СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Даниила Хармса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица» (творчество Даниила Хармса в контексте разговора об абсурдистской литературе).

Пояснительная записка: урок следует сразу за уроком по рассказу В. Набокова «Обида» (по программе В. Г. Маранцмана).

Цель урока: познакомить с биографией и творчеством Д. Хармса и дать представление о том, что такое абсурд в литературе.

Задачи:

  1. Показать повествовательную манеру Хармса, алогичность сцепления слов в произведениях, объяснить эстетическую целесообразность такого сцепления.
  2. Создать представление об абсурде в литературе.
  3. Определить художественное своеобразие сюжетов у Хармса.
  4. Попытаться развить творческое мышление учащихся.
  5. Продолжить формирование навыков анализа литературного текста.

Аудитория: 6 класс

Время: 45 минут

Тип (форма урока) урока: знакомство с творчеством писателя

Дополнительные материалы к уроку: презентация Power Point, распечатки с текстами из Приложения.

Методы, приемы, технологии обучения: лекция, эвристическая беседа, отчет о восприятии, чтение вслух незнакомого текста.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Даниила Хармса»

Творчество  Даниила Хармса

Творчество Даниила Хармса

Проблемный вопрос «Меня интересует в жизни только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла; меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении» (Д. Хармс)

Проблемный вопрос

«Меня интересует в жизни только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла; меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении» (Д. Хармс)

Дании́л Ива́нович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв ; 17 (30) декабря 1905, Санкт-Петербург — 2 февраля 1942, Ленинград) — русский писатель и поэт.
  • Дании́л Ива́нович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв ; 17 (30) декабря 1905, Санкт-Петербург — 2 февраля 1942, Ленинград) — русский писатель и поэт.

Хармс относился к обэриутам ( ОБЭРИУ - объединение реального искусства). К этой части авангарда 30-х гг. принадлежали ленинградские авторы: Н. Заболоцкий, Н. Олейников, А. Введенский, некоторое время сотрудничал с ними Е. Шварц , но самым ярким представителем объединения был Д. Хармс. Они печатались в детских журналах «Еж» и «Чиж», в редакции которых царила атмосфера непрекращающейся блестящей буффонады, розыгрышей, мистификаций. Перед случайными посетителями разыгрывались импровизированные спектакли, главным организатором которых был Даниил Хармс.
  • Хармс относился к обэриутам ( ОБЭРИУ - объединение реального искусства). К этой части авангарда 30-х гг. принадлежали ленинградские авторы: Н. Заболоцкий, Н. Олейников, А. Введенский, некоторое время сотрудничал с ними Е. Шварц , но самым ярким представителем объединения был Д. Хармс. Они печатались в детских журналах «Еж» и «Чиж», в редакции которых царила атмосфера непрекращающейся блестящей буффонады, розыгрышей, мистификаций. Перед случайными посетителями разыгрывались импровизированные спектакли, главным организатором которых был Даниил Хармс.

Хармс не создавал искусство, «а сам был искусством» (А. Введенский).  Писатель пользовался многими псевдонимами, один из них - Чармс , что по-английски означает «очарование» . Хармс же, наоборот, означает «несчастье» . И это символично, так как и жизнь, и творчество писателя балансировали между двумя этими понятиями.
  • Хармс не создавал искусство, «а сам был искусством» (А. Введенский).
  • Писатель пользовался многими псевдонимами, один из них - Чармс , что по-английски означает «очарование» . Хармс же, наоборот, означает «несчастье» . И это символично, так как и жизнь, и творчество писателя балансировали между двумя этими понятиями.

«Иван Тапорыжкин» Сколько в стихотворении строф? Что общего в этих строфах? Подчеркните общее в начале и в конце каждой строфы. Найдите глаголы. Посмотрите на первую строфу. Что в ней нелепого? Обратимся ко второй, третьей, четвертой строфам. Что нелепого в них? Каким образом создается нелепое? Какой жанр детского фольклора напоминает это стихотворение?

«Иван Тапорыжкин»

  • Сколько в стихотворении строф?
  • Что общего в этих строфах?
  • Подчеркните общее в начале и в конце каждой строфы.
  • Найдите глаголы.
  • Посмотрите на первую строфу. Что в ней нелепого?
  • Обратимся ко второй, третьей, четвертой строфам. Что нелепого в них?
  • Каким образом создается нелепое?
  • Какой жанр детского фольклора напоминает это стихотворение?

«Столяр Кушаков» Какие эмоции вызывает рассказ? Есть ли несоответствие между содержанием произведения, и тем, какие чувства оно вызывает? Если да, то почему? Попробуйте подумать, как можно продолжить историю столяра Кушакова.

«Столяр Кушаков»

  • Какие эмоции вызывает рассказ?
  • Есть ли несоответствие между содержанием произведения, и тем, какие чувства оно вызывает? Если да, то почему?
  • Попробуйте подумать, как можно продолжить историю столяра Кушакова.

Домашнее задание Обязательно: Прочитать оставшиеся тексты (см. распечатки). Одно на выбор: Попробовать составить четверостишия, используя прием перестановки. Слова: Ваня, на, окне, ехал, собачку, на, старушка, а, в, это, время, фикус, мыла, на, ремне, коне, вел. В парах или по одному подготовиться к выразительному чтению любого произведения. Создать иллюстрации к любому произведению.

Домашнее задание

Обязательно:

  • Прочитать оставшиеся тексты (см. распечатки).

Одно на выбор:

  • Попробовать составить четверостишия, используя прием перестановки. Слова: Ваня, на, окне, ехал, собачку, на, старушка, а, в, это, время, фикус, мыла, на, ремне, коне, вел.
  • В парах или по одному подготовиться к выразительному чтению любого произведения.
  • Создать иллюстрации к любому произведению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!