СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Творчество камчатских авторов-песенников как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания личности камчатского студента»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: использование песенного творчества камчатских авторов как современной формы воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения из опыта работы вокальной студии «Авис».

Просмотр содержимого документа
««Творчество камчатских авторов-песенников как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания личности камчатского студента»»

«Творчество камчатских авторов-песенников как основа

духовно-нравственного и патриотического воспитания

личности камчатского студента»

(на примере вокальной студии «Авис»)


«В чудо – городе, у причала...

Ярче, чище не знал красы я.

И отсюда берет начало

В безграничность моя Россия...»

Э. Куни


Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о её огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку.

Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого человека, – оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Говорят, что поющий, прежде всего, преображает самого себя: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма; учит сочувствию, отзывчивости и доброте. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость подростков.

Музыкальное искусство отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания человека.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции, а этому особым образом способствуют занятия музыкой, в частности вокалом.

Цель работы: использование песенного творчества камчатских авторов как современной формы воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения из опыта работы вокальной студии «Авис».

Для достижения поставленной цели потребовалось решить круг следующих задач:

  1. повышение духовно-нравственной культуры студентов и формирование любви к малой Родине через их погружение в творчество камчатских авторов-песенников;

  2. распространение и популяризация нового опыта применения современных форм воспитательной работы в профессиональные образовательные организации;

  3. обогащение информационно-методической основы духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов техникума, используя фонд музыкальных произведений камчатских авторов.

Вокальная студия «Авис» образовалась в КГАОУ СПО «Камчатский политехнический техникум» в 2011 году как одно из напралений реализации воспитательной концепции техникума. Название студии «Авис» переводится с латыни как «птица».

Деятельность вокальной студии осуществляется на основе дополнительной образовательной программы художественно-эстетического направления - «Вокальная студия «Авис»», разработанная педагогом дополнительного образования Марией Олеговной Бароненко. Программа предназначена для студентов от 15 до 18-19 и имеет срок реализации 4 года. Программа представлена в приложении.

Актуальность этой программы опирается на концепцию развивающего обучения и тесно связана с целями и задачами духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на современном этапе развития российского государства. Цель и задачи программы: создание условий для развития творческого потенциала каждого подростка средствами вокального искусства, удовлетворение потребности подростков в культурно-художественной оценке окружающего мира, воспитание эмоциональной отзывчивости, гражданских качеств, практических вокальных навыков и умений, что обеспечит воспитанникам наилучшую самореализацию в условиях современного общества. В принципах обучения подчеркивается добровольность, индивидуальный подход, преемственность и систематичность, внимание к психологическим и возрастным особенностям подростков с учетом условий Камчатского региона.

Реализация содержания программы предполагает 3 этапа. Для каждого этапа определены задачи, методы, репертуар, формы педагогического контроля и ожидаемые результаты.

Этапы соответствуют годам обучения:

  1. 1-й этап, «адаптационный», - 1-й год обучения для подростков от 15 до 16 лет, 216 часов;

  2. 2-й этап, «обучающий», 2-3 года обучения для подростков от 16 до 17 лет, 252 часа,

  3. 3-й этап, «творческий» (этап углубленного обучения) 4-й год для подростков от 17 до 18 лет, 252 часа.

Этапы обучения относительны, так как на каждом этапе цели и задачи решаются комплексно.

В основу образовательного процесса положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с универсальным, всесторонним развитием личности обучающегося, расширением его художественного и общекультурного кругозора.

Направления деятельности в вокальном коллективе предполагают выработку у воспитанников знаний, умений и навыков работы с микрофоном и звукозаписывающей аппаратурой, культуры сценических движений и актерского мастерства, элементов хореографии, самостоятельного подбора репертуара, создания художественного образа музыкального произведения.

В программе представлены методы диагностики результатов обучения, направленные на выявление эффективности образовательного процесса. Наряду с традиционными, используются и инновационные диагностические приемы и методы: участие в концертах, конкурсах и фестивалях, анализ творческих выступлений.

