Творческий проект «Субботея»
Выполнила ученица 10 кл. МОУ-СОШ №5
г. Унеча Брянской области Чучук Олеся
Руководитель: учитель технологии
МОУ-СОШ №5 г. Унеча Кисленок Р.А.
Проблема, ее исследование
Некоторые говорят, что школа это храм науки, а я считаю, что это Дом детства:
- который теплом встречает меня более 9 лет;
- окружает меня заботой и уютом;
- позволяет моей душе раскрыться и проявить себя.
Каждая ступенька этого Дома - шаг к познанию, к открытию, к совершенствованию, шаг в будущее. И только сделав много шагов по ступенькам родной школы, исследовав таинства всех ее комнат, впитав тепло и доброту его жителей, можно сказать, что я жила в этом доме.
Уроки технологии в нашей школе, это уроки интереснейших познаний, позволяющие мне раскрыть свои умения и проявить способности, они обогащают мой внутренний мир, способствуют выработке навыков и умений, необходимых для моей будущей взрослой жизни.
Мне нравиться рукодельничать, участвовать в выступлениях школьного театра, танцевать в хореографическом ансамбле «Акварель», и вообще, люблю заниматься творческой деятельностью. Театр и танцы – это сцена, музыка, зрители, все это, вдохновляют меня на полет моих мыслей и действий.
Каждый раз, когда нужно создать художественный образ на сцене или в танце, костюм или декоративную атрибутику к спектаклю, я полагаюсь на свои знания в области технологии. Я всегда радуюсь и испытываю удовольствие от того, что могу, что- то сделать сама, своими руками.
На данный момент, наш танцевальный коллектив, разучивает народный танец «Субботея», значит, нужен костюм. Можно, конечно же, его изготовить на заказ, но это очень дорого. Исследуя свои возможности и способности, я пришла к выводу, что я могу сшить костюм сама, это будет, и дешевле и полезно для меня. Я пополню свои знания в области шитья, совершенствую навыки ручной и машинной обработки изделия, и получу дополнительные технологические данные по изготовлению одежды. Кроме этого, я выполню нужную и полезную работу, изготовленный мною костюм останется в школе. Костюм можно будет использовать не только в танце, но и в театральных постановках, народных праздниках, фольклорных фестивалях. Я желаю себе удачи и успехов в решении данной проблемы
Обоснование проекта
«Все в моих руках» - подумала я и приступила к решению поставленной цели – изготовлению костюма для народного танца и сценического выступления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Когда надеваешь такой костюм для театрализованного или танцевального выступления, всегда испытываешь гордость за умение мастериц сотворить красоту наряда.
Я подумала, а чем я хуже мастериц!
Чего бояться, ведь я умею шить и рукодельничать, и в состоянии сама создать одежду для себя, самое главное, это определиться с фасоном костюма.
За советом я обратилась к подружкам, которые танцуют вместе со мной в ансамбле «Акварель», для того, что бы согласовать единство стиля в костюме. Костюмы должны быть яркими, выглядеть эффектно со сцены и нести в себе образ, отображающий в танце. Ведь всем известно, что «встречают по одежке…». Народный костюм как бы является мостом из грядущего в современность, и едва танцор, или актер в таком костюме появляется на сцене, как между ним и зрителем устанавливается особый контакт. И тогда впечатление от действа у зрителя останется навсегда в памяти и будет вызывать только положительные эмоции.
Подумав, решила, что «изюминкой» моих костюмов будет отделка, яркость и разноцветье которой, в сочетании со спокойствием и величием тканей, придаст моим костюмам достойный вид. Со сцены такие костюмы будут смотреться оригинально, и удивят окружающих своей красотой.
Я знаю, что это трудная работа, но я надеюсь, что мои добрые учителя помогут мне, и я выполню свой проект успешно.
Из истории брянского народного костюма
Прежде чем приступить к изготовлению своего костюма, я решила изучить информацию о народных костюмах нашего региона. Посмотреть, из каких элементов одежды они состоят, какая отделка используется при их изготовлении, как выглядят и что приемлемо для меня, с моими умениями в области шитья.
