СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Солженицына и Шаламова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для подготовки обучающихся школы закрытого типа 12 выпускного класса к творческой работе по произведениям А. Солженицына и В Шаламова. Эти произведения вызывают особый интерес у обучающихся нашей школы. 

Просмотр содержимого документа
«Творчество Солженицына и Шаламова»

Конспект урока по теме «Подготовка к творческой работе по произведениям А.Солженицына и В.Шаламова »

КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Омска

Учитель: Савельева Л.И.

Предмет, класс

литература, 12 класс

УМК

1.Учебник «Русская литература XX века. 11 класс» п/р В.В.Агеносова в 2 частях, М., «Дрофа», 2008.

2.Агеносов В.В. Русская литература XX века: Хрестоматия. 11 класс. М., «Дрофа», 2008.

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - «Русская литература XIX -ХХвв.10-11 классы» Авторы: В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский – Москва, «Дрофа», 20011 г.

Тема урока

Подготовка к творческой работе по произведениям А. Солженицына и В. Шаламова

Урок по счёту

в КТП №40, в теме «Творчество А. Солженицына и В. Шаламова» - №6.

Тип урока

Урок - обобщение и систематизация знаний по теме «Творчество А. Солженицына и В. Шаламова».

Оборудование

компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран для показа презентации урока, раздаточный материал.

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные


-обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Творчество А. Солженицына и В. Шаламова»;

-развивать познавательную активность учащихся;

-формировать умение учащихся систематизировать материал по теме, делать выводы и обобщения;

-сосредоточить внимание учащихся на

своеобразии стиля каждого из писателей, используя разные пути анализа: "вслед за автором", проблемный.

-повысить мотивацию учащихся к

учебной деятельности через

использование ИКТ;

- воспитывать гуманное отношение к людям;

- формировать любовь к литературе.

На уроке использовала следующие методы:

    • Проблемно-диалоговый (фронтальный опрос; беседа; определение темы и целей)

    • объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; работа с таблицей, тестом, схемой)

    • частично - поисковый (самостоятельная работа )



этапы

Деятельность учителя

Работа учащихся

Примечание

1

Организацион-

ный момент

Приветствие



2

Сообщение

темы и формули -

ровка

целей урока

-Тема урока (Слайд №2)

«Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»».

Формулировка целей урока: (слайд№3)

- Повторение и закрепление того, что изучено по теме.

- Расширение и углубление сведений о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о его произведении «Шинель» и о том, как представлен образ Петербурга в данной повести.





Запись числа, темы урока на доске.







- Определение главных целей урока - знать:

-основные события жизни и творчества Н.В. Гоголя, связанные с Петербургом;

-изображение Петербурга в повести «Шинель»;

-освещение темы в русской литературе.



Запись в тетрадях числа, темы урока.


Слайд №2



Слайд №3




3

Мозговой

Штурм

Этап проверки имеющихся знаний

с последующей самопровер-

кой заданий (ответы на слайде).

Дано утверждение, необходимо ответить одним слово «да» или «нет», правильное или нет представлено утверждение.

Всего 10 утверждений. Критерии оценки: за пять – шесть правильных ответов вы можете получить «3», за семь – восемь правильных ответов вы можете получить «4», за 9 - 10 правильных ответов вы можете получить «5».

Вопросы – утверждения: (слайды № 4-13)

1.Верно ли то, что зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург? (слайд№4)

2.Правда ли, что Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками, причём, окна выходили на задний двор? (слайд№5).



3. Правда ли, что Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую написал в Нежинской гимназии, а утром проснулся известным писателем? (слайд№6)

4. Правда ли, что в конце 1829 года Гоголь начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника? (слайд№7)

5.Правда ли, что Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего знакомится с Пушкиным? (слайд№8)

6. Правда ли, что сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным? (слайд №9)

7.Правда ли, что жанр произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма? (слайд№10)

8.Правда ли, что в июне 1834 года он не был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете? (слайд№11)

9. Правда ли, что Гоголь несколько раз сжигал второй том «Мертвых душ»? (слайд№12)

10. Правда ли, что в Петербурге 21 февраля 1852 года умер Гоголь? (слайд№13)

Ответы на вопросы: «да» или «нет» в порядке их поступления. (Работа ведётся в тетрадях)

Слайд№4 Слайд № 5













Слайд №6 Слайд №7

Слайд №8 Слайд №9


Слайд №10 Слайд №11

Слайд №12 Слайд №13




4.

