Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
по технологии
«Поморский традиционный костюм»
Творческий проект по художественной обработки материала
Ученицы 10 «б» класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Резиной Яны
Руководитель: Ульянова Н.В.,
учитель технологии
Беломорск,
2022
Содержание:
1.Подготовительный этап……………………………………………………………..с.3
1.1.Актуальность…………………………………………………………………………с.3
1.2 Цель и задачи проекта…………………………………………………………….…с.3
1.3. Разнообразие идей…………………………………………………………………..с.3
1.4. Выбор идеи…………………………………………………………………………..с.4
1.5.Историческая справка………………………………………………………...…...с.4-7
2.Технологический этап……………………………………………………………….с.7
2.1.Материалы ……………….…………………………………………………….……с.7
2.2 Оборудование и инструменты……………………………………………….……..с.8
2.3.Правила техники безопасности…………………………………………...………с.8-9
2.4.Организация рабочего места………………………………………………………...с.9
2.5.Технологическая часть………………………………………………………...….с.9-16
3.Заключительный этап………………………………………………………………с.16
3.1. Экология.………………………………………………………………….………...с.16
3.2. Экономика……………………………………….…………….……….……..…с.16-17
3.3.Реклама………………………………………………………..……………………..с.17
3.4.Заключение……………………………………………………………………………..с. 17
4.Использованные источники………………………………………………...с.18 4.1.Литература……………………………………………………………………с.18
4.2.Интернет-ресурсы…………………………………………………………….с.18
Приложение…………………………………………………………………………….с. 19-20
1.Подготовительный этап.
1.1. Актуальность.
У меня в школе есть музей поморского быта «Рибушки», он находится в кабинете технологии. Пока для музея выделено немного места, но в нём уже хранится много экспонатов. Наталья Владимировна, учитель технологии, предложила мне сшить поморский костюм для проведения мероприятий и мастер классов. Мне самой стало интересно, как поморский костюм выглядел раньше, из какой ткани его шили, как обрабатывали детали. (приложение1, рис.1)
Проблемная ситуация: найти рисунки и схемы традиционного поморского наряда, подобрать ткань
1.2. Цель и задачи.
Цель проекта:
Изготовить поморский традиционный костюм.
Задачи проекта:
1)Изучить литературу, проанализировать и использовать полученные данные для подготовки проекта
2) Разработать выкройку сарафана и рубашки с помощью исторического материала.
3)Подобрать материалы и инструменты для работы.
4)Изготовить костюм.
Методы исследования: изучение и обобщение, исторический, анализа, опроса
1.3.Разнообразие идей:
В книги Т А Левачёва «Поморский традиционный костюм» представлено очень много сарафанов и рубашек. Например:
1.4. Выбор идеи.
Сарафан я взяла с книги «Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность»В А Васильева, И Г Ильиной С В Кошкиной ,а рубашку с книги «Поморский традиционный костюм» Левачёва ТА.
Идея проекта соответствует следующим факторам:
Доступно в изготовлении.
Изделие не занимает слишком много времени при изготовлении.
Если постараться, изделие получится красивым, его можно будет продать.
Изделие не вредит здоровью.
1.5.Историческая справка
Много информации хранят старинные снимки, запечатлевшие жителей западного побережья Белого моря, в том числе женщин-поморок в традиционной одежде, одним из основных элементов которой была рубаха.(приложение2, рис.1) Она могла быть нательной и «горничной», т.е. комнатной.(приложение2, рис.2) Верхняя часть сорочки (рубахи) носила название «рукава», нижняя называлась «стан».(приложение2, рис.3) Она меньше вынашивалась, поэтому с одной нижней частью могли использовать несколько верхних, заменяя их одну за другой, по мере старения. В поморье бытовали два типа рубах: с «долгими», длинными, зауживающими к запястью рукавами и короткими «польскими». Они шились из белой хлопчатобумажной ткани, низ «долгих» рукавов был орнаментирован ажурной белой вышивкой, которая доходила иногда до локтя. Застёгивались такие рукава на прорезные петли и пуговицы. Рубаха с пышными рукавами, длиной чуть ниже локтя, также часто встречалась на территории Поморья, на некотором расстоянии от края такие рукава собирались на вздержку и по краю украшались кружевом. В литературе рубахи с подобными короткими и широкими рукавами назывались «польскими», в отличии от «русских» с длинными рукавами. До середины XX века пожилые люди в Поморье так их и называли « польские рукава», « польская сорочка».