Оказалось, что русский традиционный костюм давно признан культурным достоянием мирового наследия. Мастерство, с которым русские женщины пряли и ткали, вышивали и шили, сочетали различные предметы одежды в одном костюме, умело переплетая новые и сохраняемые веками традиции, удивляет даже тех, кто мало интересуется историей и культурой. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от соседних народов.
В этнографической литературе принято выделять четыре комплекса женской одежды:
Рубаха - понева - сорока (южный комплекс)
Рубаха - сарафан - кокошник (северный комплекс)
Рубаха - юбка
Распашное платье - кубелек
Наибольшее распространение нашли два первых комплекса, - «сарафанный»
и « поневный». Географическое бытование поневного комплекса было устойчивым: эта одежда не проникала глубоко в северные губернии и закрепилась лишь в отдельных местах центральных областей. (Орловская, Калужская, Тульская, Пензенская, Рязанская, Воронежская губернии. Брянский уезд принадлежал ранее к Орловской губернии.)
На Брянщине, относящейся к южным областям России, костюм состоял из рубахи, юбки-поневы, передника, головного убора, пояса, украшений, обуви.
Рубаха. Самым распространенным типом рубахи в центральных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами ( прямоугольные или ромбовидные вставки на плечах между горловиной и рукавом). Как правило, ее стан шился из 4 полотнищ домотканого холста. Полик выкраивался из основной ткани или из кумача (красная фабричная ткань) и обильно вышивался. Сборки вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке, на концах которой находились две прорезных обметанных петли для стягивания воротника шнуром или ленточкой. Для этого типа рубах характерно присутствие небольших ластовиц из беленого полотна либо красного кумача. Низ рукава стягивался узким манжетам, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Красно – черная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубахи, проходила по стоечке горловины и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой .В Брянском районе бытовала и безполиковая рубаха, более простая в исполнении, предназначенная для повседневной носки.
Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная одежда, надеваемая на рубаху, бытовала во всех районах Брянщины. Повсеместно ее шили из шерстяной клетчатой домотканины темно – синего или черного цвета, реже красного. На территории Брянщины известен самый древний вид поневы - распашной. На поясе понева укреплялась шнуром - «гашником». По швам соединения, по низу поневы обязательно украшались вышивкой, нашивными полосами галуна, мишурного кружева, блестками. Края поневы обшивали плетеными шерстяными поясками.
Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения поневы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.
Передник (запон, завеса) В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. Запоны надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передник мог быть и с рукавами. Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой, кумачовыми вставками, кружевом, прошвами. Туникообразный покрой запонов прост: полотнище ткани, сложенное по утку, закрывает фигуру целиком спереди и до пояса сзади. Вырез для головы прямоугольный, вдоль спины посередине проходит разрез, оформленный застежкой на пуговицы либо завязками.
Головной убор. Особую завершающую роль в ансамбле крестьянской женской одежды имел головной убор. Головные уборы центральных районов были весьма разнообразны. Головной убор «сорока» (означает «покрывать») состоит из многих частей. «Кичка» - твердая основа, надеваемая на голову, «сорока» - мягкий чехол, покрывающий основу. Очелье «сороки» украшали золотым шитьем, галуном, перламутровыми пуговицами.
На Брянщине также распространен головной убор - «повойник», - маленькая легкая шапочка с твердым, украшенным вышивкой, бусами, бисером очельем. Поверх «повойника» надевали покупной или домотканый платок.
Девушки носили повязки в виде лент, украшенных вышивкой, позументом, бусами, металлической бахромой, оборками из лент.
Головные уборы дополнялись бисерными украшениями, закрывающими волосы на висках – «наушниками», бисерными нитями, завершающимися на концах бусинами, называемыми «кишки».

Пояс. Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс. Пояса были различного вида - плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали сбоку.
Украшение. К праздн чной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть рубахи.
Ожерелок – шейное украшение, делался из узкой полосы ткани, сплошь расшитой бисером, при надевании он плотно облегал шею. К нему полукругом пришивались «качелики», - нити крупного красного бисера.
