СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество как способ воздействия на современных школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции.

Просмотр содержимого документа
«Творчество как способ воздействия на современных школьников»

«Творчество , сотворчество как способы воздействия на современных школьников»

Тема нашего выступления неслучайна. Изменчивый мир обязывает нас - учителей готовить новые поколения в духе развития творческих инициатив, требует специалиста, способного самостоятельно творчески мыслить, быть активным, готовым к любым видам деятельности.

Тёплый летний вечер. Яблоня. Под яблоней сидит учитель. А вокруг его ученики.

Учитель говорит: «Друзья, в вашем теле два начала- ум и душа. И то, и другое требуют совершенствования и развития. Посмотрите на звёздное небо…

1-ый ученик смотрит, считает звёзды и выводит математическую закономерность.

2-ой ученик смотрит на звёзды, обнаруживает, что они находятся под разным углом и делает открытие в области астрономии.

3-ий ученик видит необычные фигуры, объединяет их и пишет картину.

4-ый ученик уединился и пишет сказку.

-О чём твоя сказка?

- О звёздах. Они так прекрасны и так далеки, мы никогда не сможем увидеть их.

-Образ звезды всегда рядом с тобой,- говорит учитель и поднимает яблоко.

-Но это просто яблоко.

-Нет, это образ звезды, разрезать и показать.

Задача учителя- разглядеть кто в чём талантлив, научиться видеть в обыкновенном что-то необычное, разглядеть в каждом ученике звездочёта, мыслителя, художника.

Поэтому перед учителем стоят несложные задачи: замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для развития творческих способностей на уроках.

Но развитие творческих способностей невозможно без активной деятельности самого ученика. Поэтому так важно уже на первых уроках развивать навыки сотрудничества, создавая условия , сопутствующие мобилизации творческих сил, поощрение небоязни высказывать свое мнение, свои мысли, устное поощрение, похвала даже за маленький успех, внушение уверенности , что у него все получится.

Начальная школа нашей гимназии уже много лет работает по системе РО Эльконина- Давыдова. В РО умение сотрудничать- основа коллективно-распределительной деятельности. Без сотрудничества не будет и сотворчества. Первые шаги на пути к сотрудничеству мы начинаем в рамках курса «Ведение в школьную жизнь».

Мы учим детей обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, знакомим детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в паре. В группе, знакомятся с правилами общения и знаками , их регулирующими: говорить можно по одному или вместе (знаки «Я», «хор»), товарищ хочет узнать твоё отношение к его точке зрения (знаки согласия «+» или несогласия «-», нужно показать, что вы работали вместе (знак «пара», «группа, хочу спросить (знак «?»)

Мы помним, что на всех уроках учитель- это умный, чуткий друг и товарищ, который ненавязчиво, исподволь ведёт своих учащихся к покорению неизведанных вершин человеческих знаний. Главное, что каждый ученик идёт по этому лабиринту сам, своим путём, сам делает открытия и сам растёт от сознания собственной значимости.

Идёт урок математики. Учитель задаёт вопросы, высказывает свои предположения, комментирует, дополняет, уточняет. Как и другие школьники. Он ведёт с детьми диалог на равных, сотрудничает, учится вместе. Все участники учебного процесса работают: спорят, обсуждают, анализируют, доказывают, осуществляют контроль и оценку. Все увлечены делом, все готовы прийти на помощь товарищу. Дети учатся быть субъектами учебной деятельности. А главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

Учитель не даёт знания в готовом виде, он только ставит перед детьми учебные задачи. Учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. Ребёнок стоит на границе между знанием и незнанием. Мастерство учителя заключается в способности организовать сотрудничество детей, в ходе которого происходит открытие и усвоение понятия, в способности организовать, направить и поддержать учебный диалог между детьми. Он сам включается в диалог лишь как один из его участников, чьи высказывания, мнения открыты для критики в той же степени, что и высказывания других участников диалога.