Поморский прямой, «круглый» сарафан представлял собой широкую длинную юбку на узких лямках.(приложение2, рис.4) Сарафан имел 3-4 цельных полотнища шириной по 75-80 см и длиной в среднем 110-120 см, у верхнего среза ткань собралась в застроченные на высоту 5-7 см складки. На переднем полотнище располагалось 5- 6 крупных, часто бантовых складок, на заднем- много мелких, глубиной 1-2 см, складочек, направленных к центру спинки . Слева- прореха и застёжка из нитяной петли, пуговицы. Лямки сарафана были тонкие, в среднем 2 см, на спинке пришивались к выступающей детали-«лягушке», а на груди их длина могла регулироваться . Высота «лягушки» от 1,5 до 4 см, ширина от 3,5 до 7 см. Наиболее распространённой является цельная с основой деталью «лягушка», реже- пришивная. Для придания жёсткой формы подол и верхний край сарафана всегда с изнаночной стороны были продублированы тканью (подбоем) из холщовой или недорогой х/б ткани. Высота подбоя подола варьировались от 12 до 25 см. Окантовывался верх и подол сарафана бейкой контрастных тонов, часто чёрной шерстяной тесьмой. Такие сарафаны шились из покупных тканей (ситца, сатина, шёлка, тафты, тонкой шерсти). Подолы могли быть просто гладкие или иметь внизу отделку: настроченную оборку, как одинарную по краю подола, так и двойную, а также в виде «высокой» подкройной оборки; полосы лент, тесьмы, нашитые двойные полоски ткани ( шириной в 2-3 пальца); редкие и более крупные защипы.
Традиционно поморские девушки дополняли праздничную белую рубаху так называемым борком- съёмным украшением из присборенной ленты и кружева, которые иногда пришивалось по краю ворота. Для него использовали как покупные кружева, если отец или братья привозили, так и связанные крючком, собственного изготовления. Называлось это также «обратный борок» ( вероятно, от «отобрать»- убрать, т.е. приукрасить или « собрать»- присборить) или «борок с колотья», так как кружево выполнено словно с « проколотым» узором. Многие информаторы утверждали, что изготовлением борков занимались только девушки. Молодые женщины борок могли надевать в первые годы после свадьбы, с возрастом зону декольте предпочитали оформлять шёлковой покупной шалью, сложенной определённым образом.(приложение2, рис.5)
В поморье в конце XIX- в начале XX века широкое распространение получили ремни и пояса, ставшие обязательным элементом традиционного праздничного комплекта одежды. Поясами( ремнями)подпоясывали праздничные сарафаны и кофты под грудью или по талии. Прорезиненные, кожаные или бархатные чёрные пояса имели ширину около 6 см и оформлялись большими пряжками из жёлтого металла. Во многих поморских семьях сохранились подобные «ремни». (приложение2, рис.6)Известны также праздничные пояса из ткани, украшенные золотной вышивкой.
Одним из самых важных элементов в женском традиционном костюме Поморья является головной убор, отражающий социально-возрастной статус женщины, а также степень экономической состоятельности её семьи. Особенностью всех девичьих головных уборов была открытая макушка, в то время как женские уборы полностью закрывали волосы. Девичьими уборами в Поморье были повязка и косынка. (приложение2, рис.7)Чтобы коса не растрепалась, в неё вплетали ленту, которая была своеобразным символом девичества.
Основным убором замужней женщины был повойник.(приложение2, рис.8) Убор состоял из «кружка»- донца на твёрдой основе овальной формы и мягкого околышка. Высота околышка спереди колебалась от 8 до 12 см, сзади околышек несколько сужался. Будничные повойники шили из хлопчатобумажных тканей. Праздничные повойники мастерицы делали из более дорогих тканей, а овальное донце украшалось золотным шитьём . Боковая часть такого убора закрывалась шёлковой косынкой, сложенной определённым образом, а певерх косынки крепилось традиционное украшение из речного жемчуга- « нитки жемчужные» («жемчуг», «нить жемчужная», «перо», «бус»)- в виде соединённых между собой нескольких рядов снизанного мелкого речного жемчуга. «Нитки жемчужные» крепились к косынке («повязке») также при помощи булавок. К началу XX века с исчезновением жемчуга в речках и с приходом городской моды в деревню изготовление традиционных украшений прекратилось, и всё чаще в декорировании женского костюма стал присутствовать бисер. Молодые поморки носили бусы- красивые шейные украшения из речного скатного жемчуга с особым матовым блеском.(приложение2, рис9) Серьги из речного жемчуга делались в виде ленты, сложенной вдвое, их называли «петлями».(приложение2, рис.10)
В отличие от других регионов России, поморки носили кожаную: сапоги и бахилы- длинные сапоги с большими голенищами; более бедные- коты, род калош. Молодые женщины и девушки носили обувь фабричного производства- ботинки на шнурках или пуговицах. Но чаще это были изделия кустарного производства . Судя по сохранившимся образцам обувных колодок ( деревянных форм для изготовления обуви), в деревнях были ремесленники, делавшие обувь на заказ.