Отличительными особенностями программы «Вокальная студия «Авис»» является включение в его содержание регионального компонента - музыкального, художественного, исторического материала, что позволяет обучающимся получить дополнительные знания об истории и культуре народов, населяющих Камчатку, а также участие вокальной студии «Авис» в совместных проектах творческих коллективов Камчатского края.

П рограмма направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения подростка в мир искусства, знакомство с культурным наследием малой Родины в тесной взаимосвязи с современным искусством.

В окальная студия «Авис» объединяет в себе два ансамбля: ансамбль девушек с одноименным названием – «Авис» и ансамбль юношей – «Реймс». Два коллектива соединяются в один сводный хор для общих номеров при подготовке к вокальным конкурсам или традиционным ежегодным отчетным концертам студии. Каждый обучающийся выступает в роли солиста, участвует в ансамблях малых форм.

Занятия проходят по группам 2 раза в неделю по 2-2,5 академических часа. Отдельная работа ведется с солистами. На занятиях царит творческая атмосфера, где все связаны общим делом и общими целями, поддерживают друг друга в начинаниях. Обучающихся отличают высокий уровень исполнительского мастерства, творческий дух и вдохновленность.

Каким же образом удалось прийти к работе над репертуаром камчатских авторов?

В нашем Крае проходит множество конкурсов, фестивалей и других мероприятий и праздников, направленных на гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Каждый руководитель любой вокальной студии сталкивается с проблемой подбора репертуара. Песенный репертуар должен отвечать определенным требованиям, а именно:

  1. соответствовать возрасту и пониманию подростков, возможностям данного исполнительского коллектива;

  2. носить воспитательный характер;

  3. нести определенный смысл;

  4. обладать художественно-эстетической ценностью;

  5. быть разнообразным по характеру, содержанию

  6. обладать подобранными трудностями, т.е. каждое произведение должно двигать исполнителей вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

К произведениям, которые вокалисты поют на патриотических конкурсах, также предъявляются определенные требования. Песен о России довольно много, однако, найти подходящую песню порой очень трудно. В действительности получается следующее: из года в год вокальные коллективы поют одни и те же песни.

Будем честны, многие песни патриотической направленности не увлекают подростков, они разучивают такие произведения как одолжение и отношение у них к патриотическим конкурсам становится прямо противоположным цели и задачам мероприятия.

Творчество камчатских авторов меня заинтересовало довольно давно. Камчатка – волшебный край, богатый своей уникальной культурой и традициями. Особенно интересен фольклор местных коренных малочисленных народов. Однако их аутентичные произведения довольно сложны для восприятия подростками. Гораздо лучше ложатся на слух самобытные песни камчатских авторов-исполнителей, которые пронизаны дальневосточным колоритом и красотой камчатской природы. Нам же, живущим на Камчатке, необходимо сберечь наследие коренных народов и внести свой вклад в развитие камчатского творчества.

Удалось увлечь ребят работой над аранжировками песен камчатских авторов-исполнителей. Поиск новых форм, новых звучаний, работа над хоровой аранжировкой, позволили создать такое обрамление старым песням, чтобы они пришлись ребятам по вкусу. А когда они увидели зрительский отклик на исполняемые произведения, всем стало очевидно, что мы идем по правильному пути.

Представляю список произведений камчатских авторов-исполнителей. Типографским способом выделены композиции, с которыми ребята уже выступали на сцене и заняли не одно призовое место на вокальных конкурсах разного уровня.

