Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Татарско-Шмалалакская средняя школа
Творческий проект
«Знакомство с творчеством Г. Тукая»
Подготовила
учитель начальных классов
Насырова К.Д
Актуальность проекта:
Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.
Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2023 года исполняется 137 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:
1. работа с детьми,
2. работа с воспитателями,
3. работа с родителями.
Участники проекта: дети средней, старшей старшей «А» группы , педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.
Срок реализации: апрель месяц.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи:
познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;
воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;
формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;
учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;
расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;
развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
активное участие родителей;
понимание родителей важности семейного чтения.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный
обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;
создание необходимых условий для реализации проекта;
подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.
2 этап основной
совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);
проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;
проводить работу с родителями;
создание условий для реализации;
накопление и разработка методических материалов.
3 этап заключительный
праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.
План работы с детьми
№ | Мероприятие | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | Организовать в классе библиотеку «Г. Тукай, все о нем» | Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. | 1 неделя | Кл. руководитель |
2 | чтения «Путешествие по книгам Тукая» | Приобщать детей к книгам Г. Тукая | 1-4 неделя | Кл. руководитель |
3 | Чтение произведений Тукая «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц». | Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. | 2 неделя | Кл. руководитель |
4 | Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач». | Развивать песенное творчество, слушать друг друга; | 1-4 неделя | Кл. руководитель |
5 | Художественное творчество (рисование ) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой» | Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно. | 3 неделя | родители |
6 | Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов. | Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая. | 3 неделя | Учитель тат.языка |
7 | Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая. | Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам. | 1-4 неделя | учитель татарского языка |
8 | Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая. | Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений. | 1-4 неделя | учитель татарского языка |
9 | Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая | Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. | 4 неделя | учитель татарского языка |
План работы с учителями.
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | Обсуждение с воспитателями | Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта. | 1 неделя | Учителя, родители |
2 | Методическая копилка | Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая | 1-4 неделя | учителя, тат.языка |
3 | Подбор книг по творчеству Тукая. | Развивать интерес детей к произведениям Тукая. | 1 неделя | библиотекари |
4 | Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая» | Приобщение детей к творчеству Тукая | 1 неделя | Учитель тат.языка |
5 | Акция «Мы читаем книги Тукая» | Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. | 2 неделя | Кл. руководители |
6 | Выставка «Все о Габдулле Тукае» | Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе. | 3 неделя | Кл. руководители |
Работа с родителями
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 | Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая | Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать. | 1 неделя | Кл. руководители |
2 | Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая» | Просвещение родителей. | 3 неделя | Кл. руководители |
3 | Акция «Читаем книги Тукая» | Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. | 2 неделя | Кл. руководители |
4 | Памятка «Как мы дружим с книгами» | Поддерживать у родителей интерес. | 4 неделя | библиотекарь |
Итоговое мероприятие:
Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.
Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.
Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.
Цитаты на татарском и русском языке:
«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»
Под музыку дети входят в зал.
Ведущий : Много-много лет назад , в один весенних солнечных дней , 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.
1 ребенок : О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.
2 ребенок : О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!
Ведущий : Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.
Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.
Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел , скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать , читать и сочинять стихи.
Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)
Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.
Ребенок: С народом мы песни певали
Есть общее в нашем быту и морали.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую быть.
Русский танец
Звучит музыка, в зал входит Шурале.
Шурале: Пальцам больно
Прищемил их год назад.
Ай, умру – беда такая
Жизни я своей не рад.
Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.
Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.
Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.
Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?
Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)
Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали , что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.
Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.
«Танец цыплят»
Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.
Мальчик: Будет ли улов, или нет?
Песня «Бала белэн кубэлэк»
Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.
Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.
Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!
Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.
Мальчик: Мама , мама! Смотри , я нашел золотой гребень, красивый.
Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!
Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!
Стучится кто-то к нам в окно.
Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?
Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.
Мама бросает гребень в окно.
Мама: Ох, сынок, что ты наделал?
Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.
Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?
Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.
Татарский танец.
Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.
Песня «Солнечный край»
Список использованной литературы:
1.Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.
3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.
4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986