СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое эссе «Наследники Победы: как я воспитываю в детях уважение к прошлому и веру в будущее» представленное на республиканский конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный – 2025»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческое эссе «Наследники Победы: как я воспитываю в детях уважение к прошлому и веру в будущее» представленное на республиканский конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный – 2025»»

Творческое эссе

«Наследники Победы: как я воспитываю в детях уважение к прошлому и веру в будущее» представленное на республиканский конкурс

профессионального мастерства «Самый классный классный – 2025»

классным руководителем ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»

Ещенко Валентины Георгиевны



Понятие «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Большинство школьников с ОВЗ могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов.

Цель патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что школьник с ОВЗ воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим селом, своей страной. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой поселок, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед ребенком его родной край, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой край? Достаточно ли хорошо знаю его? Я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с красотами нашей республики Бурятия.

Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – граждан и патриотов своей Родины, через ознакомление с родным краем.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием республики, района. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Со своим классом мы ежегодно реализуем проекты: «Что мы Родиной зовем - край, в котором мы живем» - в этом проекте каждый ученик рассказал о своем селе, его выдающихся людях и событиях; проект «История моего народа в значках», проект «Уголок патриотического воспитания» и другие.

Все это помогает в самом главном – найти дорогу к своему «я», понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Поэтому с детьми провожу экскурсии в Этнографический музей, Ацагатский дацан, Степной кочевник, Узорочье – семейский музей, передвижную выставку Ларенкова С.В. «Связь времен». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Считаю важным, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли они, за что их папа, брат, дядя получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). В патриотическом воспитании огромное значение уделяю примеру взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) – провожу встречи с участниками СВО – членами семей моих воспитанников, это прививает детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победим потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Поэтому мы часто проводим рейды по уборке территории памятников нашего села и организуем помощь семьям героев СВО, раз в полгода формируем посылки и письма солдатам на СВО, передаем их нашим шефам – воинской части «Былина» с которыми проводим Уроки Мужества.

В прошлом году ребят нашего класса торжественно приняли в ряды РДДМ, им подарили значки Движения первых, они заинтересовались историей возникновения значков – это дало старт проекту «История моего народа в значках» - мальчики своими руками изготовили стенд, значки сгруппировали по великим событиям нашей Страны - этот проект помог связать три поколения нашего народа, дети в процессе узнавали, как жили наши прадеды, к чему стремились, чем гордились и как уважали труд (в нашей коллекции много значков за трудовые достижения), как любили спорт и интересовались космосом и науками.

Следует подчеркнуть, что для ребенка с нарушением интеллекта характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Всегда повторяю детям старинную пословицу – «Кто не бережет старого, у того не будет нового» - всегда помни и чти своих предков – это твое наследие.

Трудности в ознакомлении наших детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что детям свойственно только наглядно-образное мышление. Поэтому, использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого посещаем музеи, а также занимаемся театрализацией народных сказок. Наш класс занимает призовые места в школьных спектаклях и выступает для ветеранов Дома интернат престарелых.

Подводя итог, хочу отметить, что моя учебно-воспитательная работа как классного руководителя включает в себя патриотические идеи и осуществляется в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство патриотического содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, регулярное обновление патриотического уголка в классе, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования патриотичности детей.