Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
Творческий проект
«Путешествие по страницам произведений
Сергея Владимировича Михалкова»
Подготовила: Канашова Е.Н.
г. Сарапул, 2024 г.
Информационный раздел
Название проекта: «Путешествие по страницам произведений Сергея Владимировича Михалкова».
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети младшей и средней группы, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: март 2024 г.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
«Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтешь нигде такого,
Только в книжках Михалкова.
Актуальность:
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Детская литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение. Но в настоящее время она утрачивает авторитет и весомость, так как современные дети читают мало, происходит снижение интереса к чтению и творчеству детских писателей. Нельзя терять классику искусства слова.
Творчество С.Михалкова позволяет детям почувствовать себя героями его произведений, включиться в игру, превратиться в артистов. В его стихах воспитанники познают лаконичность и точность слова, ритмичность русской речи; сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями. Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для духовного и душевно-нравственного становления детей.
Я рассчитываю, что благодаря знакомству с произведениями С. Михалкова дети научатся дружить, уважительно относиться к труду, смогут понять что «хорошо», а что «плохо», лучше понять «взрослый мир». Стихи С. Михалкова помогают раскрыть и объяснить такие понятия как храбрость, трусость, лень, ложь, доброта, невежество и другие.
Проблема:
Недостаточность знаний детей и родителей о творчестве С. В. Михалкова. По мнению родителей нашей группы, чтение стихов необходимо в любом возрасте. Все очень любят читать стихи таких писателей как С. Я. Маршак, С. В. Михалков, К. И. Чуковский. У С. Михалкова очень много различных стихотворений, но не все родители смогли назвать более пяти произведений. А ведь его произведения можно использовать на все случаи жизни.
Цель: знакомство с творчеством С. В. Михалкова.
Задачи:
Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.
Развивать умение понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умение высказывать суждения, оценку прочитанного;
Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.
Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, рисовании и других видах деятельности.
Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, умение слушать и слышать других;
Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемый результат:
для детей:
Дети получат знания: о творчестве С.Михалкова, о правилах общения с книгой, выучат некоторые стихи С. Михалкова.
У детей появится устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Будет проявлено творчество: совершенствование навыков сюжетного рисования к произведениям писателя.
для педагога:
Повышение теоретического опыта и профессионализма.
Удовлетворённость проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Поддержание у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
для родителей:
У родителей появится интерес к творчеству поэта, к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Окажут поддержку и участие в мероприятиях проекта.
Продукт проектной деятельности:
Подборка книг С. Михалкова.
Выставка иллюстраций к произведениям писателя.
Выставка детских сюжетных рисунков по произведениям С.В. Михалкова.
Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению».
Консультация для родителей: «Книжки в вашем доме».
Папка-ширма «Сергей Владимирович Михалков»
Разучивание отрывка «Котята» С. Михалкова.
Викторина по страницам произведений С.Михалкова «Угадай, как называется?».
Презентация проекта «Путешествие по страницам произведений С.В. Михалкова».
Принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип системности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения,
интеграционный принцип.
Методы и приёмы:
Сбор информации;
Работа с литературой, интернет - источниками;
Чтение произведений;
Заучивание стихотворений;
Рассматривание иллюстраций;
Игры и игровые упражнения;
Творческая работа;
ЭОР- просмотр презентаций и мультфильмов.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
Довести до сведения родителей идею и план реализации проекта (устно и в виде информационного листка).
Донести до всех участников проекта важность и нужность данной темы.
Создание условий для реализации проекта:
Пополнение книжного уголка книгами С.В. Михалкова
Изготовление наглядных пособий и дидактических игр.
Создание презентаций по данной теме.
Подборка стихов, рассказов, оформление книжного уголка.
II этап – основной
Акция «Подари книгу детскому саду» произведения С. В. Михалкова
Оформление книжного уголка. Оформить выставку книг писателя.
Реализация проекта в разных видах детской деятельности.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Из какого стихотворения картинка»,
Дидактическая игра «Что нужно для супа?»
Социально-коммуникативное развитие:
Создание игровой ситуации «Мама варит суп»
Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений С.В. Михалкова.
Речевое развитие:
Разучивание считалочки «Котята»,
Беседы «Мое домашнее животное», «Почему надо хорошо есть»,
Рассматривание иллюстраций по произведениям.
Познавательное развитие:
Беседа «Правила для книжного уголка» «Зачем нам нужен светофор».