Для активизации творческого потенциала используется метод мозгового штурма- метод коллективного решения проблемы. Каждый ребенок может высказать свои мысли , даже самые шуточные и нелепые. В ходе обсуждения у детей появляются новые оригинальные решения проблемных ситуаций.

Каждый день эти маленькие люди проходят путь науки, который до них уже кем-то пройден. Но каждый ребёнок пройдёт его так, как, наверное, не прошёл никто до него, откроет в себе самом стремление к настоящему познанию мира.

А сколько радости у первоклассников, когда они, преодолев все трудности, выводят закон транзитивности неравенства или сами доказывают, что скобки- это знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами.

Сотрудничество, творчество и сотворчество особенно проявляется на уроках моделирования и преобразования модели. В РО моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся, оно- средство анализа и решения проблемной задачи. Работа с моделью- яркий пример совместной деятельности, сотворчества. Дети совместно в группах создают модели, а потом анализируют их, отвечая на вопросы: Как рассуждал автор высказывания, схемы, формулы? Восстановление последовательности мыслей другого позволяет ребёнку проанализировать своё решение или увидеть место ошибки, её причину и способы её исправления. Моделирование как средство конструирования нового способа используется и на уроках математики, и на уроках русского языка. Во втором классе дети придумывают схемы для слов-омонимов и слов-синонимов. Каждая группа защищает свои модели. Что же мы наблюдаем? Прежде всего, заинтересованность и большое желание решить проблему, при этом у каждого максимально напряжены силы. Ребёнок успешнее развивается, если в учении, в любой другой деятельности добирается до потолка своих возможностей, а потом поднимается всё выше и выше.

А нам учителям надо научиться не спешить идти на помощь, не делать за детей то. Что они сами могут сделать.

Завесу над тайной творческого ума открывают слова Циалковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь, и прямо этому служит система РО.

Уроки, лишённые эксперимента, оторванные от жизненного опыта детей, бедные методическими находками- уроки, лишённые активной деятельности учащихся, -всё это губит ростки творческого отношения к деятельности.

Обычные каналы усвоения знаний из рассказа учителя, чтение страницы учебника, усвоение готового определения или правила, модели или таблицы бывают полезны, а иногда необходимы, но они лишь косвенно подготавливают ученика к творчеству.

Выведение тех же знаний из самостоятельных наблюдений, из эксперимента, сравнения явлений, выполнения практических работ, содержит, несомненно, творческий характер. Диапазон творческих заданий на уроках русского языка широк.

Это-работа с пословицами. На таких уроках дети выполняют задания:

1)собрать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицу

3)закончить историю пословицей

4)сочинить пословицу

5)нарисовать к пословице картинку

Творческие задания оживляют процесс обучения,вызывают у детей радость, одушевление

Сочинение стихотворений.

Сначала детей знакомим, чем же проза отличается от стихотворения.

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.



-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать.

  1. Игра «Кто больше подберет рифм»

  2. . Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Игра «Скажи в рифму».

Сочинение сказки по заданному началу,коллективно составленному плану, опорным словам.В классах мы оформляем стенды с детскими работами

Сочинение дает простор детскому мышлению и творчеству, развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь.Дети работают в позиции автор-герой, автор-повествователь,автор-публицист. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей.Детские сочинения оформляем в сборник «Литературный калейдоскоп.

:



Творческое нестандартное мышление и образную память развивает на уроках русского языка метод запоминания словарных слов, основанный на сходстве исходного слова с графическим образом буквы, которую надо запомнить (оптимальный вариант- нарисовать)

  1. В слове «СОБАКА» -О- это собака, свернувшаяся калачиком и ошейник.

  2. В слове «КОРЗИНА» -О- это круглое дно корзины или ручка.

  3. В слове «ЗАВОД» -А-это крыша завода и т. д.

Ребята оформляют словарики словарных слов со своими рисунками.