Самопроверка теста по творчеству Гоголя

(На слайдах №14, 15 )

1. Да. 3. Нет.

2. Да. 4. Нет.

5. Да. 6. Нет.

7. Да. 8. Нет.

9. Да. 10. Нет.



Проверка ответов на вопросы

(+, -) . Выставление результатов и оценок в оценочный лист. Каждый правильный ответ – балл.

Оценка Баллы

«2» Менее 5 баллов

«3» 5-6 баллов

«4» 7-8 баллов

«5» 9-10 баллов

Слайд №14 Слайд №15


5.

Добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)




-Какое впечатление произвёл Петербург на Гоголя?

-Почему у него такие разные взгляды на Петербург?

Дополнение учителя: Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив. Если в «Ночи перед Рождеством» город выглядит скорее сказочным, волшебным, то в «Шинели» и «Ревизоре» образ города предстаёт вполне реалистичным, полным контрастов.

Во многом Гоголь видит Петербург таким, каким увидел его ранее и  А.С, Пушкин:  
«Город пышный, город бедный,  
Дух неволи, стройный вид,  
Свод небес зелено-бледный,  
Скука, холод и гранит».

Сравнение высказываний, их анализ – жизнь Гоголя в Петербурге сложилась трудно, он видел, как по-разному живут здесь люди.




Слайд №16


6.

Усвоение новых знаний (краткий анализ «Петербург-

ских повестей»).


«Петербургские повести» Н.В. Гоголя - необыкновенная книга: в ней содержится литературный портрет одного из самых таинственных городов мира, созданный гениальным пером одного из самых загадочных и проницательных писателей.




- Как долго он работал над сборником «Петербургские повести»?


-Какие повести вошли в этот цикл?











-Что их объединяет?





Учащиеся «добывают» знания, работая с материалом на слайдах,

используется хронологическая таблица, составленная ранее. Последовательному усвоению материала способствуют вопросы учителя.

«Петербургские повести» создавались с середины 1830-х до начала 1840-х годов.

«Невский проспект», «Портрет» «Записки сумасшедшего» были напечатаны в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески»; «Нос» был опубликован А.С.Пушкиным в третьем томе его журнала «Современник» за 1836 год; в 1842 году выходит первое собрание сочинений писателя, где появилась знаменитая «Шинель».

Объединяет все повести то, что они написаны на петербургскую тему.

Слайды №17 - 21






7.


Повторение материала по повести Гоголя «Шинель» (фронтальный опрос).


-Какова тема повести Гоголя «Шинель»?





-Что вы можете сказать о главном герое повести – Акакии Акакиевиче Башмачкине?


-Какова роль шинели в повести?








-Какова проблематика повести?





В чём заключается идея повести Гоголя?

Ответы на вопросы (примерные):

А) двое учащихся работают с индивидуальными заданиями:

Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».

Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек.

Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни - новая шинель.


Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека».

Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей.


Слайд №22





8.















































9.













10.






























Самостоятельная работа№1 (углубление материала) с последующей самопровер-

кой.









































Выводы по итогам самостоятельной работы №1









Самостоятельная работа№2 (углубление материала) с последующей самопровер-

кой.



Учитель организует и направляет деятельность учащихся.

Обобщение «Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города».

«Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника».

Детализация

«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп»

Юмор, ирония, сарказм

«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

Гротеск и абсурд, каламбуры

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом».




Тест

1.Петербург в повести «Шинель» изображён, как нечто:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.



2. Главная тема произведения:

а) тема человеческого страдания,

б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге,

в) отношения между бедными и богатыми.

3. В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич?

а) в самой бедной, темной, убогой

б) в богатой, роскошной, праздничной

в) между богатыми и бедными районами.

4. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста карбованцев в год жалования, это:

а) северный мороз,

б) сильный ветер,

в) жгучее солнце.

5. Главный вывод автора:

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».



