ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ БЕЛГОРОДЧИНЫ
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А.И.Алейник
Нельзя не согласиться с мнением профессора Н.Н.Светловской о том, что в настоящее время наблюдается дефицит спокойного доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для жизни опытом. Это выражается прежде всего в типичном осложнении отношений ребенка со взрослыми. Зачастую причиной таких осложнений является постоянная занятость родителей или отклонения в их поведении. Все это нарушает естественные социальные нормы взаимоотношений родителей и детей, и негативно сказывается на формировании детского мироощущения.
Уроки внеклассного чтения играют огромную роль в социализации младших школьников, потому что чтение, по словам В.А.Сухомлинского, является «для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни». Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь младшего школьника, чрезвычайно актуальна в настоящее время, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости, обогащается субъектный опыт подрастающего человека во взаимодействии с окружающим миром.
Безусловно, духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой, разнообразного книжного окружения и знания широкого круга книг и произведений. Прекрасным средством социализации является творчество белгородских писателей. Произведения В. Брагина, Н. Грибанова, К. Мамонтова, В. Михалёва, Н. Рыжих дают возможность показать поэтичность, красоту, точность и глубину поэтического слова, что воспитывает потребность внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его удивительную выразительность. Заостряя внимание на проблеме выбора книг для семейного чтения, я советую родителям остановить свой выбор, прежде всего, на творчестве белгородских авторов. Например, Владислава Мефодьевича Шаповалова.
Приведу пример одного из уроков внеклассного чтения, на котором учащиеся знакомились с творчеством замечательного земляка.
Тема урока: Писатели Белгородчины. В. М. Шаповалов.
Форма урока: Урок - удивление «Палитра доброты».
Задачи урока: 1. На основе высказываний В.М. Шаповалова предложить учащимся поразмышлять, почему «чтение – главнейшее условие развития человека». 2. Помочь детям почувствовать палитру удивительных простых и образных картин прозы В.М. Шаповалова. 3. Содействовать развитию умения давать оценку прочитанному, способствовать формированию читательских вкусов и обдуманному отношению по окружающему миру.
Урок начался со слов: «Сегодня мы будем говорить о волшебстве, которое делает человека сильным, мудрым и красивым».
В произведениях В.М. Шаповалова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, возвращать их детские впечатления, а детям открывает тайны природы, характеры птиц, животных, насекомых, цветов, трав и деревьев. А главное, в каждом произведении писатель показывает читателям поэтичность, точность, выразительность и глубину родного языка.
В одной из своих книг «Весны детства» В.М.Шаповалов пишет: «Читая, становишься человеком, не читая, становишься на четвереньки» [1,с. 4]. Эти слова белгородский писатель, взял эпиграфом для обращения именно к родителям, которым он советует помочь своим детям понять волшебную силу слова. Как вы думаете, почему он так сказал?
Многое, о чем писатель говорит родителям, по-моему, интересно и для детей: «Есть много способов передачи информации: звукозапись, кинематограф, телевидение и другое. Но не одно из них не сравнится по силе воздействия на развитие мышления. При прослушивании звукозаписи бездействует зрение. При просмотре готовых картин недогружается воображение. Набор кадров – лес, дом, лошадь – отпечатываются в сознании готовым изображением, без особых умственных усилий. Иное дело при чтении. Здесь самому нужно создать в воображении зримую картину в деталях – в цвете, звуке, запахе и т.д. Чтение заставляет делать мозг как бы больше оборотов … По сути, чтение – это сотворчество, а само творчество – высшая степень умственной деятельности» [1,с. 4].
В то же время Владислав Мефодьевич подчеркивает, что «чтение – тяжелейший труд, требующий максимального усилия. Телевидение – легче, бери готовое, уже кем-то переваренное» [1,с. 4].
Чтобы ответить на проблемный вопрос «Почему В.М.Шаповалов чтение считает главнейшим условием развития человека?» учащимся предлагается беседа по вопросам:
Что происходит при прослушивании звукозаписи? (Бездействует зрение.)
