3 | Мозговой Штурм Этап проверки имеющихся знаний с последующей самопровер- кой заданий (ответы на слайде). | Дано утверждение, необходимо ответить одним слово «да» или «нет», правильное или нет представлено утверждение. Всего 10 утверждений. Критерии оценки: за пять – шесть правильных ответов вы можете получить «3», за семь – восемь правильных ответов вы можете получить «4», за 9 - 10 правильных ответов вы можете получить «5». Вопросы – утверждения: (слайды № 4-13) 1.Верно ли то, что зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург? (слайд№4) 2.Правда ли, что Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками, причём, окна выходили на задний двор? (слайд№5).
3. Правда ли, что Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую написал в Нежинской гимназии, а утром проснулся известным писателем? (слайд№6) 4. Правда ли, что в конце 1829 года Гоголь начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника? (слайд№7) 5.Правда ли, что Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего знакомится с Пушкиным? (слайд№8) 6. Правда ли, что сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным? (слайд №9) 7.Правда ли, что жанр произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма? (слайд№10) 8.Правда ли, что в июне 1834 года он не был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете? (слайд№11) 9. Правда ли, что Гоголь несколько раз сжигал второй том «Мертвых душ»? (слайд№12) 10. Правда ли, что в Петербурге 21 февраля 1852 года умер Гоголь? (слайд№13) | Ответы на вопросы: «да» или «нет» в порядке их поступления. (Работа ведётся в тетрадях) | Слайд№4 Слайд № 5
Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13
|
7. | Повторение материала по повести Гоголя «Шинель» (фронтальный опрос). | -Какова тема повести Гоголя «Шинель»? -Что вы можете сказать о главном герое повести – Акакии Акакиевиче Башмачкине? -Какова роль шинели в повести? -Какова проблематика повести? В чём заключается идея повести Гоголя? | Ответы на вопросы (примерные): А) двое учащихся работают с индивидуальными заданиями: Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека». Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек. Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни - новая шинель. Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. | Слайд №22 |
8. 9. 10. | Самостоятельная работа№1 (углубление материала) с последующей самопровер- кой. Выводы по итогам самостоятельной работы №1 Самостоятельная работа№2 (углубление материала) с последующей самопровер- кой. | Учитель организует и направляет деятельность учащихся. Обобщение «Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города». «Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника». Детализация «И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп» Юмор, ирония, сарказм «Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Гротеск и абсурд, каламбуры «Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Тест 1.Петербург в повести «Шинель» изображён, как нечто: а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое. 2. Главная тема произведения: а) тема человеческого страдания, б) жизнь мелкого чиновника в Петербурге, в) отношения между бедными и богатыми. 3. В какой части Петербурга живёт Акакий Акакиевич? а) в самой бедной, темной, убогой б) в богатой, роскошной, праздничной в) между богатыми и бедными районами. 4. Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста карбованцев в год жалования, это: а) северный мороз, б) сильный ветер, в) жгучее солнце. 5. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения, б) он продукт бесчеловечного государства, в) он сам виноват в своей «малости». Критерии для самопроверки ( на карточка): «5» -6 ответов; «4» - 5 ответов; «3» -4, 3 ответа; «2» - менее трёх ответов. Какие выводы можно сделать на основе работы с тестом, используя при этом опорные выражения: Конфликт произведения. Тема «маленького человека». Участники трагедии. Дополнение учителя: Рассказ в повести ведётся от 1го лица, и видно, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников и понимает, что о людях судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!(слайд №26) Я предлагаю вам самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя»; (таблицы лежат на партах, распечатанные, их нужно заполнить, используя текст). Вам необходимо выбрать слова – образы, слова – характеристики по пунктам: 1) Действующие лица, помогающие раскрыть образ Петербурга: а) изображение людей б) природные явления г) сам Петербург дополнение учителя: обезличенный, каменный; не сочувствует, лжёт, убивает. 2) Место и время действия, пространство города | Самостоятельная работа № 1 : 1) с литературоведческим словарём (обобщение, детализация, юмор, ирония, сарказм, гротеск, абсурд, каламбуры); 2) находит примеры и готовит их к представлению материала. -Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку Б) самостоятельная работа остальных учащихся с текстом, доказательства из текста, самопроверка. - при изображении Петербурга. -В самой бедной, темной, убогой. -Роскошным, освещённым, богатым. - Отношение к нему как к «маленькому человеку». -Петербург против героя, даже погода способствует его уничтожению. Самопроверка и самооценка знаний учащимися. Представление учащимися подготовленного материал. Оценка их ответов учащимися. Выставление оценок в лист самооценки. (Примерные ответы):- Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. -Тема «маленького человека» родилась именно в петербуржском климате, который ускорил смерть чиновника. -Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербуржский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. (слайд №25) Самостоятельная работа учащихся, заполнение таблицы (приложение№1). Примерные ответы учащихся в таблице (приложение№2 – с обратной стороны таблицы для самопроверки) - нет лиц, нет имен; в повести действуют шляпки, шинели, мундиры, кареты, сама шинель и фантастический мертвец; - петербургский мороз, ветер, стихия; - темные лестницы, мрачные улицы, многоквартирные дома, сам город; отдельное государство; - нет конкретного департамента, нет времени, все предопределено суровыми условиям жизни; - это страшная сила, серая, мрачная, повелевающая людьми; всё погружено в безмолвие. | Слайд №23 Слайд№ 24 Слайд№25 Слайд№26 |