Творчество и сотворчество развивается и на уроках литературного чтения. Цель уроков -воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения. На каждом уроке мы предлагаем ученикам какие-то произведения для разбора, чтения, обсуждения. Все ученики- очень разные по способу восприятия текста, психологическим особенностям, эмоциональным характеристикам- будут вступать в «отношения» с автором и. конечно, с учителем, как с читателем. Главное в этом процессе- установить взаимосвязь с каждым ребёнком различными способами через текст, научить его понимать точку зрения автора и выработать свою точку зрения на прочитанное.

А сколько творческих упражнений, направленных на решение этих задач!

-тщательное чтение с выделением «точек предпонимания» (напоминает приём инсерт);

-составление «вопросника»;

-организация диалога автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов;

-чтение с иллюстрированием;

-чтение с переводом с языка литературы на язык театра, или кино;

прогнозированное чтение.

А как любят ребята работать авторами-художниками или авторами-публицистами. Мы даже собираем сборники детских творческих работ. В них и сочинения-размышления, и детские стихотворения, и пробы пера на тему фольклора.



А теперь об уроках окружающего мира. Послушайте задачу. Да, вы не ослышались, именно задачу.

Рыбы иногда выпрыгивают из воды. Для некоторых видов рыб это характерное поведение- таким образом они спасаются от хищников. Ещё рыбы выпрыгивают, чтобы отложить икру или схватить насекомых. Но перед дождём рыбы настолько часто выпрыгивают, что даже примета появилась: рыба плещется к дождю…

Объясните, почему рыбы так часто выпрыгивают из воды перед дождём?

Или ещё одна задача: поспели в саду вишни. Сразу возникает проблема: не только вишни, но и созревающие черешни и виноград привлекают огромные стаи скворцов, воробьёв и других пернатых.

-Как же спасти выращенный урожай?

Мы называем такие задачи творческими или открытыми задачами и стремимся научить такие задачи решать. Зачем? Да просто потому., что жизнь становится всё более динамичной, всё более насыщенной творческими задачами: профессиональными, социальными, бытовыми… Сегодня трудно представить себе успешного человека, который боится принимать решения, не умеет анализировать, избегает творчества в своей деятельности. А как этому научиться? Лучший способ -решать творческие задачи. Они носят исследовательский, изобретательский характер. Сюжеты взяты из жизни учёных и простых людей, животных и растений, найдены в природе. Это открытые задачи и удивительный мир открывается для ребят вместе с ними!



Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

    Поэтому образовательная практика нашей школы включает и проектную деятельность учащихся. Учителю необходимо зажечь учеников,учитывая их способности и круг интересов..Например, в прошлом году группа уч-ся 2 класса защищала проект «Хлеб-всему голова»Для этого был собран материал, дети побывали на экскурсии на хлебокомбинате,учитель оказывал содействие в поиске информации, в выдвижении и выборе лучших идей,.поддерживал во время презентации.Дети оформили сборник стихотворений, пословиц и загадок с собственными рисунками .

Создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений учитель-ученик-родитель,а иногда подключаются и бабушки с дедушками.

Только сотрудничество, сотворчество учителей, учеников и родителей способствуют развитию личности, формируют комфортную обстановку в гимназии.

Родители наших учеников – сотрудники в учебно- воспитательном процессе.Они принимают активное участие в жизни школы: совместные поездки,экскурсии,праздники.И они не наблюдатели, а учасники.



Если в тебе Учитель живёт,

Не прерывай своей мысли полёт,

Думай, решай, исследуй, твори –

Новое слово всегда говори.



Да, со – искатели, да, со – творцы,

Эти отличники и сорванцы.

Радость совместных открытий познай,

Всё, что ты знаешь, ребёнку отдай.



Ты сопричастен творенью Души,

Мудрое сердце раскрыть поспеши,

Вместе ищи на вопросы ответ

И не смотри, что тебе много лет.



Пусть не прервётся тонкая нить,

Твой ученик её может продлить.

Станешь частицей его бытия –

В этом, Учитель, награда твоя ….






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!