Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Педсовет ««Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Разработала заместитель директора
по воспитательной работе
Петрухина Ирина Леонидовна
Детей нет – есть люди,
но с иным масштабом понятия,
иным запасом опыта, иными
впечатлениями, иной игрой чувств.
ПОМНИ, что мы их не знаем.
Ш.А.Амонашвили
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Он - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребёнка, становления его мировоззрения.
Тема нашего педсовета «Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя». Я считаю, результат нашей с вами работы в наших руках, т.е. полностью зависит от нас.
Являясь одновременно учителем и воспитателем в одном и том же классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями широкого профиля. Древнегреческий философ Платон считал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Классный руководитель в нашем понимании, сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;
защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим коррекцию процесса его социализации;
помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, профессиональной ориентации;
создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.
Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и функций по организации и осуществлению нравственного воспитания уч-ся требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С.Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности классного рук-ля это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая уч-ся в разнообразную практическую деят-ть, он может закалять характер уч-ся, формировать у них устойчивые, положительные, нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений.
Классные руководители Крюкова Л.К. (5А), Широбокова Р.Н.(5Б) отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания, новым требованиям ФГОС.
Реализуя свою профессиональную роль педагога-воспитателя, классные руководители 6А класса Борисенко Г.В., 7Б класса Лыкова В.И. ориентированы на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учеников класса. Они занимают позицию значимого взрослого в детском сообществе.
Мы видим, что наши классные руководители выполняют множество ролей:
роль социально-педагогического гаранта безопасности, целостности и самостоятельности личности учащегося (так называемого кризисного менеджера по управлению рисками в классе);
роль администратора по управлению педагогами, причастными к работе с классом;
роль администратора – организатора образовательного процесса в классе;
роль рефлексирующего профессионала в областях психологии и педагогики, координации и солидарного управления.
Главная роль классного руководителя – быть режиссёром воспитательного процесса в классе. Это ещё раз доказали Пёхова В.Я. (10А) класс, Масалова О.А. (9А) класс, Тубольцева Т.П. (8Б) класс. Классные руководители не навязывают воспитанникам своё мнение, если его советы порождают приспособляемость, страх. В этом случае становится невозможным адекватное личностное развитие школьника. Классные руководители дают каждому учащемуся возможность самому строить свою «школьную жизнь». Между классным руководителем и учениками его класса установлены доверительные отношения, что подразумевает открытое и честное поведение классного руководителя. Данная работа присутствует в деятельности Балашовой М.В. (8А), Алфёровой А.М. (6Б), Чевычеловой И.В. (7В), Горяйновой Н.В. (9Б).
В связи с этим уместно вспомнить притчу Плутарха о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же вопрос:
- Чем ты занимаешься?
Один ответил так:
- Везу эту проклятую тачку.
Другой работник сказал:
- Зарабатываю себе на хлеб.
Третий воодушевлённо провозгласил:
- Строю прекрасный храм!
В этой притче древнегреческий философ противопоставляет мотивы, которыми руководствуются работники, совершая одинаковый физический труд.
Для одного такой труд – изнурительная обязанность; для другого – средство к существованию; для третьего – радость созидания.
Радость созидания, особенно творческого труда, служит источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле наших классных руководителей. Это ещё раз доказывают классные часы Коноревой Е.С. (11А), Иевлевой Г.А. (7А).
В своей работе классные руководители используют следующие виды деятельности:
познавательные беседы, классные часы.
игровая деятельность (игра, диалоговая рефлексия, тренинги, игровая ситуация, круглый стол, диспут, викторина)
проектная деятельность (исследовательский проект, коллективный проект)
туристско – краеведческая деятельность (экскурсии в историко-краеведческие музеи города, области, по местам боевой славы, ознакомительная экскурсия к памятнику воинам – односельчанам)
творческая деятельность( конкурсы, выставки, фестивали)
проблемно-ценностное общение(встречи с ветеранами ВОВ, с интересными людьми)
социальное творчество (коллективное творческое дело, акции, операция «Поезд добрых дел»)
проблемно – ценностное общение с семьёй (семейный клуб, консультации)
Из перечисленных видов деятельности имеют место как традиционные, так и новые виды, например, проектная деятельность, требующие особой подготовки, как классного руководителя, так и всего класса. Но в каждом виде деятельности классный руководитель может реализоваться творчески. Творчество – это необходимое условие становления самого педагога, его самопознания. Сущность педагогического творчества заключается в сочетании умения при реализации проекта действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях. Творчество классного руководителя – это нередко стихийная или определённым образом организованная практическая деятельность. Цель творческого поиска – способствовать развитию личности учащегося. Тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных, овладеть мастерством может каждый. Опыт классных руководителей Волобуевой В.В. (7Г), Рыбко М.Н. (9Г) Широбоковой Р.Н. (5Б) класс, Лыковой В.И. (7Б), Борисенко Г.В. (6А), выросший из их профессиональной интуиции, углубленный и отточенный до мастерства, позволяет создать свою индивидуальную воспитательную систему.
Всё в этой жизни меняется, причём постоянно. Поэтому, если сравнивать детей 20 лет, 10 лет и сейчас – это совершенно разные поколения. Поэтому требуется постоянно искать что-то новое, учиться вмести с детьми. И педагоги Крюкова Л.К. (5А), Алфёрова А.М. (6Б), Ярцев М.В. (9В), Пехова В.Я. (10А) ещё раз это доказали на своих классных часах. Если раньше детям было много интересно, что происходит в школе, классе, она с удовольствием занимались общественной работой, не требуя взамен ничего. То сейчас, нынешнее поколение воспитано уже в условиях новой формации, со своими жизненными устоями. Сейчас всё чаще от детей можно услышать фразу «А что мне за это будет», когда пытаемся дать им поручения.
Вот наиболее часто используемые в нашей школе формы воспитательной работы: торжественные линейки, спортивные соревнования, дни здоровья, интеллектуальная игра «Колесо фортуны», встречи, концерты, экскурсии и т.д.
На мой взгляд, если мы хотим отказаться от шаблонов в своей работе,
можно использовать интернет-ресурсы при подготовке некоторых классных часов, родительских собраний и школьных мероприятий;
принимать участие в телекоммуникационных викторинах, проектах, конкурсах целым классом, отдельными учащимися; изучать информационно-воспитательную среду других образовательных учреждений, посещая школьные сайты;
самостоятельно создавать электронные продукты;
вести качественный и количественный учёт участия ребят в жизни класса, отражать информацию в графиках, диаграммах, использовать рейтинговые системы.
Уважаемые коллеги, хочу вам напомнить советы российского педагога Вадима Ильича Слуцкого:
помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят;
отдавайте своё тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо;
играйте с детьми, веселитесь, воспринимайте своё учительство как продолжение детства.
Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех.
Г. Форд.