Список песен камчатских авторов

(из репертуара вокальной студии «Авис»)

  1. «Мой дом – Петропавловск-Камчатский», сл. и муз. И. Демарина

  2. «Городок», сл. и муз. В. Шкотина

  3. «Легенда об Авачинской бухте», сл. и муз. Э. и А. Куни

  4. «Город мечты моей», сл. и муз. Н. Красильникова

  5. «Камчатка-река», сл. и муз. В. Лихоты

  6. «Гигилен», сл. и муз. Э. и А. Куни

  7. «Утки», сл. и муз. Г.Поротова

  8. «Край, который люблю», сл. и муз. В. Лихоты

  9. «Черемша», сл. и муз. А. Безуглова

  10. «Люблю я подолгу разглядывать гор наших множество», сл. и муз. Ю. Алотова

  11. «Хололо», сл. и муз. А. Безуглова

  12. «А шаман поет, камлает…», сл. и муз. С. Косыгина

  13. «Упряжка», сл. и муз. К. Ситникова

  14. «Камчатка», сл. и муз. С. Арно

  15. «Утро камчатское», сл. и муз. В. Артамонова

  16. «Гора Чёрный Камень», сл. и муз. Ю. Алотова

  17. «Лодка Камчатка», сл. и муз. С. Косыгина

  18. «Гавань сердца», сл. и муз. Д. Кравченко и др.


Среди этих песен есть такие, которые в новой аранжировке звучат наиболее ярко. Их исполнение на конкурсах различных уровней принесло коллективу много призовых мест. Например, песня Эмиля и Аркадия Куни «Легенда об Авачинской бухте» (второе название «Сказ о Иване Елагине и Жар-птице».

«Легенда об Авачинской бухте»


Был обычай у предков наших —

На восток на заре креститься.

И в беде от сохи и пашни

Их манила крылом Жар-птица.

С голодухи — потуже пояс,

Запахнув армячишко рваный,

Уходили на дальний поиск

От господ — на восход Иваны

За мечтой. И хмельнее браги

Кровь бродягам вздувала вены,

Уводя за Урал ватаги,

На Амур, Колыму и Лену.

Тропы в топях костьми устлали,

Потом волоки оросили

Открыватели дальних далей —

Ходоки на восток России.

А проведав, хранили строго

Тайну — те, кто цингой заморен,

Кто рубил на пути остроги...

А Жар-птица жила за морем,

В бирюзовой прозрачной бухте,

В той, что в споре однажды выдал

Им, отважным, могучий Кутха,

Косоглазый камчатский идол.


А Жар-птица сверкнет зарницей,

Ясным днем полыхнет по странам,

Но на ночь запирает птицу

Жадный Кутха в шатер вулкана.

И, от сглаза пришельцев пряча,

В бубен лупит шаман горбатый.

День и ночь сторожат Авачу

В океане три камня-брата...

Но однажды привел ватагу

На погибель шаману Кутхе

Русский штурман Иван Елагин —

Срубы ставить в подкове бухты.

И нашли корабли фарватер

Меж камней в голубой лазури.

А шаман провалился в кратер

И столетия трубку курит.

Не поверил бы я в поверье,

В каждом домысле есть граница,

Да, видать, обронила перья

В бухте той и моя Жар-птица.

В чудо-городе, у причалов

Ярче, чище не знал красы я.

И отсюда берет начало

В безграничность моя Россия...

А еще, если взять на веру

То, о чем говорят в народе,

Полюбился Жар-птице север —

Днем и ночью по тундре бродит.

Э. и А. Куни

Необычайно красивый текст, отражающий вехи в истории Камчатского края, и плавная мелодическая линия позволили этой песне стать одной из самых любимых как у самих исполнителей, так и зрителей. К тому же, во время работы над аранжировкой, воспитанники вокальной студии научились элементам горлового пения и игре на национальных камчатских музыкальных инструментах – варгане и бубне. Фонограмму к этой песне в новой интерпретации записали музыканты камчатской фолк-группы «Вересковый путь». «Легенда об Авачинской бухте» вошла также в литературно-музыкальные композиции клуба «Зеленая лампа» политехнического техникума. Композиции эти были созданы на стихи известного камчатского поэта Юрия Алотова. В инсценировку его поэмы «Жертва вождя» песня «Легенда об Авачинской бухте» вошла органично и оправдано.

