СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий урок "Мой класс – мои друзья" (Основы светской этики)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию коллег разработку урока по ОРКиСЭ (Модуль Основы светской этики). К конспекту урока прилагается презентация в следующей публикации.

Просмотр содержимого документа
«Творческий урок "Мой класс – мои друзья" (Основы светской этики)»

Творческий урок "Мой класс – мои друзья".

(модуль светская этика)

Пояснительная записка

Данный урок разработан для учеников 4 классов и приходится на вторую четверть. Тематический модуль: Светская этика.

Форма: урок духовно – нравственного направления.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Методы обучения: беседа, наглядные, творческая работа.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;
– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • осознавать познавательную задачу;

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий;

  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; электронная презентация, акварель, кисточка, заготовки заданий, песня Большого детского хора В. Поповой — Когда мои друзья со мной, ватман, игрушка в форме солнца.

Занятие проходит в форме «Круглого стола» сдвинуты парты так, чтобы все друг друга видели.

Ход урока.

I. Организационный моментЭмоциональный настрой.

Учитель: Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- Поприветствуйте своих одноклассников и пожмите руку своему соседу.

Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок. Отгадайте загадку и подумайте над темой урока.

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный …

Учитель. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 3)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

II. Постановка проблемы.

Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)

– Какое решение он принял? (Ответы детей.)

– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

Учитель.

- Тема сегодняшнего урока Дружба. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.

III. Работа с ассоциацией.

У всех людей слово «дружба» вызывает похожие ассоциации, а какие именно мы с вами должны будем разгадать с помощью Игры.

Игра в ассоциации

Учащиеся собираюсь слова из букв и делают схему. (Слайд 4)

Слова: щмопьо, рми, адеждкопр

Выбери ассоциацию из пословицы:

  • Множество выгод предательство нынче сулит, подвигом сделалась преданность для человека (преданность)

  • Кто друг другу помогает, тот врага одолевает (поддержка)

  • Понимать — значит чувствовать (понимание)

  • Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Это антоним слова печаль.

Что загадал я? Скорей отвечай!

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.

IV.Актуализация знаний.

- Какими же качествами должен обладать друг?

1. Игра.

Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

- Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)

  1. Какой урок у него любимый?

  2. На чем он любит кататься?

  3. Какое время года у него любимое?

  4. Какой вид спорта любит?

  5. Кем хочет стать, когда вырастет?

  6. Какое животное он хотел бы иметь дома?

  7. Какие книги любит читать?

Но не всегда так бывает, что внимательны вы друг к другу. Иногда вы не замечаете, что однокласснику необходима помощь.



V. Обсуждение проблемной ситуации

Сережа очень нелюдим, 

Ох, как бы подружиться с ним? 

А, может быть, напрасный труд? 

Его не зря Ежом зовут. 

Девчонки просят: «Ежик! » 

Дай перочинный ножик. 

А Коля крикнет всех смеша. 

— Не уколитесь об Ежа! 

Но Еж как будто глух и нем, 

Сидит, не говорит ни с кем! 

— Сережа, взять билет в кино? 

А он сердито буркнет: «Нет! 

— А на коньках пойдешь кататься? 

— Нет, мама будет волноваться! 

А вот уже под Новый год 

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет 

В подвальном этаже. 

Что нет отца, а мать больна, 

Давно уж не встает она. 

И Ежик ходит за обедом, 

И топит печь вдвоем с соседом. 

И должен в комнате прибрать, 

А иногда и постирать. 

Конечно, трудно одному 

Приходится Сереже. 

Решил Алеша: мы ему 

Все вместе – ка поможем. 

Друзья стучатся у дверей 

— Открой, Сережа, поскорей! 

Мы в нашем переулке 

Тебе купили булки. 

И сахар взяли заодно 

А здесь в пакетиках – пшено! 

Давай готовить ужин. 

Сережа был сконфужен. 

Уж не казался он Ежом, 

Он стал совсем не колкий. 

Скорей за чайником пошел, 

Достал посуду с полки. 

Теперь хотел бы он дружить 

Пожалуй, с целым светом. 

Когда кому-то трудно жить — 

Должны вы знать об этом! 

О. Высотская

Учитель: Ребята, как бы вы поддержали Серёжу? Ответы детей.

Внимательное, душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное, заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы к своим одноклассникам, т.е. умеем быть чуткими.

VI.Физминутка.

Звучит песня Большого детского хора В. Поповой — Когда мои друзья со мной. Дети подпевают и двигаются под музыку.

VII. Дружное сердце.

А теперь ребята, мы с вами сделаем Законы о дружбе для нашего класса, но не просто напишем, а красиво оформим.

Учитель: Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и скажите по одному закону, который является самым важным.

Обведите ладошку и сформулируйте свой «закон дружбы»

Русский педагог В.А.Сухомлинский тоже вместе со своими учениками составил законы дружбы. Вот что у них получилось. (Слайд 5, 6)

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

  5. Дружба испытывается в беде и опасности.

  6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

- Как вы считаете, что самое главное в этих законах?

Прочитать и обсудить рассказ В. Осеевой «Долг» Стр. 72-73 (если останется время)

VIII.Подведение итогов

Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая игрушку, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.

Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Что бы крепла дружба и были тёплые отношения в классе, можно в качестве общего девиза взять слова: «Помни, что хорошего в человеке всегда больше, старайся увидеть это». И увидеть надо не только глазами. А.де Сент – Экзюпери в своей книге «Маленький принц» написал: «Главного глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце».

Слайд 7

IX.Домашнее задание

Сочини короткий рассказ (4-5 предложений) о своём друге, опиши его хорошие качества. Подари ему этот рассказ.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!