Чепка – нагрудное украшение в виде плетеной узорчатой полосы из бисера и бус, стеклянных или дутых бус.
Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни Брянского уезда вплоть до 30 –х годов XX века.
Костюм южных районов
(Комаричский район)
состоитиз рубахи
с большим воротником
и поневы красного цвета.
Украшение костюма-
красный с зелеными
и желтыми полосками
пояс.
Костюм центрального (Брянского) района состоит из рубахи, распашной юбки – понёвы, передника – запона. Костюм дополнен тканым поясом, шейным украшением. Головной убор – повойник или перевязка.
.
Костюм западных районов
(Новозыбковский район)
состоит из рубахи – кошули, поневы – плахты и двух передников, надеваемых один поверх другого. Головной убор – два платка, завязанные подобно восточному тюрбану.
Украшения – бусы (монисто).
Из дополнительной литературы я узнала, из каких предметов одежды состоял народный костюм Брянского уезда Орловской губернии. Народные костюмы различных районов Брянского уезда отличались друг от друга, кроем рубахи, понев, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора.
В своей работе я учту особенности Брянского костюма и попробую применить эти знания при создании своих моделей
Обоснование идеи
Создавая эскиз своей модели, я старалась соединить элементы старины с современными технологиями в изготовлении одежды. Главное, что бы она была удобной, простой в изготовлении, яркой и оригинальной. Большое значение в народном костюме является отделка, она не только украшает изделие, но и несет в себе символическое значение. Разработка моделей и их дизайн, потребовали от меня знаний гармонии и сочетания не только элементов одежды, но и выбора технологии их отделки. Анализируя каждую модель, я в первую очередь, думала о их практической направленности и «работоспособности», иначе, зачем они мне на вешалке.
Модель № 1 платье, отрезное по талии с юбкой клеш в пол, отделка множество атласных лент и тесьмы. Для моей задумки она не подойдет, на мой взгляд, платье выглядит громоздко, в нем нет легкости, что при выполнении танцевальных движений не приемлемо.
Модель № 2 платье, расширенное от линии груди с отделкой – надплечником. При расчете расхода количества ткани на его, вышло очень дорого, а мне хотелось изготовить изделие с наименьшими затратами.
Модель № 3 удовлетворяет всем моим требованиям. Она в народном стиле, проста в изготовлении, элементы, отделанные разноцветным лоскутом на основе изделия, эстетично украсят данный костюм. Благодаря яркому сочетанию различных элементов, костюм представляет собой фольклорный наряд. К чему я и стремилась, думаю, что он подойдет для выступления на сцене.
№/П | Критерии | № 1 | № 2 | № 3 |
1. | Изготовление с наименьшими материальными затратами | | + | + |
2. | Оригинальность замысла | + | | + |
3. | Конструктивность решения: надежность, прочность | | + | + |
4. | Технологичность: простота в изготовлении | | | + |
5. | Экономичность | | | + |
6. | Эргономичность: простота в обслуживании | | | + |
Материалы и цветовое решение.
Важную роль в изготовлении задуманной мною модели играют материалы, из которых эта модель будет сшита. Хочется, что бы наряд привлекал внимание окружающих.
Для этого нужно правильно подобрать сочетание тканей и их цвета, продумать об их выразительности в костюме. Наука цветоведение позволяет понять, как используется особенность цвета не только в живописи, но и в рукоделии и декоративном искусстве. Ознакомившись с нею, я поняла, что красота народного костюма, состоит в контрастности цвета и отделки в нем.
Теперь, при подборе отделки и тканей в моем изделии, я позаботилась не только о соотношении цвета в лоскутном узоре изделия, но также и фоне, на котором я его буду располагать.
Большое значение для меня имеет и экологическая сторона костюма. Мне придется выступать на сцене, значит, ткани должны быть не только красивы, но и безвредны для здоровья.