Критерии для самопроверки ( на карточка):

«5» -6 ответов; «4» - 5 ответов; «3» -4, 3 ответа;

«2» - менее трёх ответов.









Какие выводы можно сделать на основе работы с тестом, используя при этом опорные выражения:

Конфликт произведения.

Тема «маленького человека».

Участники трагедии.

Дополнение учителя:

Рассказ в повести ведётся от 1го лица, и видно, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников и понимает, что о людях судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!(слайд №26)


Я предлагаю вам самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя»; (таблицы лежат на партах, распечатанные, их нужно заполнить, используя текст).


Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по пунктам:

1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга:

а) изображение людей



б) природные явления


г) сам Петербург

дополнение учителя:

обезличенный, каменный; не сочувствует, лжёт, убивает.


2) Место и время действия, пространство города

Самостоятельная

работа № 1 :

1) с литературоведческим словарём (обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры);

2) находит примеры и готовит их к представлению материала.

-Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку


Б) самостоятельная работа остальных учащихся с текстом, доказательства из текста, самопроверка.




- при изображении Петербурга.


-В самой бедной, темной, убогой.


-Роскошным, освещённым, богатым.

- Отношение к нему как к «маленькому человеку». -Петербург против героя, даже погода способствует его уничтожению.

Самопроверка и самооценка знаний учащимися.

Представление учащимися подготовленного материал. Оценка их ответов учащимися.

Выставление оценок в лист самооценки.



(Примерные ответы):- Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения.

-Тема «маленького человека» родилась именно в петербуржском климате, который ускорил смерть чиновника.

-Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербуржский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. (слайд №25)



Самостоятельная работа учащихся, заполнение таблицы (приложение№1). Примерные ответы учащихся в таблице (приложение№2 – с обратной стороны таблицы для самопроверки)



- нет лиц, нет имен; в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, сама шинель и фантастический мертвец;

- петербургский мороз, ветер, стихия;

- темные лестницы, мрачные улицы, многоквартирные дома, сам город; отдельное государство;


- нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни;

- это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми; всё погружено в безмолвие.



























Слайд №23

Слайд№ 24










Слайд№25


Слайд№26

































11.

Проверка работы, выполненной в таблицах.

Даются примерные ответы.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Критерии оценки: «5»- 16-18 баллов; «4» - 13-15 баллов; «3» - 9-12 баллов.

Самооценка выполненной работы, выставление оценок в оценочный лист.


12.

Обобщение, выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»

Слово учителя: (слайд №27)

  • Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. В то же время мы видим, как сам Петербург становится самостоятельным персонажем.

  • Тема «маленького человека» родилась именно в петербургском климате, который ускорил смерть чиновника. Гоголь показал и жизнь высшего сословия, которого не трогает жизнь простого человека. О людях здесь судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!

Становится ясно, что Петербург – город контрастов и противостояния.

  • Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербургский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Гоголь показывает, что Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.





Учащиеся выбирают главное из слов учителя, делают краткие выводы, записывают их в тетради. (слайд№28)

  • Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.

  • Петербург – город резких контрастов и противостояния.

  • Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.

  • Зачитываются ответы.



Слайд№27 Слайд №28








12

Сообщение учащегося, ранее подготовившего материал по теме «Образ Петербурга в русской литературе».


Тема Петербурга в русской литературе

  • Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы («Петербургская повесть»)

  • Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя:

“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” – слова Достоевского подтверждаются произведениями («Бедные люди»), «Неточка Незванова», «Преступление и наказание»…

  • Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.


Производят краткую запись в тетрадях (фамилии авторов – название произведений).

Слайд №29



Слайд №30

11.

Итог урока, оценка ответов обучающихся.

Итог урока

  • О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

  • Достигли ли мы поставленных целей?

  • Учитель комментирует устные ответы учащихся; оценки будут выставлены после с учётом работы на уроке устно и оценок в оценочных листах.



Подводят итог урока:

-Мы говорили о том, как изображён образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

-Да, достигли, мы вспомнили основные события жизни и творчества Н.В. Гоголя, связанные с Петербургом;

-вели разговор об изображении Петербурга в повести «Шинель»;

-узнали об освещении темы в русской литературе.




Слайд № 31.





























