СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество архитектора Стасова. Василий Петрович Стасов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество архитектора Стасова. Василий Петрович Стасов

Просмотр содержимого документа
«Творчество архитектора Стасова. Василий Петрович Стасов»

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в небогатой дворянской семье. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 году поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794-1795 гг. — унтер офицер Преображенского полка.

В 1797 году, уже имея солидную архитектурную практику, Стасов был определен к строительству соляных заводов в должности коллежского секретаря. Был произведен в губернские секретари. Участвовал в оформлении народных праздников при коронации императора Александра I.

В 1802 году направлен для усовершенствования во Францию, Италию и Англию. Во время пребывания в Риме был принят профессором в Академию Святого Луки.

В 1808 году вернулся в Россию и был определен в ведение "Кабинета Его Императорского Величества". С этого времени принимал участие в крупнейших заказных работах двора и государства.

С 1811 года Стасов получил звание академика. Действительный статский советник. Профессор Академии Художеств по классу архитектуры. С 1826 года — член Строительного Комитета Исаакиевского собора. Представитель позднего классицизма.

К основным работам В. Стасова в Санкт-Петербурге относятся: Провиантные магазины на Обводном канале, Павловские казармы на Марсовом поле, Главные придворные конюшни, Ямской рынок на Разъезжей улице, Спасо-Преображенский и Троицко - Измайловский соборы.

В архитектурных сооружениях Стасова неизменно стремрление «к мужественной величавости и величественной простоте», выразившееся в предпочтении дорического ордера, умеренном применении скульптуры, использовании больших лаконичных плоскостей стен.

Архитектор был признан при жизни и пользовался блестящей репутацией как в архитектурно-строительных, так и в правительственных кругах. Стасов «...оставил в нашей столице многие памятники своего таланта и искусства, а в душе всех знавших его — неизгладимое воспоминание о своих добродетелях», — писали после его смерти «Московские ведомости».

6

Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

симметричные двухэтажные флигели за неимением средств возвели лишь в 1812 году по проекту архитектора В. Стасова. Следуя его замыслу, соорудили ограду с воротами между главным домом и флигелями, во дворе построили связанный с ними полуциркульный одноэтажный служебный корпус. Приспосабливая дворовый флигель под типографию, архитектор А. Тон в 1818 году возвел над ним этаж. Своей благородной простотой и торжественностью комплекс зданий органично вписался в классическую застройку города.

7

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".

8

На юго-восточной окраине Екатерининского парка стоят монументальные чугунные ворота, сооруженные по проекту архитектора В. П. Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Помещенные на них слова – «Любезным моим сослуживцам» – принадлежат императору Александру I.

Из трех вариантов проекта – из пудостского камня, гранита и чугуна – был утвержден последний. В.П. Стасов хотел украсить ворота статуями и группами трофеев, но этот замысел не был осуществлен. В облике величественного сооружения, состоящего из четырех пар чугунных колонн дорического ордера, которые поддерживают тяжелый антаблемент, сказалось тяготение архитектора классициста к суровым и мужественным, ясным и лаконичным формам.

Колонны длиной в 5,7 метра отливались на чугунолитейном заводе в Петрозаводске и доставлялись водой в Санкт-Петербург, а затем по суше – в Царское Село. Антаблемент и крышу ворот изготовили на Санкт-Петербургском казенном чугунолитейном заводе. Общий вес памятника составил 100,6 тонн. Его сборку и установку произвели мастера петербургского завода; все работы заняли 92 дня и были завершены 17 августа 1817 года.

В 1828 году к воротам под руководством А. Менеласа была пристроена чугунная решетка на невысоком гранитном цоколе, украшенная щитами, масками и мечами. Модели для отливки орнаментальных деталей ограды вырезал из дерева мастер-резчик К. Шейбе.