Для изготовления своего костюма я выбрала ткани и исследовала их свойства. Основными материалами костюма являются:
Рубаха | |
Льняная ткань. | Свойства ткани |
| Ткань изо льна надежная, очень прочная, обладает хорошей гигроскопичностью, быстро сохнет. Мнется и дает сильную усадку, перед обработкой следует декатировать ткань. Высокая воздухопроницаемость, обеспечивает комфортные условия для человеческого организма «облаченного» в льняную одежду. Сметывать, стачивать такие ткани легко и приятно. Осыпаемость открытых срезов достаточно высокая. Это надо учитывать при раскрое. |
| Юбка – понева |
Свойства ткани | Ткань «Шотландка» |
Для изготовления юбки – поневы, я использовала ткань «Шотландку» - клетчатая ткань, образуемая путем переплетения шерстяных или хлопчатобумажных нитей. Натуральные ткани комфортны, экологичны и безопасны, но стоят дорого. Моя юбка изготовлена из альтернативой искусственной ткани, это вискозы и их комбинаций. Искусственное полотно наделено рядом преимуществ: эластичность; простой уход; несминаемость; низкая стоимость.Работать с податливым и мягким синтетическим материалом проще, чем с натуральным, который известен своей жесткостью и неэластичностью. | |
Отделка и подьюбник | |
Отделка | Свойства ткани и отделки |
| Ленты, тесьма, кружева, косая бейка. Ленты – тканые полоски различной ширины.от вида пряжи зависит их качества (х\б, капроновые, мтласные), Лента отделочная – косая – бейка, вырабатывается из вискозных комплексных нитей, применяются для украшения женской и детской одежды. Тесьма декоративная предназначена для отделки швейных и трикотажных изделий. Изготовлена из различных видов пряжи: х\б, шерстяной, полушерстяной, шелковой, вискозной нитей и х\б пряжи с металлизированными нитями. Ассортимент декоративной тесьмы разнообразен по ширине и по отделке: фасонная тесьма – «змейка». |
Подбирая ткани для костюма в народном стиле, я выбрала яркие ткани, натурального происхождения и отделку контрастную по цвету, что бы придать костюму выразительность и народность.
Необходимое оборудование и инструменты
Для работы над проектом мне понадобятся следующие инструменты и оборудование:

Швейная машинка.
Оверлок

Утюг с пароувлажнителем.
Гладильная доска.
Ножницы.

Иглы ручные для шитья


Наперсток.
Сантиметровая лента.
Бумага для выкроек.

Карандаш.
Линейка.

Нитки для машинных работ №№ 35,40.
Нитки для ручных работ № 40.

Портновский мел.
Организация рабочего места
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, я продумала организацию рабочего места с учетом требований техники безопасности и гигиены труда.
- Рабочее место должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди.

- Нитки нужно хранить в специальном полотняном мешочке или шкатулке, листы с выкройками в папке.
- Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы в левой. Иголки и булавки хранить в игольнице, ножницы в чехле. При выполнении ручных работ пользоваться наперстком.
- Во время работы грудь не должна быть сжата. Корпус немного наклонен вперед, ноги, если возможно на небольшой подставке. Расстояние от глаз до работы должно составлять 25-30 см., стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
- При работе на швейной машинке нужно следить за порядком на рабочем столе, на нем не должны находиться инструменты для шитья и раскроя. Следует следить за положение рук во время работы.
- На протяжении рабочего времени следует соблюдать правила ТБ при работе с иглами, ножницами, швейной машиной и утюгом.
- При работе на электрической швейной машине и с утюгом необходимо помнить правила пожарной и электробезопасности, пользоваться резиновым ковриком.
- Во время выполнения технологических операций соблюдать правила санитарии и гигиены.
- Не забывать убирать рабочее место после работы, инструменты разложить по своим местам, а изделия хранить на вешалке
Техническая разработка
1. Чертеж основы платья.
2. Чертеж основы рукава.
Моделирование костюма.
Схема вышивки костюма.
Раскрой костюма.
Детали кроя.
![]()
Чертеж основы платья
Полезные советы
Перед работой ткань нужно выстирать, чтобы усадка при стирке готового изделия была равномерной.
Все детали нужно выкраивать по долевой нити, так как изделие не будет морщиться, даже если некоторые швы сшивать по косой.