Пронизанная романтикой приключений, нежной лирикой, любовью к Родному краю, песня обратила внимание обучающихся на красоту камчатской природы, ее самобытность и научила ребят ценить то место, где они родились.

Еще одна композиция тех же авторов, но совершенно иная по настроению, песня «Гигилен».



«Гигилен»


Каяки у реки стерегут собаки,

Тут, в стране Уйкоаль, балыки, икра...

Аркишит, аки враль, подошли коряки

К костерку, к огоньку, к юрте рыбака.

В бубны гулкие бьют, пляшут и поют.

Норгали-танец, песня и пляска, сказка горы Гигилен.

Ги-Гигилен, охайя, Гиги-Гигилен.

Аки-брат, тумгутум, идол узкоглазый,

Ительмен с Усычан, шут и весельчак.

Под лучок, табачок, пляшут, и в экстазе

Аки враки плетет — падает народ.

Веселится, поет северный народ.

Ясна зорька взошла, потянулись тени.

Аки щурит глаза, ноги — в торбаса.

По песку, по косе пробежал Тюленев —

Ставить сеть в самый раз, красница пошла.

Аки рыбку берет, пляшет и поет.

Ги-Гигилен, охайя, Гиги-Гигилен.

Норгали-танец, песня и пляска, сказка горы Гигилен.

Ги-Гигилен, охайя, Гиги-Гигилен, сказка.

Ги-Гигилен, охайя, Гиги-Гигилен, пляска.

Э. и А. Куни

Веселая пляска, связанная с традиционным Камчатским промыслом – ловлей красной рыбы, молодецкая удаль и народное веселье, пронизанное камчатским колоритом – характерными горловыми звуками, криками и шепотом, пением гулкого корякского бубна. Эта песня полюбилась зрителям и самим ребятам. Она обладает живой энергией и ее пульсу вторят голоса вокалистов.

Самобытная культура камчатских аборигенов со своей необузданной энергией, чарующей лирикой и таинственными шепотами помогает подростам научиться толерантному отношению к различным этническим группам, любви к малой Родине, ее культуре и традициям.

Песня Валерия Лихоты «Край, который люблю» задумывалась как композиция для вокального ансамбля, однако в работе над этим произведением стало очевидно, что она очень подходит одному из солистов студии. Аранжировка этого произведения осталась оригинальной, изменилась только тональность. С этой песней связано много ярких выступлений и высоких наград на вокальных конкурсах. Вчитываясь в текст песни, перед глазами рисуются картины камчатской первозданной природы.


«Край, который люблю»


На востоке России у кромки Земли,

Где заря начинает волшебный полет,

Там, где волны бушуют в безбрежной дали,

Величавое солнце встает.

Новый день над Землею плывет не спеша.

Дарит веру, надежду, любовь и мечту.

Белой чайкой парит моя песня-душа,

Прославляя ее красоту.


Край, который люблю, за тебя и молю,

Моя Родина милая, славная.

Край великих вершин и чудесных долин!

Процветай - это самое главное!


Мудрый Кутх сотворил эту сказку для нас.

Наши предки Камчаткой ее нарекли.

Кто бывал здесь однажды, вернется не раз

На окраину Русской земли.

Праздник Алхалалай, бубна звон у огня.

Пусть в неистовом танце камлает шаман.

Навсегда покорила Камчатка меня.

Полуостров – ты мой талисман!


Край, который люблю, за тебя и молю,

Моя Родина милая, славная.

Край великих вершин и чудесных долин!

Процветай - это самое главное!


Необъятны просторы земли Уйкоаль

В бесконечном безмолвии долгих снегов.

В песне пращуров слышится грусть и печаль,

Голос южных белесых оков.

Гладь Камчатка-реки и озер синева,

Вечный шум океановой пенной волны -

О Земле нашей добрая ходит молва

И сердца наши счастьем полны.