Что происходит при просмотре готовых картин? (Они отпечатываются в готовом виде и воображение не работает.)
Что происходит при чтении? (Человек воображает сам, создает цвет, звук, запах …)
Почему же В.М.Шаповалов чтение считает «тяжелейшим трудом»? (Потому что, чтобы понять, что написано, надо думать. А когда смотришь телевизор – берешь готовое. За тебя кто-то все продумал.)
Учитель: Как В.М. Шаповалов помогает нам понять волшебную силу слова? Каждый из вас читал его рассказы, и каждый получил задание к этому уроку подобрать то, что вас удивило, что осталось в памяти, что заставило по-особому взглянуть на окружающий мир. Сейчас зима, послушаем зимние рассказы и постараемся увидеть «живую палитру» зимы, изображенную автором в своих произведениях.
1 ученик. Я прочитала «Танюшкино солнышко». Когда были у нас сильные морозы, я вспоминала Танюшкино солнышко. Мне очень хотелось «продуть глазок в мерзлом оконце». Но у нас дома на окнах не было снежных узоров, а вот когда зимой я жила у бабушки в Мощеном, тогда что-то похожее было.
2 ученик. Я прочитала рассказ «Зеленое чудо зимы». Мне так захотелось среди сугроба увидеть, как бьет ключ. Это же настоящее чудо!
3 ученик. Я прочитал рассказ «Печати весны» и написал отзыв о нем. Рассказ начинается кратким описанием того времени, когда «приход весны затягивали холода». Как трудно птицам в это время! Им негде взять пищу. Однажды синички залетели в открытую дверь на веранду и «отведали масла». «Оставили свои следы. Видно, уж очень прижал бедняг лютый холод, так, что терпеть стало невмоготу». А Владислав Мефодьевич увидел следы синичек на масле и воскликнул: «Да это же печати весны!» Я понял, что эти печати говорят о том, как трудно живется птичкам. Но на веранде они подкрепились маслом и теперь не погибнут. В рассказе написано так: «Синицы, взяв последний рубеж, преодолели долгую зиму, известив о том человека печатями весны, напомнив о своем нелегком житье-бытье». Я считаю, что писатель «печатями весны» подсказывает нам, как мы должны поступать зимой, когда птицам негде взять пищу. Вывод из рассказа такой: «Птицам нужна наша помощь зимой».
4 ученик. Я прочитала рассказ «Терпение», в котором рассказывается о девочке Оле, которая была с дедушкой в цирке. Заметила она, что дрессировщик после каждого номера сует в рот медвежонку сахар. Оля решила, что это волшебный сахар. Однажды весной Оля обнаружила на погребице котят. Она хотела их взять, но они ощетинились и зашипели. Котята росли без людей и были дикие. Дедушка сказал, что их приручить можно только терпением. Оля была маленькая и не знала, что такое терпение. Она решила, что надо найти волшебный сахар. Когда она спрашивала про такой сахар, над ней смеялись. Дедушка стал ей подсказывать, как поступать, чтобы приручить котят. «Постепенно, изо дня в день, упорно трудясь, Оля приручила котят к себе». Я тоже считаю, чтобы в каком-то деле добиться успехов, надо проявить терпение.
- Как вы думаете, правомерно ли мы назвали наш урок-удивление «Палитрой доброты». Владислав Мефодьевич в рассказе «Живая палитра» объясняет, что палитра – это дощечка, на которой художник смешивает краски. В рассказах писателя много разных мыслей. Эти мысли как краски, которые художник соединяет, чтобы получить картину. И все картины «светятся добротой», мы ее чувствуем при чтении. Она как будто проникает в нас, настраивает поступать так, чтобы о тебе сказали добрые слова.
Таким образом, произведения В.М.Шаповалова являются эффективным средством социализации, поскольку не только интересно и доступно рассказывают об окружающем мире, но и способствуют формированию нравственно зрелой личности младшего школьника-читателя.
Литература
Шаповалов В.М. Весны детства/ В.М.Шаповалов. – Воронеж, 1995 . – 137 с.