Самостоятельная работа №1 Критерии для самопроверки ( на карточка): «5» -6 ответов; «4» - 5 ответов; «3» -4, 3 ответа;

«2» - менее трёх ответов.

п/п

Вопросы для самостоятельной работы № 1

Краткие ответы на вопросы к самостоятельной работе №1

Количество баллов

1



2





3



4



5



6








  • Где происходит действие повести?




  • Одинаково ли по социальному положению общество, изображённое Гоголем?





  • В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич?



  • Каким видит Петербург герой, когда идёт в гости?



  • Каковы причины смерти героя?





  • Какова роль Петербурга в жизни героя?















Итого



Проверка самостоятельной работы №1 Критерии для самопроверки ( на карточка): «5» -6 ответов; «4» - 5 ответов; «3» -4, 3 ответа;

«2» - менее трёх ответов.

Вопросы для самостоятельной работы № 1

Краткие ответы на вопросы к самостоятельной работе №1 (для самопроверки)

Количество

баллов

  • Где происходит действие повести?




  • Одинаково ли по социальному положению общество, изображённое Гоголем?



  • В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич?



  • Каким видит Петербург герой, когда идёт в гости?



  • Каковы причины смерти героя?




  • Какова роль Петербурга в жизни героя?




- В Петербурге.



-Общество разное – это показано при изображении Петербурга.



-В самой бедной, темной, убогой.



-Роскошным, освещённым, богатым.



- Отношение к нему как к «маленькому человеку».


-Петербург против героя, даже погода способствует его уничтожению.









Итого









Задание для самостоятельной работы №2 – таблица. «Литература. Русская классика. 9 класс». Хрестоматия к учебнику- практикуму для

общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И. Беленького. М. Мнемозина, 2012 год.

№п/п



Тема


Страницы

Задание: самостоятельно поработайте над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя». Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по предложенным пунктам (не менее четытрёх на каждый пункт). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Критерии оценки: «5»- 15- 16 баллов; «4» - 12-14 баллов; «3» - 8-11 баллов.

Количество баллов

1.








1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга:


а) изображение людей




в) природные явления



г) сам Петербург







85, 101, 103, 104, 105,106, 111, 114



Стр.83, 88, 90, 114



Стр. 89, 91, 101, 109






2.

Место и время действия, пространство города



Стр.83, 103, 115



Итого:






Ответы для самопроверки самостоятельной работы №2. «Литература. Русская классика. 9 класс». Хрестоматия к учебнику- практикуму для

общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.И. Беленького. М. Мнемозина, 2012 год.

№п/п



Тема


Страницы

Задание: самостоятельно поработайте над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя». Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по предложенным пунктам (не менее четырёх на каждый пункт). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Критерии оценки: «5»- 15- 16 баллов; «4» - 12-14 баллов; «3» - 8-11 баллов.

Количество баллов

1.








1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга:


а) изображение людей



в) природные явления


г) сам Петербург







85, 101, 103, 104, 105,106, 111, 114

- нет лиц, нет имен; в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, сама шинель и фантастический мертвец.

Стр.83, 88, 90, 114

петербургский климат, петербургское серое небо, северный мороз, порывистый ветер, клочки снега, стихия.


Стр. 89, 91, 101, 109

маленькие квартирки, спиртуозный воздух, чёрные лестницы, пустынные улицы с тощим освещением, многоквартирные дома, переулки. сам город, отдельное государство




2.

Место и время действия, пространство города



Стр.83, 103, 115

нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни; это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми; всё погружено в безмолвие.


Итого:





ЛИСТОК УЧАЩЕГОСЯ

Ф.И.__________________________________________________________________________________________________________________________

ЧИСЛО________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА: ________________________________________________________________________________________________________________________



№ задания

Задание №1

(тест – слайд № )

Задание №2

(таблица к заданию №2)

Задание №3

(таблица к заданию №3)

Итоговая оценка (среднеарифметический балл)

Оценка ответов

Количество баллов

Оценка

Количество баллов

Оценка

Количество баллов

Оценка


«5»

9-10


6


15-16


«4»

7-8


5


12- 14


«3»

5-6


3-4


8-11


«2»

Менее 5


Менее 3


Менее 8


Итого







Скачать

© 2018 581 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!