Художественно-этетическое развитие:
Чтение стихотворений:
«Песенка друзей», «Дядя Степа», «Овощи», «Про мимозу», «Как старик корову продавал», «Бездельник светофор», «Мой щенок», «Про девочку, которая плохо кушала», «Котята», сказка «Три поросенка».
Рисование:
НОД «Котята» (приложение)
Иллюстраций к любимым произведениям С. В. Михалкова;
Изготовление книжек-малышек по полюбившемуся произведению автора.
Лепка овощей (из пластилина).
Аппликация «Мой щенок» (приложение);
Коллективная аппликация «Котята».
Конструирование: «Домики для трех поросят»
Театральная деятельность
Игры драматизации «Песенка друзей»,
Показ настольного театра «Три поросенка».
Работа с родителями.
Консультации для родителей:
«Книга в вашем доме», «Как помочь ребенку стать читателем».
Папка-передвижка:
«Правила обращения с книгой», «Сергей Владимирович Михалков»
Изготовление книжек-малышек.
3 этап заключительный
Изготовление и показ настольного театра по сказке «Три поросенка».
Выставка рисунков по произведениям С. В. Михалкова;
Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «Путешествие в страну стихов С.Михалкова»
Выводы:
В ходе проекта дошкольники узнали много полезной и интересной информации о творчестве С.В. Михалкова. В группе были созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством С. В. Михалкова. У детей повысился уровень знаний о творчестве замечательного российского писателя С.В. Михалкова. Через знакомство с биографией писателя дети знакомились с историей страны. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Получен плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка).
Было осуществлено вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Список литературы:
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: «Мозаика- Синтез», 2016. – 336 с.
Детская литература // под ред. Е.Е.Зубаревой М., 1985г.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности).- М.:Эгвес,2004.
Русская литература для детей // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г.
«Сергей Михалков - Детям», М.,1999г.
Сергей Михалков «О тех, кто лает», М.,1985г.
Интернет ресурсы.
О Михалкове можно долго говорить
Но невозможно все о нем сказать.
Как можно Михалкова не любить,
Так невозможно Михалкова не читать.
Пройдут года, но детства чудный миг,
Нам невозможно будет повторить.
Но с нами будет Михалков всегда
В своих стихах по детски говорить.
Приложение
Конспект НОД по рисованию «Котята»
Цель: Создавать условия для развития интереса и потребности в чтении книг, через приобщение детей к художественной литературе
Задачи:
Предварительная работа: дидактические игры: «Чей малыш», «Покорми домашнего питомца»
Оборудование и материалы:
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель входи в группу с корзиной в руках, в корзине находятся мягкие игрушки – котята, и обращается к детям с вопросом:
- Посмотрите, ребята, что у меня в корзинке?
Дети смотрят в корзинку и отвечают:
- В корзинке сидят котята.
Воспитатель ставит корзину с котятами на стол:
- Давайте рассмотрим их поближе.
Дети рассматривают котят.
Воспитатель задает детям вопрос:
- Почему вы решили, что в корзинке котята?
Дети отвечают:
- Потому, что у котят есть лапки, пушистый хвостик, маленькие ушки и длинные усы.
Воспитатель подает игрушку ребенку и просит:
- Покажи, где у котенка хвостик? Сколько хвостиков у котенка?
Ребенок показывает хвостик у котенка и отвечает:
- У котенка один хвостик.
Воспитатель передает игрушку другому ребенку и просит:
- Покажи, где у котенка ушки? Сколько ушей у котенка?
Ребенок показывает ушки и отвечает:
- У котенка два ушка.
Воспитатель передает игрушку следующему ребенку и просит:
- Покажи, где у котенка лапки? Сколько лап у котенка?
Ребенок показывает лапки котенка и отвечает:
- У котенка четыре лапки.
Воспитатель передает игрушку другому ребенку и просит:
- Покажи, где у котенка усы? Сколько усов у котенка?
Ребенок показывает усы у котенка и отвечает:
- У котенка много усов.
Воспитатель кладет котенка в корзину и спрашивает детей:
- Сколько котят в корзинке?
Дети дружно считают котят:
- Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята про этих котят Сергей Михалков написал стихотворение и назвал его «Котята». Вы хотите его послушать?
Дети отвечают:
- Да! Мы хотим послушать стихотворение о котятах!
