашим эскизам!

3.4.Заключение.

Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области шитья и проектной деятельности. Я выполнила все цели, которые себе поставила. Своей работой очень довольна , хотя не очень ещё получилось идеально. Я приобрела опыт пошива поморского традиционного костюма(приложение 3), теперь могу выполнять более сложные работы. Эта работа заняла много времени, но я с ней справилась. В следующем году я хочу дополнить традиционный поморский костюм женским поморским головным убором- повойником. У нас в музее есть экспонат, и я буду использовать его в качестве примера.(приложение1, рис.2)











4.Использованные источники.

4.1.Литература.

1) Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. –сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.

2) Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность: из опыта работы Центра поморской культуры города Беломорска Республики Карелия/авт.сост. В.А.Васильев, И.Г.Ильина, С.В.Кошкина.- Петрозаводск: Периодика, 2019. – 160 с. ISBN 978-5-88170-360-8 историческая справка и фотографии 4.12.21

3) Поморский традиционный костюм / Т.А. Левачева; [вступ. Ст. Л. Горбуновой]. – Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2007. – 424 с.: ил., нот. Ил. – ISBN 978-5-85879-374-8. 6.12.2021 фотографии 6.12.21



4.2.Интернет-ресурсы.

1)https://sun9-16.userapi.com/impg/dTyxZ4A8cttk_FRn5BvXIvEbjPiHaP2OvYrWqg/pA2ilIiJ9Ng.jpg?size=360x480&quality=96&sign=949be339779b6596600d2d89d508df1f&type=album фотография 6.12.21

2)https://roslenta.ru/page_pid_70.htm определение атласной ленты 5.12.21

3)https://kartaslov.ru/значение-слова/тесьма определение тесьмы 5.12.21

4)https://ruvera.ru/russkoe_krujevo#:~:text=Кружево%20—%20это%20текстильное%20изделие,мир%20невесомой%20изысканности%20и%20воздушности определение кружева 5.12.2







Приложение 1

рис.1 рис.2

Рис.3











Приложение 2

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

Рис.5 Рис.6 Рис.7

Рис.8 Рис.9 Рис.10

Приложение 3