Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениме
Приполярная средняя общеобразовательная школа
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ


Выпонила:Перепелица Анастасия,
ученица 7 класса
Учитель: Юмашева С.В.
2012 – 2013 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Тема проекта «Вышивка. вышивка крестиком». На классном часе «Святыни семьи» мы составили герб класса, а на дом нам было задано задание – продумать и изготовить вместе с родителями герб семьи. Так как мы с мамой умеем и любим вышивать, поэтому и решили выполнить герб в технике вышивка крестиком.
Приступая к выполнению проекта я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: изготовить герб семьи в технике «вышивка крестиком».
Задачи:
Разработать герб, сделать описание.
Составить схему, подобрать материал для выполнения работы.
Изготовление герба в технике вышивка крестиком.
Проекты классифицируются: по количеству, времени, направленности.
Данный проект индивидуальный, кратковременный, практический.
Для выполнения этого проекта я использовала следующие методы: изучение, анализ и практический.
При выполнении проекта я использовала материал классного часа о правилах составления герба, цветовой гамме; книги, в которых подробно описывается техника вышивки и приведено много образцов изделий. Такие, как Добровой Е.В. - Энциклопедия вышивания. Вышивка крестиком.
Материал этого проекта можно использовать на классных часах, уроках технологии в школе, МХК, на занятиях кружка.
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ
С
незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то, что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том, что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды. Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А, кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ и
спользуемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то, что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра, сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.
ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ
Р
усская вышивка имеет очень глубокие корни.
На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, - вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов - бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется IX - XII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент.
Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей. Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, б
архат, а также драгоценные камни. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой, но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры. Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем это касается как тканей основы, так и используемых нитей.
Ивановская вышивка Крестецкая вышивка

Мстерская вышивка Нижегородская вышивка
Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов — женские фигуры, земноводные и р
ептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы. При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.
Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п.
Существует множество видов вышивки:
крестом
гладью
лентами
бисером
Вышивка крестиком | | Вышивка гладью |
 Алфавит, выполненный крестом |  | Вышивка лентами |  |
Для изготовления герба я выбрала технику вышивки – вышивка крестом.
Вышивка крестом — вид рукоделия.
Прежде, чем приступить к выполнению изделия, мне нужно составить схему герба и определиться с тем, что я хочу изобразить на нем:
Основа герба – щит.
Щит разделен на три части.
В левой части щита – дорога, уходящая вдаль, означает, что наша семья любит путешествовать на машине и пешком.
В правой части щита кисточки – вся наша семья обожает рисовать и творить, мы творческая семья.
В нижней части – сердце означает, что в нашей большой семье царит любовь, уважение, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружба. Мы веселые и доброжелательные.
Схема герба представлена в Приложении 1.
Следующий этап моей работы – это подборка материалов и инструментов:
Материалы:
В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.
Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка - очень удобен для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.
Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей нитью и над следующей перпендикулярной нитью. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.
Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.
Для своей работы я выбрала обыкновенную хлопчатобумажную канву.
Д
ля выполнения работы я использую нитки для вышивания – мулине, которые продаются во всех специализированных магазинах для декоративно-прикладного искусства.
Для вышивки использую нитки цветов: красный (сердце), синий (небо), голубой (фон для третьей части), зелёный (фон для первой части – луг), жёлтый (фон для второй части, солнце), коричневый (дорога), темно синий (граница герба), оранжевый (кисточки).
Инструменты: игла для вышивания.
Виды стежков:
Свою работу я буду выполнять обычным крестом:
простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
Материалы и инструменты выбраны, с цветовой гаммой и схемой изображения определилась. Можно приступать к выполнению работы.
Ход работы:
Составила схему герба на бумаге.
Перенесла его на канву.
Подобрала цветовую гамму для своего герба.
В первую очередь вышила рамку герба темно синим цветом.
Дальше по чертежу разделила герб на 3 части.
В середине самой нижней части вышла сердечко красными нитками.
Вокруг сердца заполнила фон голубыми нитками.
Квадратик в верхнем правом углу заполнила жёлтым цветом.
Там вышила кисточки, что означает творчество нашей семьи.
Квадратик в верхнем левом углу заполнила зелёным цветом.
В нём вышила дорожку, небо и солнышко. Это показывает, что наша семья любит путешествовать.

Я довольна своей работой! Я сделала герб, в котором отразила все, чем любит заниматься моя семья. Знаю точно, что ни у кого из наших знакомых и родственников нет ничего похожего. Нарисовать герб было бы гораздо проще и быстрее. Но пока я вышивала его, я столько любви и тепла вложила в это, что навсегда запомню все, что было изображено и все, что дорого нашей семье. Когда у меня будут дети, мы обязательно в нашей семье придумаем свой ГЕРБ СЕМЬИ. Но сделаем его по размеру больше.
Используемая литература
Доброва Е.В. - Энциклопедия вышивания. Вышивка крестиком. – 2008г.
Материал классного часа «святыни семьи»
Приложение 1
Схема герба семьи