В.Лихота

Очень проникновенный литературный текст и соответствующая ему музыка. Такими лирическими композициями мы развиваем у подростков эстетический вкус, пробуждаем интерес к искусству, литературе, музыке.

Еще одна песня камчатского автора Г. Поротова «Утки» сейчас находится в работе вокальной студии «Авис» и прозвучит 11 апреля в программе отчетного концерта Культурно-образовательного центра техникума.

«Утки»

Только заалеет зорька на Востоке,

Раздаются крики уток на речной протоке.

А утки: "Хама, хама, хама, и - и - и..."


Захватив ружьишко Ойе быстро мчится к речке:

"Вы сейчас, певуньи утки, будете все в печке!"

А утки: "Хама, хама, хама, и - и - и..."


Подползает тихо Ойе к жирным уткам близко.

Метко целит Ойе в стаю, но молчит ружьишко.

А утки: "Хама, хама, хама, и - и - и..."


Позабыл патроны дома, вот какие шутки!

Пока Ойе бегал к юрте, улетели утки.

А утки: "Хама, хама, хама, и - и - и..."

Г.Поротов

З десь мы с ребятами решили соединить музыку автора с цитатами из известного классического произведения П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Основой для новой аранжировки песни «Утки» стала электронная музыка. Это, несомненно, новый хит, который ребятам уже сейчас на этапе разучивания пришелся по вкусу.

Композиции камчатских авторов в новой аранжировке вызывают неподдельный интерес и живой отклик в сердцах слушателей, как старшего поколения, так и молодежи. Есть что-то такое в этих песнях, что заставляет сердце биться чаще.

Необходимо обозначить еще один важный момент в работе над репертуаром, а именно включение в аранжировку современных понятных подросткам музыкальных элементов, таких как, например, тяжелое звучание электрической гитары или звуки электронной музыки. Все измеряется лишь воображением и музыкальным вкусом.

Посредством работы над таким репертуаром, мы реализуем задачи Концепции воспитательной работы техникума, такие как сохранение культурного наследия государства, поддержание исторических и культурных традиций родного Края и города.

В окальные ансамбли студии «Авис» уже достаточно известные в городе коллективы. У них есть свое творческое лицо и появляются свои традиции. В 2012 году, впервые за всю историю техникума, наша студия дала большой отчетный концерт «Мечтай!», в прошлом году – сольный концерт «Любимые песни из фильмов». В 2014 учебном году воспитанники студии подготовили новый сольный концерт – «Звезда по имени Солнце». В каждом отчетном концерте, наряду со своими любимыми песнями, ребята исполняют и песни камчатских авторов, в которых находят уже что-то свое близкое и родное. В концерте «Звезда по имени Солнце», наряду с мировыми рок - хитами прозвучат песни «Гигилен» сл. и муз. Э. и А. Куни и «Утки хама хама…», сл. и муз. Г.Поротова.


За 3 года своего существования студия выросла в большой творческий, сплоченный коллектив. «Авис» является постоянным участником внутритехникумовских, городских и краевых мероприятий и праздников. Воспитанники группы - лауреаты почти всех краевых и городских вокальных конкурсов и фестивалей. Участие в различных конкурсах дает стимул к профессиональному росту певцов. Фотоматериалы, подтверждающие концертную деятельность воспитанников вокальной студии «Авис» представлены в приложении.

Таким образом, только тесное взаимодействие с подростками, общее творчество, неравнодушие педагога к своему делу, позволят привить им любовь к своей малой Родине, к музыкальному искусству, позволят увидеть красоту и многообразие окружающего мира, научить толерантному отношению к другим национальностям и их культуре.

В наших планах:

  • продолжение работы с песенным материалом камчатских авторов;

  • проведение традиционного отчетного концерта - «Звезда по имени Солнце»;

  • создание Гимна техникума и его исполнение;

  • создание на базе техникума вокальной студии краевого масштаба, с целью проведения своих вокальных конкурсов;

  • выездные выступления на всероссийские и международные вокальные конкурсы и фестивали.