9

Каза́рмы Па́вловского лейб-гва́рдии полка́ в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры, здание казарм Павловского лейб-гвардии полка, созданное в 1817 — 1821 годах архитектором В. П. Стасовым в результате приспособления существовавших здесь с 1780 года здания Ломбарда и Воспитательного дома архитектора Ю. М. Фельтена. И в 1816 году было принято решение о строительстве единого здания казарм по проекту архитектора В.П. Стасова. К строительству приступили весной 1817 года, и уже в 1819 году возвратившийся из Москвы полк разместился в новых казармах.

Казармы Павловского полка не были типичным сооружением подобно казармам Измайловского, Преображенского, Семеновского и Егерского полков. Имея дело с огромной площадью (300 на 500 метров) между Марсовым полем, Миллионной улицей и Мойкой, архитектор создал уникальный комплекс большого объема. Комплекс включал в себя «покои полковых командиров, шести штабных офицеров и 34 обер-офицеров», «солдатские покои на 3000 человек», церковь, госпиталь, конюшни, склады, кухни и другие хозяйственные строения.

Интерьер церкви Святого князя Александра Невского в казармах лейб-гвардии Павловского полка был также создан архитектором Стасовым. Церковный зал находился на втором этаже. Его прямоугольником охватывала колоннада ионического ордера, поддерживающего хоры. Потолки покрывали прекрасные росписи, исполненные Дж. Б. Скотти.

Здание казарм лейб-гвардии Павловского полка — одна из первых в Санкт-Петербурге значительных работ архитектора В. П. Стасова. Создавая здание Павловских казарм, Стасов несколько перепланировал и «одел» существовавшие тогда постройки единым фасадом, сохраняя пропорции и частично — первый ярус фельтеновского здания, рустованная стена которого разбита аркадой окон первого этажа и сохранившимися полуциркульными окнами полуподвала. Уцелели основные членения фасада и ступенчатое нарастание ризалитов к центру. Вместо четырёхколонного портика, объединяющего верхние этажи у Фельтена, в соответствии с проектом Стасова возник десятиколонный портик с таким же выносом. Стасов добавляет фронтоны на кронштейнах над окнами по всему ряду второго этажа, фронтон центральной части усиливает массивным аттиком. Этот памятник высокого классицизма дышит суровым величием, опровергая расхожие представления о том, что казармы — это нечто унылое, серое и однообразное. Постройка казарм, предназначенных для Павловского полка, оформила гигантскую городскую площадь, служившую для военных учений, парадов и смотров.

В 1819 году полк возвратился из Москвы в Санкт-Петербург и сразу вселился в новые казармы. В те годы над аттиком здания, обращённым к Марсову полю, красовалась надпись: «Казармы Лейб-гвардии Павловского полка».

Главный фасад Павловских казарм долгие годы служил величавым фоном для военной жизни столичного Санкт-Петербурга — перед ним проходили смотры, учения, парады, а также праздничные гулянья.

11

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым

В 1832—1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на некоторых из них — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть»[13]. По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.

12

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.

20

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному.Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором..На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны.

22

В связи с 200-летием со дня рождения В. П. Стасова Ленгорисполком принял решение о сооружении памятника архитектору в Ленинграде. На конкурсе лучшим был признан проект Марии Литовченко. В 1969г. отлитый на заводе Монументскульптура памятник был установлен перед Троице-Измайловским собором.

Первоначально на лицевой стороне памятника стояли даты: 1769—1969, что вызывало недоумение у граждан, логично считавших надпись датами жизни архитектора. 10 марта 1973г. принято решение об изменении дат и в сентябре на постаменте были установлены новые даты: 1769–1848.

В связи с началом работ по восстановлению Колонны Славы, сооруженной перед Троице-Измайловским собором в 1886году и уничтоженной в 1929 - 1930 годах, в 2000 году памятник Стасову был демонтирован и передан в фонды Музея городской скульптуры. Это вызвало бурю справедливого возмущения среди горожан и 5 ноября 2013 года памятник вновь занял свое место перед собором (правда теперь он стоит не по центру, а у северо-восточного угла ограды).