Воспитатель:
- Я вам его сейчас прочитаю, а вы послушайте.
Воспитатель читает стихотворение, делая паузы для совместного произношения слов. Затем предлагает детям стать маленькими котятами и поиграть.
Фикультминутка: Котенок сидит, ушками шевелит.
К миске с молоком подошел,
Молоко попил, мордочку умыл.
Подтянулся, спать клубочком свернулся.
Дети повторяют движения за воспитателем, соотносят движения со словами.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку на мольберте, на которой изображены котята в корзине и спрашивает детей:
- Ребята, что нарисовано на картине?
Дети отвечают на вопрос воспитателя, показывают каждого котенка, считают их:
- На картине нарисована корзина, а в корзине сидят котята. Раз, два, три, четыре, пять. Всего пять котят.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила художника. Он передал для вас подарки – это картины, на которых нарисованы котята. Но художник очень торопился и не успел их дорисовать. Давайте мы с вами станем художниками и сами дорисуем картины?
Дети с охотой принимают предложение воспитателя и перевоплощаются в художников, рассаживаются за столом.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, посмотрите внимательно, что забыл раскрасить художник?
Дети отвечают:
- Художник забыл раскрасить одного котенка!
Воспитатель спрашивает:
- Какого цвета должен быть котенок?
Дети отвечают:
- Котенок должен быть рыжего цвета.
Воспитатель спрашивает детей:
- Какого цвета возьмем карандаш, что бы раскрасить котенка?
Дети отвечают:
- Что бы раскрасить котенка возьмем карандаш оранжевого цвета.
Воспитатель включает фоновую музыку.
Дети берут карандаш оранжевого цвета и раскрашивают котенка под фоновую музыку.
Воспитатель спрашивает детей:
- Красивые котята у нас получились?
Дети отвечают:
- У нас получились очень красивые котята!
Воспитатель повторно зачитает начало стихотворения Сергея Михалкова «Котята», делая паузы, для совместного произношения слов и спрашивает у детей:
- Вам понравилось стихотворение?
Дети отвечают:
- Нам понравилось стихотворение.
Воспитатель задает детям вопрос:
- О чем стихотворение?
Дети отвечают:
- Стихотворение о котятах.
Воспитатель спрашивает детей:
- Сколько котят родилось?
Дети отвечают:
- Родилось пять котят.
Воспитатель: обращается к детям:
- Правильно! Родились у нас котята, их по счету ровно … (пауза для совместного произношения слова) пять.
Воспитатель: предлагает детям стать котятами и поиграть с солнышком.
Дети охотно соглашаются.
Подвижная игра «Солнышко и котята».
Цель:
Игровой материал: двухсторонняя картинка «Солнышко – тучка», зонтик
Ход игры: Под мажорную музыку взрослый со словами: «Взошло солнышко, котята гуляют и веселятся» показывает картинку – солнышко. Дети – котята веселятся, прыгают, мяукают. Под минорную музыку взрослый показывает картинку – тучку, раскрывает зонтик и говорит: «Солнышко спряталось за тучку, скоро пойдет дождь, прячьтесь котята под зонтик!». Дети собираются под зонтиком. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель, по окончанию НОД, отдает детям корзину и предлагает им поиграть с котятами.
Дети выбирают понравившегося котенка и начинают с ним играть.
Конспект НОД аппликация из кругов «Мой щенок»
(Создание благоприятной обстановки, положительного настроя. Слушают воспитателя, настраиваются на предстоящее занятие.)
Воспитатель
Уши чуткие-торчком,
Хвост взлохмаченный-крючком.
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит.
(Собака)
У кого дома есть собака?
Для чего люди выводят разные породы собак? (Рассматривание иллюстраций).
II. Сообщение темы занятия.
Воспитатель - Сегодня мы с вами поговорим о собаке, а именно о детеныше.
Как называют детеныша собаки? (щенок)
Чтение стихотворения Михалкова «Мой щенок»
Стихотворение
«Мой щенок»
С. Михалков.
Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог.
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.
1. Физминутка
Чешем щеткой мы щенка
Будет шерстка так мягка?
Скачет радостный щенок,
Скрыть он радости не мог.
2. Беседа по стихотворению (презентация)
А сейчас мы с вами сделаем аппликацию-маленького щенка
Показ способов выполнения работы
Самостоятельная деятельность детей.
Оценка детских работ.