ГДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад №1 «Звёздочка»
Проект
«Мир творческих профессий»
в старшей логопедической группе
Подготовила:
воспитатель
Матюхина Л.В.
г. Брянка
2023 г
Тема проекта: «Мир творческих профессий»
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Руководитель проекта: воспитатель.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 5-7 лет
Сроки реализации: с 30.01.23 г по 28.02.23 г.
Актуальность проекта:
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
• создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Как показывает практика, дети большой интерес проявляют к героическим профессиям (пожарный, спасатель и т.д.), причем в основном мальчики, а девочки предпочитают игры «Магазин», «Дом», «Больница». К профессиям творческого направления «Театр», «Художественная мастерская» и т.д. – проявляют меньший интерес. С целью выявить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о творческих профессиях и умений отражать полученные представления в игровой деятельности мною был проведен опрос. Получен следующий результат: у детей имеются некоторые представления о творческих профессиях. Дошкольники знают представителей этих профессий, но не всегда верно определяют их сущностные характеристики. Большинство из них затрудняются в определении трудового творческого процесса людей творческих профессий. В целом, мы можем заключить, что у детей старшего возраста недостаточно высокий, неустойчивый и неосознанный интерес к познанию этой профессиональной деятельности взрослых. А ведь именно в творческих профессиях могут быть реализованы способности и таланты, как мужчин, так и женщин.
Для более углубленного знакомства детей с разнообразием творческих профессий был разработан данный проект.
Цель: развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с творческими профессиями.
Задачи:
Образовательные:
формировать обобщенные представления о труде взрослых, его социальной значимости;
расширить кругозор и познавательный интерес детей о профессиях, связанных с искусством и творчеством: режиссёр, сценарист, художник- мультипликатор, звукорежиссёр; клоун, жонглёр, фокусник, акробат; актёр, декоратор, певец; художник, скульптор, модельер, аквагримёр;
обогащать речь детей; активизировать в речи названия предметов труда, соответствующих различным профессиям;
Развивающие:
развивать воображение, фантазию, творческое начало, активность, самостоятельность, мышление, умение взаимодействовать со сверстниками;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых;
воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
Методы и формы работы: просмотр презентаций, виртуальные экскурсии, беседы, дидактические игры, игровые упражнения, продуктивная деятельность.
Ожидаемые результаты: проект позволит расширить кругозор и познавательный интерес детей и родителей о профессиях, связанных с искусством и творчеством. Дети получат представления о трудовых процессах, выполняемых представителями творческих профессий.
Этапы работы над проектом
1 этап
Подготовительный
Постановка цели и задач проекта.
Подбор иллюстраций, видеопрезентаций о творческих профессиях; виртуальных экскурсий «Цирк», «Театр», «Художественная галерея».
Подбор дидактических игр, игровых упражнений, художественной литературы по теме проекта.
Создание развивающей среды в группе.