Швы, соединяющие детали костюма, должны быть прочными, поэтому нужны крепкие нитки, №35, 40.
Швы обычно разутюживают, поэтому, закончив работу, отгладить изделие по лицевой стороне через влажную ткань.
Технология изготовления костюма
После раскроя и подготовки рабочего места, я приступила к технологической обработке изделия. Свое изделие я обрабатывала в следующей последовательности: изготовление рубахи; пошив юбки; изготовление головного убора и пояса.
Технологическая последовательность изготовление рубахи.
Заготовка лоскутков из цветных тканей. Раскрой по шаблонам.
Стачивание нагрудной вытачки полочки.
Обработка разреза горловины переда нагрудной кокеткой из лоскута.
Вывернуть нагрудную кокетку на лицевую сторону переда и наметывание ее
на основу по схеме. Отделка горловины тесьмой и косой бейкой.
Наметывание и настрачивание лоскутов на основу рукава по схеме. Отделка тесьмой и лентами.
Стачивание деталей спинки по среднему срезу швом в разутюжку, обметка шва.
Соединение рукава со спинкой и полочкой стачным швом в заутюжку. Обметка срезов.
Соединение переднего и заднего срезов рукава, спинки с полочкой стачным швом в заутюжку, обметка срезов.
Обработка манжета.
Сборка нижней части рукава.
Соединение рукава с манжетам. Выметывание петли.
Обработка воротника-стойки.
Сборка горловины. Обработка горловины воротником стойка.
Обработка нижнего среза швом в подгибку с закрытым срезом.
Отделка изделия. ВТО изделия.
Технологическая последовательность изготовления юбки-поневы.
Соединение вставки юбки с нижней и верхней частью юбки. Отделка вставки тесьмой.
Настрачивание тесьмы, лент и кружева на основу передника-вставки.
Соединение передника-вставки с юбкой. Обметка срезов.
Соединение боковых срезов юбки, обметка срезов.
Притачивание кружева-шитья к нижнему срезу юбки. Обметка шва.
Сборка складок по талии и закрепление их машинной строчкой.
Заготовка пояса для юбки, его обработка.
Притачивание пояса к верхнему срезу юбки. Выметывание петли.
ВТО изделия.
Технологическая последовательность изготовления
головного убора – ободок.
Настрачиваем основную ткань на корсажную ленту.
Отделка полоски тесьмой
Притачивание атласной ленты к концу полоски. Закрепление срезов.
ВТО головного убора.
Технологическая последовательность обработки пояса – кушака.
Обтачиваем пояс по периметру, выворачиваем на лицевую сторону.
Выметывание сторон пояса.
Отделка концов пояса тесьмой. ВТО изделия.
Технологическая последовательность обработки подюбника.
Стачиваем полотна по боковым срезам.
Обработка верхнего среза швом в подгибку.
ВТО изделия.
Втягивние резинки.
Экономический расчёт
Пришло время сделать еще один шаг и рассчитать себестоимость моего костюма. Расчёт себестоимости включает в себя: материальные затраты, затраты на электроэнергию, затраты труда.
С=Мз+Зэл.э.+Зтр.
Мз – материальные затраты
1 | Ткань «Шотландка» | 1,50м | 300руб | 450 руб. |
2 | Ткань льняная | 1,50м | 250руб | 375руб. |
3 | Ткань ситцевая | 0.80 | 120 | 95руб. |
4 | Нитки швейные | 6шт. | 25 руб. | 150 руб. |
5 | Кружево | 4м. | 120руб. | 480руб. |
6 | Тесьма | 10м. | 15 руб. | 150 руб. |
7 | Тесьма | 0,80м | 190руб. | 150руб. |
8 | Лента | 5м. | 25 руб. | 125 руб. |
9 | Косая бейка | 10м. | 10 руб. | 100 руб. |
10 | Фотографии | 6шт. | 15 руб. | 90 руб. |
11 | Папка для бумаг | 1шт. | 130руб. | 130руб. |
12 | Бумага печатная | 30 листов | 200 руб. | 100руб. |
13 | Разноцветные лоскуты | | Остатки тк. | 0 руб. |
| Итого | | | 2395 руб. |
2. Зэл.э.- затраты электроэнергии.
