СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Знакомство с творчеством Тукая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект "Знакомство с творчеством Тукая" 

Цель проекта : правильно сформировать круг чтения детей.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Знакомство с творчеством Тукая"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарско-Шмалалакская средняя школа













Творческий проект

«Знакомство с творчеством Г. Тукая»






















Подготовила

учитель начальных классов

Насырова К.Д









Актуальность проекта:

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2023 года исполняется 137 лет великому татарскому поэту Г. Тукаю.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.


Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

1. работа с детьми,

2. работа с воспитателями,

3. работа с родителями.


Участники проекта: дети средней, старшей старшей «А» группы , педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.


Срок реализации: апрель месяц.


Вид проекта: познавательный, творческий.


Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.


Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;

  • формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;

  • учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;

  • расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.




Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;

  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

  • активное участие родителей;

  • понимание родителей важности семейного чтения.


Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный

  • обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;

  • создание необходимых условий для реализации проекта;

  • подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.

2 этап основной

  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);

  • проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;

  • проводить работу с родителями;

  • создание условий для реализации;

  • накопление и разработка методических материалов.

3 этап заключительный

  • праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.





План работы с детьми



Мероприятие

Цели

Сроки

Ответственные

1

Организовать в классе библиотеку «Г. Тукай, все о нем»

Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1 неделя

Кл. руководитель

2

чтения «Путешествие по книгам Тукая»

Приобщать детей к книгам Г. Тукая

1-4 неделя

Кл. руководитель

3

Чтение произведений Тукая

«Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц».

Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения.

2 неделя

Кл. руководитель

4

Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач».

Развивать песенное творчество, слушать друг друга;

1-4 неделя

Кл. руководитель

5

Художественное творчество (рисование ) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой»


Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно.

3 неделя

родители

6

Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов.


Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая.

3 неделя

Учитель тат.языка

7

Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая.


Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам.

1-4 неделя

учитель татарского языка

8

Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая.


Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

1-4 неделя

учитель татарского языка

9

Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая

Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4 неделя

учитель татарского языка





План работы с учителями.


Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Обсуждение с воспитателями


Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта.

1 неделя

Учителя, родители

2

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

1-4 неделя

учителя, тат.языка

3

Подбор книг по творчеству Тукая.

Развивать интерес детей к произведениям Тукая.


1 неделя

библиотекари

4

Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая»


Приобщение детей к творчеству Тукая


1 неделя

Учитель тат.языка

5

Акция «Мы читаем книги

Тукая»

Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.


2 неделя

Кл. руководители

6

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе.


3 неделя

Кл. руководители





Работа с родителями


Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая

Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать.


1 неделя

Кл. руководители

2

Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая»


Просвещение родителей.


3 неделя


Кл. руководители

3

Акция «Читаем книги Тукая»

Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.


2 неделя


Кл. руководители

4

Памятка «Как мы дружим с книгами»

Поддерживать у родителей интерес.


4 неделя

библиотекарь













Итоговое мероприятие:


Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.

Цитаты на татарском и русском языке:

«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»


Под музыку дети входят в зал.

Ведущий : Много-много лет назад , в один весенних солнечных дней , 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1 ребенок : О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.

2 ребенок : О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Ведущий : Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.

Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел , скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать , читать и сочинять стихи.

Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)

Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребенок: С народом мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую быть.

Русский танец

Звучит музыка, в зал входит Шурале.

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их год назад.

Ай, умру – беда такая

Жизни я своей не рад.

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.

Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?

Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали , что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.

Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.

«Танец цыплят»

Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.

Мальчик: Будет ли улов, или нет?

Песня «Бала белэн кубэлэк»

Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.

Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.

Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!

Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.

Мальчик: Мама , мама! Смотри , я нашел золотой гребень, красивый.

Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!

Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!

Стучится кто-то к нам в окно.

Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?

Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.

Мама бросает гребень в окно.

Мама: Ох, сынок, что ты наделал?

Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.

Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?

Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.

Татарский танец.

Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.

Песня «Солнечный край»








Список использованной литературы:

1.Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986