2 этап
Основной
1 неделя «Кино и мультипликация» |
Понедельник «Сценарист и режиссёр» | - Показ презентации «Кто снимает кино» - Д/игра «Сторителлинг» - Игровое упражнение «Нарисуй «сценарий» мультфильма» |
Вторник «Художник-аниматор» | - Беседа «Художники-мультипликаторы: В. Котеночкин, Ф. Хитрук, В. Назарук» - Игровое упражнение «Создадим героев мультфильмов» (в разных техниках) |
Среда «Оператор» | -Знакомство с видеокамерой телефона, мультстанком - Игровое задание «Внимание! Мотор!» (съёмка мультфильма) |
Четверг «Звукорежиссёр» | - Знакомство с микрофоном и диктофоном -Запись текста для озвучивания мультфильма - Д/игра «Что я слышу» |
Взаимодействие с семьёй | Консультация для родителей «Как правильно смотреть мультфильмы» |
Продукт недели: мультфильм «Профессии» |
2 неделя «Художественная галерея» |
Понедельник «Художник» | - Просмотр виртуальной экскурсии «Художественная галерея» - Д/игра «Нарисуй натюрморт» - Игровое упражнение «Правополушарное рисование «Зимний пейзаж» |
Вторник «Модельер» | - Беседа «Кто придумал нашу одежду?» - Игровое упражнение «Одежда для бумажных кукол» - Д/игра «Украсим шарф и шапочку» |
Среда «Скульптор» | - Посещение мини-музея «Скульптура малых форм» - Творческое задание «Я- скульптор» (работа с различными материалами: глина, гипс, соленое тесто) |
Четверг «Аквагримёр» | - Знакомство с красками для аквагрима - Рисование эскизов для аквагрима - Игра-соревнование «Маска, я тебя знаю!» |
Взаимодействие с семьёй | Папка-передвижка «Что такое тестопластика», «Нетрадиционные виды рисования». Буклет «Как развивать способности ребёнка к рисованию» |
Продукт недели: выставка рисунков, скульптур и фотовыставка «Этот весёлый аквагрим!» |
3 неделя «Цирк! Цирк! Цирк!» |
Понедельник «Клоун» | - Просмотр виртуальной экскурсии «Цирк» - Слушание сказки «Школа клоунов» Э. Успенский - Творческая деятельность «Сделаем нос для клоуна» |
Вторник «Жонглер» | - Беседа «С чем работает жонглер» - Игровое упражнение «Поймай мяч» - Слушание стихотворения С. Маршака «Цирк» - Коллективная творческая работа «Афиша цирка» |
Среда «Акробаты» | - Игровой стретчинг «Мы акробаты» - Изготовление фигурок «Акробатов из пластиковых трубочек и синельной проволоки» -Подвижная игра «Ловкие обезьянки» |
Четверг «Фокусник» | - Разучивание с детьми простых фокусов (индивидуально) «Я умею пролезать через бумагу», «Волшебная шкатулка», «Кубик превратись» и т.д. - Развлечение «Вечер фокусов и магии» |
Взаимодействие с семьёй | Консультация «Как подготовить ребёнка к походу в цирк» Задание «Учим фокусы с ребёнком» |
Продукт недели: развлечение «Вечер фокусов и магии» |
4 неделя «Театр» |
Понедельник «Актёр / актриса» | - Просмотр виртуальной экскурсии «Театр» - Д/игра «Крокодил» - Повторение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», выбор ролей |
Вторник «Декоратор» | - Рассматривание декораций в музыкальном зале - Изготовление декораций к сказке К. Чуковского «Муха- Цокотуха» -Изготовление билетов для зрителей |
Среда «Певец / певица» | - Прослушивание детских песен - Творческое задание «Спой, светик, не стыдись!» |
Четверг «Режиссёр» | - Беседа «Кто руководит актерами» - Показ спектакля «Муха-Цокотуха» для младшей группы |
Взаимодействие с семьёй | Привлечение родителей к созданию декораций к сказке «Муха-Цокотуха» Стендовая информация «Ребёнок и театр» |
Продукт недели: показ спектакля «Муха-Цокотуха» |
3 этап
Заключительный
Интервьюирование детей «Моя любимая творческая профессия»
Продукт проекта:
Для детей: мультфильм «Профессии», выставка рисунков, скульптур и фотовыставка «Этот весёлый аквагрим!», развлечение «Вечер фокусов и магии», показ спектакля «Муха-Цокотуха».
Для воспитателя: изготовление пособия IQ BOX «Творческие профессии»; изготовление напольного маркера «Арена цирка», маркера игрового пространства «Театр»; создание мини-музея «Скульптура малых форм».
Для родителей: консультация для родителей «Как правильно смотреть мультфильмы», папка-передвижка «Что такое тестопластика», «Нетрадиционные виды рисования», буклет «Как развивать способности ребёнка к рисованию», консультация «Как подготовить ребёнка к походу в цирк», стендовая информация «Ребёнок и театр»
Литература:
1. Диалоги о воспитании. / Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения — Р н/Д, 1996.
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10.
6. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996