«Творчество , сотворчество как способы воздействия на современных школьников»
Тема нашего выступления неслучайна. Изменчивый мир обязывает нас - учителей готовить новые поколения в духе развития творческих инициатив, требует специалиста, способного самостоятельно творчески мыслить, быть активным, готовым к любым видам деятельности.
Тёплый летний вечер. Яблоня. Под яблоней сидит учитель. А вокруг его ученики.
Учитель говорит: «Друзья, в вашем теле два начала- ум и душа. И то, и другое требуют совершенствования и развития. Посмотрите на звёздное небо…
1-ый ученик смотрит, считает звёзды и выводит математическую закономерность.
2-ой ученик смотрит на звёзды, обнаруживает, что они находятся под разным углом и делает открытие в области астрономии.
3-ий ученик видит необычные фигуры, объединяет их и пишет картину.
4-ый ученик уединился и пишет сказку.
-О чём твоя сказка?
- О звёздах. Они так прекрасны и так далеки, мы никогда не сможем увидеть их.
-Образ звезды всегда рядом с тобой,- говорит учитель и поднимает яблоко.
-Но это просто яблоко.
-Нет, это образ звезды, разрезать и показать.
Задача учителя- разглядеть кто в чём талантлив, научиться видеть в обыкновенном что-то необычное, разглядеть в каждом ученике звездочёта, мыслителя, художника.
Поэтому перед учителем стоят несложные задачи: замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для развития творческих способностей на уроках.
Но развитие творческих способностей невозможно без активной деятельности самого ученика. Поэтому так важно уже на первых уроках развивать навыки сотрудничества, создавая условия , сопутствующие мобилизации творческих сил, поощрение небоязни высказывать свое мнение, свои мысли, устное поощрение, похвала даже за маленький успех, внушение уверенности , что у него все получится.
Начальная школа нашей гимназии уже много лет работает по системе РО Эльконина- Давыдова. В РО умение сотрудничать- основа коллективно-распределительной деятельности. Без сотрудничества не будет и сотворчества. Первые шаги на пути к сотрудничеству мы начинаем в рамках курса «Ведение в школьную жизнь».
Мы учим детей обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, знакомим детей с правилами совместной работы. Дети приобретают некоторый опыт работы в паре. В группе, знакомятся с правилами общения и знаками , их регулирующими: говорить можно по одному или вместе (знаки «Я», «хор»), товарищ хочет узнать твоё отношение к его точке зрения (знаки согласия «+» или несогласия «-», нужно показать, что вы работали вместе (знак «пара», «группа, хочу спросить (знак «?»)
Мы помним, что на всех уроках учитель- это умный, чуткий друг и товарищ, который ненавязчиво, исподволь ведёт своих учащихся к покорению неизведанных вершин человеческих знаний. Главное, что каждый ученик идёт по этому лабиринту сам, своим путём, сам делает открытия и сам растёт от сознания собственной значимости.
Идёт урок математики. Учитель задаёт вопросы, высказывает свои предположения, комментирует, дополняет, уточняет. Как и другие школьники. Он ведёт с детьми диалог на равных, сотрудничает, учится вместе. Все участники учебного процесса работают: спорят, обсуждают, анализируют, доказывают, осуществляют контроль и оценку. Все увлечены делом, все готовы прийти на помощь товарищу. Дети учатся быть субъектами учебной деятельности. А главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Учитель не даёт знания в готовом виде, он только ставит перед детьми учебные задачи. Учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. Ребёнок стоит на границе между знанием и незнанием. Мастерство учителя заключается в способности организовать сотрудничество детей, в ходе которого происходит открытие и усвоение понятия, в способности организовать, направить и поддержать учебный диалог между детьми. Он сам включается в диалог лишь как один из его участников, чьи высказывания, мнения открыты для критики в той же степени, что и высказывания других участников диалога.
Для активизации творческого потенциала используется метод мозгового штурма- метод коллективного решения проблемы. Каждый ребенок может высказать свои мысли , даже самые шуточные и нелепые. В ходе обсуждения у детей появляются новые оригинальные решения проблемных ситуаций.