Электроэнергию я использовала при утюжильных работах и при шитье на швейной машине. Затраты составили около 100кВт.
1 квт.ч =3руб.20 коп. 100 квт.ч =320 руб.00 коп.
4. Зтр.- затраты труда.
Для изготовления своего изделия я потратила 6 недель. Каждый день я работала по 1 часу, за исключением выходных. Тогда получается, что я работала 32 часа над созданием костюма.
Один час моего труда приблизительно равен 50 руб.
З. труда = 32ч. х 50руб. = 1600руб.
5.С=Мз+Зэл.эн.+Зтр.=2395+320+1600= 4315руб.00 коп.
Считаю, что себестоимость моего костюма не велика, так как я его шила сама для себя, то и затраты моего труда можно не учитывать и продаже он не подлежит. Следовательно, затрат на налогообложения и их продажу не предвидится.
Тогда, С = Мз.+ Зэл.эн = 2395+ 320=2715руб.
Экологическая оценка
Целью моего проекта, было изготовление костюма, который будет использоваться для танца и театрализованных представлений.
Очень важно, что бы я чувствовала себя в нем комфортно, поэтому, для его изготовлении я выбрала ткани и отделку натурального происхождения.
Льняные и хлопчатобумажные ткани – это ткани, экологически чистые, значит, вреда мне и окружающей среде не принесут. Как известно, самым главным для человека было и будет здоровье и мне не хочется навредить себе. Считаю, что я правильно поступила, выбрав для своего костюма именно эти ткани, решив за одно, экологическую проблему в изделии.
Уход за изделием
Стирать загрязненное изделие следует в теплой воде с моющим средством вручную, после чего несколько раз прополоскать в холодной воде.
Так как костюм сшит из разноцветных тканей, то изделие следует стирать моющим средством, не содержащим отбеливатель.
Нельзя заливать кипятком, замачивать в растворе соды, кипятить.
Утюжить готовое изделие с изнаночной стороны во влажном состоянии на чистой мягкой подстилке.
Температуру утюга регулировать в зависимости от вида ткани.
Чистка химикатами запрещена.
Сушить в подвешенном состоянии.
Хранить в хорошо проветриваемом помещении на вешалке, предварительно надев чехол.
Эстетическая оценка
Всякая одежда должна быть красивой и соответствовать замыслу. Думаю, что мой костюм, выполненный в народном стиле, именно такой. Создавая его, я стремилась к тому, что бы цветовое сочетание тканей и отделки, вместе с фасоном, составили единое целое народного стиля и создали гармоничный образ, который мне предстоит демонстрировать.
Человеческий взгляд всё время ищет чего-то необычного, интересного.
Я считаю свою модель интересной, красивой и оригинальной, потому что она выполнена по мотивам русского народного костюма, а это не оставит зрителя без внимания.
Костюм, изготовленный моими руками, отражает не только мой внутренний мир, но и мои умения в области рукоделия.
Самооценка
Пришло время проанализировать свою деятельность по достижению поставленной цели. Цель достигнута, костюм для народного танца готов.
Проектная деятельность по изготовлению швейного изделия, расширила мои знания в области технологии, совершенствовала навыки ручного и машинного шитья, способствовала развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполненной работе.
Самое главное, я попробовала свои силы по реализации своей идеи от начала до конца. Хочу сказать, что сделать это было нелегко, не все мне далось с первого раза. Трудностей в работе над проектом было много. Особенно тяжело было определиться в технологии обработки изделия. Оказывали мне помощь и при раскрое изделия, ибо техническая сторона проектной деятельности у меня никак не получалась.
Интересной и увлекательной была исследовательская работа по изучению народного костюма Брянского региона. Информация, которую я получила в этой области, помогла мне в выборе модели моего костюма для танца и театрализованного представления.
На выполнение работы над проектом, я затратила много времени, терпения, усидчивости и внимания. Со всеми этими трудностями я справилась и осталась довольна результатом. Моя мечта сбылась и надеюсь, мой костюм всем понравится.
.