1.6.Материалы.
Для пошива сарафана я взяла ткань тафту, для рубахи белую бязь, на низ рубахи пришивается вязанное кружево, на низ рукавов рубахи- тесьма шитьё. На борок я взяла тесьму шитьё и атласную ленту.
1)Ткань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
2) Тесьма- узкая тканая или плетёная полоска или шнур, обычно имеющая только одну систему косо переплетённых нитей.
3) Кружево-это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей.
4)Лента атласная- искусственная имитация блеска шелкового материла за счет устойчивого специфического свойства ткани, обусловленного тонким плетением нитей и расположения мелких структурных элементов материала.
5)Нитки швейные- это протяженная, тонкая, ровно скрученная, пряжа или нить с особыми свойствами, позволяющими использовать ее при шитье.
6)Пуговица- Пришиваемая к бортам одежды костяная, металлическая или иная застежка, обычно в виде кружка, для петель одежды.
1.7.Оборудование и инструменты.
Для пошива поморского костюма мне понадобилось: сантиметровая лента, ножницы, игла ручная, булавки портновские, швейная машина, мел.
1)Сантиметровая лента- это портновский инструмент для измерения длины
2)Ножницы- инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях.
4)Иглы- длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества
5)Швейная машина- техническое устройство для соединения и отделки материалов методом шитья.
6)Портновский мел- это средство, которым можно делать пометки на ткани в процессе раскроя или шитья.
2.Технологический этап.
2.1 Правила техники безопасности:
Работа с иголками. Во время работы:
1.Храните иглу в определённом месте (в игольнице);
2.Во время работы иголки вкалывайте в подушечку;
3.Обязательно найдите потерянную иглу;
4.Кусочки сломанной иголки соберите и положите в безопасное место;
5.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены и занавески.
Работа с ножницами. Во время работы:
1.Кладите ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
2.Передавайте и переносите ножницы только колечками вперёд и с сомкнутыми лезвиями;
3.Следите, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего.
Работа с машинкой. Во время работы:
1.Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения
2.Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.
3. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.
4.Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.
5.Следите за правильным положением рук и ног.
6.Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.
7.Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего.
2.2.Организация рабочего места.
Свет должен правильно падать. Сидеть нужно ровно, не горбить спину и не слишком близко подносить изделие к глазам. Неправильная посадка портит здоровье.
Выполнять работу следует аккуратно. Самое главное- соблюдать правила техники безопасности. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно)
2.3.Технологическая часть:
Особенности сарафана:
1) встречная складка на спинке по середине
2)цельная лягушка
Сарафан:
№ | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Снять мерки. | Ог =104, От =92, Об=111, Ди (сарафана)=135 см , Ди (рубашки)=115 см | Сантиметровая лента. |
2 | Взяли два полотна ткани по длине изделия. Соединить их и обработать край. | | Ткань, ножницы. |
3 | Наметать и застрочить складки на заднем полотне | | Ручные иглы, нитки, портновские булавки, швейная машина. |
4 | Наметать и застрочить бантовые складки на переднем полотне. | | Швейная машинка, нитки. |
5 | Продублировать нижний край х/б тканью. Прострочить по верхнему и нижнему краю. | | Швейная машинка, ткань. |
6 | Обработка боковых после примерки. | | Швейная машинка, ножницы, портновские булавки. |
7 | Вырезать лягушку. Продублировать верхний край. | | Швейная машинка, ножницы, мел, портновские булавки. |
8 | Прострочить шесть строчек по верхнему краю по всей ширине изделия. | | Швейная машинка. |
9 | Вырезать лямки. Пристрочить к изделию. | | Швейная машинка, ножницы. |
10 | Наметать и прострочить тесьму по верхнему краю, по лямкам и по низу. | | Швейная машинка, тесьма, нитки. |