Каждый день эти маленькие люди проходят путь науки, который до них уже кем-то пройден. Но каждый ребёнок пройдёт его так, как, наверное, не прошёл никто до него, откроет в себе самом стремление к настоящему познанию мира.
А сколько радости у первоклассников, когда они, преодолев все трудности, выводят закон транзитивности неравенства или сами доказывают, что скобки- это знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами.
Сотрудничество, творчество и сотворчество особенно проявляется на уроках моделирования и преобразования модели. В РО моделирование напрямую связано с предметными действиями учащихся, оно- средство анализа и решения проблемной задачи. Работа с моделью- яркий пример совместной деятельности, сотворчества. Дети совместно в группах создают модели, а потом анализируют их, отвечая на вопросы: Как рассуждал автор высказывания, схемы, формулы? Восстановление последовательности мыслей другого позволяет ребёнку проанализировать своё решение или увидеть место ошибки, её причину и способы её исправления. Моделирование как средство конструирования нового способа используется и на уроках математики, и на уроках русского языка. Во втором классе дети придумывают схемы для слов-омонимов и слов-синонимов. Каждая группа защищает свои модели. Что же мы наблюдаем? Прежде всего, заинтересованность и большое желание решить проблему, при этом у каждого максимально напряжены силы. Ребёнок успешнее развивается, если в учении, в любой другой деятельности добирается до потолка своих возможностей, а потом поднимается всё выше и выше.
А нам учителям надо научиться не спешить идти на помощь, не делать за детей то. Что они сами могут сделать.
Завесу над тайной творческого ума открывают слова Циалковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные».
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь, и прямо этому служит система РО.
Уроки, лишённые эксперимента, оторванные от жизненного опыта детей, бедные методическими находками- уроки, лишённые активной деятельности учащихся, -всё это губит ростки творческого отношения к деятельности.
Обычные каналы усвоения знаний из рассказа учителя, чтение страницы учебника, усвоение готового определения или правила, модели или таблицы бывают полезны, а иногда необходимы, но они лишь косвенно подготавливают ученика к творчеству.
Выведение тех же знаний из самостоятельных наблюдений, из эксперимента, сравнения явлений, выполнения практических работ, содержит, несомненно, творческий характер. Диапазон творческих заданий на уроках русского языка широк.
Это-работа с пословицами. На таких уроках дети выполняют задания:
1)собрать пословицы на какую-нибудь тему;
2)продолжить пословицу
3)закончить историю пословицей
4)сочинить пословицу
5)нарисовать к пословице картинку
Творческие задания оживляют процесс обучения,вызывают у детей радость, одушевление
Сочинение стихотворений.
Сначала детей знакомим, чем же проза отличается от стихотворения.
Стихи отличаются:
1)ритмом
2)рифмой
3)выразительностью, яркостью;
4)краткостью, точностью.
-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать.
Игра «Кто больше подберет рифм»
. Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Игра «Скажи в рифму».
Сочинение сказки по заданному началу,коллективно составленному плану, опорным словам.В классах мы оформляем стенды с детскими работами
Сочинение дает простор детскому мышлению и творчеству, развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь.Дети работают в позиции автор-герой, автор-повествователь,автор-публицист. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей.Детские сочинения оформляем в сборник «Литературный калейдоскоп.
:
Творческое нестандартное мышление и образную память развивает на уроках русского языка метод запоминания словарных слов, основанный на сходстве исходного слова с графическим образом буквы, которую надо запомнить (оптимальный вариант- нарисовать)
В слове «СОБАКА» -О- это собака, свернувшаяся калачиком и ошейник.
В слове «КОРЗИНА» -О- это круглое дно корзины или ручка.
В слове «ЗАВОД» -А-это крыша завода и т. д.
Ребята оформляют словарики словарных слов со своими рисунками.
