Творческая деятельность личности
как психолого-педагогическая проблема
Макарчева Жанна Владимировна
Студент магистратуры ФГБОУ ВО
«Мичуринский государственный
аграрный университет»
Из специальной литературы известно, что деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир [Краткий психологический словарь, 1999].
Для дальнейших рассуждений относительно проблемы настоящего исследования, нам обходимо дать определения понятию «творческая активность младших школьников». Традиционно понятие «творческая деятельность младших школьников» трактуется как «продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом» [Скаткин, 1984]. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».
Суждения исследователей по поводу того, что считать творчеством, являются противоречивыми и неоднозначными. Так, в повседневной жизни творчеством принято называть, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов; в-третьих, научное познание, созидание разума; в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.
Общенаучные источники определяют творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее» []. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективный характер ценности признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективный характер ценности продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества является новым не сам по себе, объективно, а является новым для человека, впервые создавшего данный продукт [Махмутов, 1985]. Заметим, что в категорию субъективных ценностей попадают большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок.
В исследованиях зарубежных ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов []. Также следует отметить, что способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. По мнению П. Торренса, в структуре творческой деятельности можно выделить восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку их модификацию и нахождение результатов [].
Отечественные исследователи отмечают, что творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее неизвестное. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» [Скаткин, 1984]. Согласно мнению И.В. Львова, творчество - это не всплеск эмоций; творчество неотделимо от знаний и умений; эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [Львов, 2003].
Доказано, что творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Становится очевидным, что эффективность формирования и развития творческих черт личности учащегося во многом зависит от умения педагогов организовывать данный вид деятельности.
Можно констатировать, что творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, а также - высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Отметим, что творчество младшего школьника подразумевает хотя бы минимальное отступление от образца в процессе самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков.
Доказано, что для успешного овладения творчеством необходимы способности. Традиционно «способность» определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Индивидуальная мера выраженности способностей оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности деятельности человека [Шадриков, 1996].
Существует обоснованное мнение, что «способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Например, нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память» [Шадриков, 1996].
Творческие способности не являются новым предметом исследования. Проблема формирования человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Отметим, что в литературе нет единого подхода к определению сущности творческих способностей, а также взаимосвязи творческих способностей с интеллектом. Высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Таненбаум и др.). Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность является самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Груббер, Я.А. Понаморев, К. Тейлор). Существует и третья точка зрения, согласно которой высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р. Стенрнберг, Л. Термен).
Проблема формирования творческих способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. Под способностями понимаются определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Замечено, что анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие []. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Отметим, что Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности[39].
Согласно мнению И.Я. Лернера, творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей. При этом помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться: удивляться всему, будто видит все в первый раз.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам Б.М. Теплова, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для подобного обучения. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (относиться к ним не критически). Отмечено, что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.
В свою очередь К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. Так, согласно данному мнению, творческие способности развиваются, прежде всего, в творческой деятельности, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.
Суть творчества, по мнению Н.М. Конышевой, заключается в способности червяка преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.
Следует отметить, что с психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей учащихся, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и обладают огромным желанием познавать окружающий мир. Безусловно, что родители, поощряя любознательность ребенка, сообщая детям знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Как известно, накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Полагаем, что данное качество необходимо развивать разными доступными способами. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Очевидно, что младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
Ряд психологов связывают способности человека к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с целью рассмотрения как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом. Также подобные люди способны формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Доказано, что для успешного применения творческих способностей, развития творческих составляющих, необходима правильно организованная творческая деятельность, и как следствие, ее активизация. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению В.А. Левина, благодаря соблюдению следующих принципов:
1) исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
Доказано, что творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Отметим, что для успешного овладения творчеством необходимы способности. Одним из важных условий формирования творческих способностей является творческий характер деятельности. Заметим, что творческая деятельность, особенно в начальной школе, должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности.
Таким образом, творческая деятельность личности изучается в разных направлениях, уточняется сущность творчества, выявляются признаки креативности, создаются психологические портреты творческой личности, исследуются творческие способности и творческое мышление, анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека. Начальная школа является благоприятным периодом для развития творческого воображения учащихся. Младший школьный возраст даёт возможности для развития способностей к творчеству.
Список использованной литературы
Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко / под общ. ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности ученика на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 21-26.
Махмутов, М.И. Современный урок и пути его организации: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1985. - 368 с.
Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1984. – 490 с.
Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.