11 | Отрегулировать лямки и прострочить. Сделать петлю для пуговицы. Пришить пуговицу. Провести ВТО. | | Швейная машина, пуговица, утюг. |
Рубашка:
№ | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. | Найти выкройку рубашки и перенести на миллиметровую бумагу. Вырезать из ткани. | | Ткань, миллиметровая бумага, ножницы, булавки портновские. |
2. | Соединить воротушку со станом. Обработать края. Мыс соединить с рукавом, | | Швейная машина, нитки. |
3. | Соединить детали рукава и мыса с воротушкой и станом. Обработать края. | | Швейная машина, нитки. |
4. | Сделать кулиску для резинки снизу рукава. Продеть резинку. Соединить края рукавов. Подогнуть нижний край и прострочить. | | Швейная машина, нитки, резинка, утюг. |
5. | Подогнуть и прострочить низ рубашки. | | Швейная машина, нитки. |
6. | Прострочить кружева по низу изделия и по рукавам. | | Кружева, швейная машина. |
7. | По горловине присборить, подготовить обтачку. | | Нитки, швейная машина, утюг. |
8. | Примётывание и притачивание обтачки к горловине. Провести ВТО. | | Нитки, швейная машина. |
Борок:
№ | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1. | Соединить тесьму шитьё между собой. Соединяем в круг. | | Кружево, швейная машина. |
2. | Пришиваем атласную ленту, слегка припосаживая. | | Атласная лента, нитки, игла. |
Соответствие изделия разработанным требованиям.
Технология изготовления доступная.
Инструменты и материалы доступные.
Материалы доступны по стоимости.
Соответствует моему вкусу и потребностям .
Подходит по тематике к празднику.
3.Заключительный этап.
3.1.Экология.
Я считаю, что выполненные мною изделия экологически безопасны и не могут навредить здоровью человека. Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоноразрушающих веществ. Загрязнение окружающей среды не происходит, токсичных веществ не выделяется. Безвреден и технологический процесс.
3.2.Экономика.
Расчёт затрат на изготовление (цены условные)
Итого: 2093 рублей
Вывод: Свою работу я оценила в 4000+ расходы на материалы.
3.3.Реклама.
Выбрав нас, вы получаете:
Индивидуальное изготовление заказа,
Высокое качество и аккуратность в изготовлении,
Пошив изделия по вашим эскизам!
3.4.Заключение.
Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области шитья и проектной деятельности. Я выполнила все цели, которые себе поставила. Своей работой очень довольна , хотя не очень ещё получилось идеально. Я приобрела опыт пошива поморского традиционного костюма(приложение 3), теперь могу выполнять более сложные работы. Эта работа заняла много времени, но я с ней справилась. В следующем году я хочу дополнить традиционный поморский костюм женским поморским головным убором- повойником. У нас в музее есть экспонат, и я буду использовать его в качестве примера.(приложение1, рис.2)
4.Использованные источники.
4.1.Литература.
1) Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. –сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О. В. Павлова. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
2) Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность: из опыта работы Центра поморской культуры города Беломорска Республики Карелия/авт.сост. В.А.Васильев, И.Г.Ильина, С.В.Кошкина.- Петрозаводск: Периодика, 2019. – 160 с. ISBN 978-5-88170-360-8 историческая справка и фотографии 4.12.21
3) Поморский традиционный костюм / Т.А. Левачева; [вступ. Ст. Л. Горбуновой]. – Архангельск: ИПП «Правда Севера», 2007. – 424 с.: ил., нот. Ил. – ISBN 978-5-85879-374-8. 6.12.2021 фотографии 6.12.21
4.2.Интернет-ресурсы.
1)https://sun9-16.userapi.com/impg/dTyxZ4A8cttk_FRn5BvXIvEbjPiHaP2OvYrWqg/pA2ilIiJ9Ng.jpg?size=360x480&quality=96&sign=949be339779b6596600d2d89d508df1f&type=album фотография 6.12.21
2)https://roslenta.ru/page_pid_70.htm определение атласной ленты 5.12.21
3)https://kartaslov.ru/значение-слова/тесьма определение тесьмы 5.12.21
4)https://ruvera.ru/russkoe_krujevo#:~:text=Кружево%20—%20это%20текстильное%20изделие,мир%20невесомой%20изысканности%20и%20воздушности определение кружева 5.12.2
Приложение 1
рис.1 рис.2
Рис.3
Приложение 2
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6 Рис.7
Рис.8 Рис.9 Рис.10
Приложение 3