Творчество и сотворчество развивается и на уроках литературного чтения. Цель уроков -воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения. На каждом уроке мы предлагаем ученикам какие-то произведения для разбора, чтения, обсуждения. Все ученики- очень разные по способу восприятия текста, психологическим особенностям, эмоциональным характеристикам- будут вступать в «отношения» с автором и. конечно, с учителем, как с читателем. Главное в этом процессе- установить взаимосвязь с каждым ребёнком различными способами через текст, научить его понимать точку зрения автора и выработать свою точку зрения на прочитанное.
А сколько творческих упражнений, направленных на решение этих задач!
-тщательное чтение с выделением «точек предпонимания» (напоминает приём инсерт);
-составление «вопросника»;
-организация диалога автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов;
-чтение с иллюстрированием;
-чтение с переводом с языка литературы на язык театра, или кино;
прогнозированное чтение.
А как любят ребята работать авторами-художниками или авторами-публицистами. Мы даже собираем сборники детских творческих работ. В них и сочинения-размышления, и детские стихотворения, и пробы пера на тему фольклора.
А теперь об уроках окружающего мира. Послушайте задачу. Да, вы не ослышались, именно задачу.
Рыбы иногда выпрыгивают из воды. Для некоторых видов рыб это характерное поведение- таким образом они спасаются от хищников. Ещё рыбы выпрыгивают, чтобы отложить икру или схватить насекомых. Но перед дождём рыбы настолько часто выпрыгивают, что даже примета появилась: рыба плещется к дождю…
Объясните, почему рыбы так часто выпрыгивают из воды перед дождём?
Или ещё одна задача: поспели в саду вишни. Сразу возникает проблема: не только вишни, но и созревающие черешни и виноград привлекают огромные стаи скворцов, воробьёв и других пернатых.
-Как же спасти выращенный урожай?
Мы называем такие задачи творческими или открытыми задачами и стремимся научить такие задачи решать. Зачем? Да просто потому., что жизнь становится всё более динамичной, всё более насыщенной творческими задачами: профессиональными, социальными, бытовыми… Сегодня трудно представить себе успешного человека, который боится принимать решения, не умеет анализировать, избегает творчества в своей деятельности. А как этому научиться? Лучший способ -решать творческие задачи. Они носят исследовательский, изобретательский характер. Сюжеты взяты из жизни учёных и простых людей, животных и растений, найдены в природе. Это открытые задачи и удивительный мир открывается для ребят вместе с ними!
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Поэтому образовательная практика нашей школы включает и проектную деятельность учащихся. Учителю необходимо зажечь учеников,учитывая их способности и круг интересов..Например, в прошлом году группа уч-ся 2 класса защищала проект «Хлеб-всему голова»Для этого был собран материал, дети побывали на экскурсии на хлебокомбинате,учитель оказывал содействие в поиске информации, в выдвижении и выборе лучших идей,.поддерживал во время презентации.Дети оформили сборник стихотворений, пословиц и загадок с собственными рисунками .
Создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.
При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений учитель-ученик-родитель,а иногда подключаются и бабушки с дедушками.
Только сотрудничество, сотворчество учителей, учеников и родителей способствуют развитию личности, формируют комфортную обстановку в гимназии.
Родители наших учеников – сотрудники в учебно- воспитательном процессе.Они принимают активное участие в жизни школы: совместные поездки,экскурсии,праздники.И они не наблюдатели, а учасники.
Если в тебе Учитель живёт,
Не прерывай своей мысли полёт,
Думай, решай, исследуй, твори –
Новое слово всегда говори.
Да, со – искатели, да, со – творцы,
Эти отличники и сорванцы.
Радость совместных открытий познай,
Всё, что ты знаешь, ребёнку отдай.
Ты сопричастен творенью Души,
Мудрое сердце раскрыть поспеши,
Вместе ищи на вопросы ответ
И не смотри, что тебе много лет.
Пусть не прервётся тонкая нить,
Твой ученик её может продлить.
Станешь частицей его бытия –
В этом, Учитель, награда твоя ….