За рухнувший под натиском бури в ночь на 23 февраля 1834 года большой купол Троицкого собора Стасову пришлось отсидеть десять суток под арестом

25

Вернулись к этому вопросу только спустя ровно полвека. В 1831 году Николаем I были рассмотрены два проекта: российского архитектора Стасова Василия Петровича и итальянского специалиста Альберта Катериновича Кавоса. План последнего император счел слишком дорогим, поэтому утвердили разработку отечественного зодчего. Тем более что к тому времени Стасов уже реализовал Нарвские ворота – еще один свой грандиозный проект.

Стасов в своем проекте сумел сочетать утилитарную функцию городских ворот и образ парадной триумфальной арки. Архитектор представил два варианта ворот «больших» и «малых». Он отказался при этом от богатого скульптурного декора проекта 1827 года, сократил количество колонн портика , но сохранил композицию античных пропилей.

5 января 1834 года был одобрен план размещения ворот рядом с мостом через Лиговский канал(засыпан в к.XIX века), а через неделю были утверждены все проектные предложения Стасова. Таким образом, идея Оленина о создании триумфальных ворот на въезде в Петербург со стороны Москвы получила воплощение, но ворота посвятили конкретным историческим событиям- победе в войнах с Турцией (1828-1829 г.)и Персией (1826-1828 г.) .

Первоначально по рисунку Стасова была создана модель ворот в натуральную величину. Плотник Григорьев согласился сделать щит, представляющий фасад ворот. Длинна щита–модели равнялась тридцати трем с половиной метрам , а высота–двадцати четырем с половиной метрам. При этом модель должна была иметь четко выраженные архитектурные детали , над ее созданием трудились сорок плотников под началом Григорьева.

Для удержания щита-модели соорудили специальные леса. После одобрения деревянной модели, Стасов заказал на Литейном заводе модель одной колонны в натуральную величину. Используя предварительные модели, Стасов скорректировал первоначальный проект.

Окончательное одобрение проектных листов было получено 20 апреля 1834 года. В письме конференц-секретарю Академии художеств В.И.Григоровичу Стасов писал , что в качестве образца для подражания он использовал знаменитые Пропилеи Афинского Акрополя, созданные в V веке до н.э. архитектором Менесиклом.

28

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней)[1], П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м.

Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе[3].

По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17(29) августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

30

В 1816 году за обследование обветшавшего здания взялся Комитет строений и гидравлических работ в составе архитекторов К.И. Росси, А. Модюи, А. Михайлова и В.П. Стасова. Составление чертежей и смет на перестройку конюшенного комплекса сначала доверили А. Модюи, но он отказался от такого заказа. В итоге комитет поручил работу архитектору В.П. Стасову. Он сразу же приступил к внимательному осмотру здания, итог выразил в докладной записке. Стасов отмечал:

«…кирпич обопрел до нарочитой глубины по толстоте стен и крошится изнутри от мокроты лошадиной, а снаружи от таяния снега, а более от морозов, особенно тех, кои случаются после дождей, ибо в предосторожность сих едких причин каменного цоколя не было, ни даже труб для стоку мокроты от лошадей… стены совсем ветхи и угрожают падением» [Цит. по: 2, с. 442].

Конюшни в новом здании расположились со стороны Мойки. В них были применены технические новшества: чугунные колонны и перекрытия, подача воды паровой машиной. В водопойных залах были установлены гранитные чаши работы знаменитого каменотёса Самсона Суханова. Вдоль Екатерининского канала был размещён манеж, где до того находился жилой корпус. С противоположной стороны — дугообразный корпус с колоннадой из 22 колонн. После перестройки главным стал южный фасад. В его первом этаже разместились мастерские, во втором — квартиры чиновников Придворно-конюшенного ведомства. В боковых павильонах проводились осмотры лошадей. Характерна одна из деталей фасада — сандрики окон боковых крыльев Конюшенного двора опираются на кронштейны в форме лошадиных голов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!