Чебакина Т.Э.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №34»
Творческие мастерские на уроках литературы
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Творческие мастерские (педагогические мастерские) появились в практике отечественной школы в начале 90-х годов. Петербургские методисты и учителя-словесники И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, О.Л. Смирнова и другие проводили учебные занятия по литературе, развитию речи в виде мастерских письма.
Название было взято от французского слова «ателье» - так педагоги из французской организации «Новое образование» называют мастерские письма.
Описания педагогической мастерской как технологии появились в начале 2000-х годов, позже данная технология была включена в «Энциклопедию образовательных технологий» Г.К. Селевко (2004).
В условиях принятия новых стандартов образования, где учитель, по установке, должен быть не лектором, а организатором деятельности учащихся, мастерские представляются просто необходимыми. Как технология построения знаний педагогическая мастерская использует многие другие технологии и методики на уровне приемов, методов, заданий.
Мастерские используют на любом этапе изучения материала, они легко вписываются в программу, для них не нужно искусственно придумывать темы, как бывает со многими другими технологиями.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:
1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.
Что дает построение занятий по типу мастерской для обучения литературе:
- Мастерские обучают умению ставить вопросы и понимать, что правильно спросить важнее, чем ответить;
- Обучают понимать, что ответы на одни и те же вопросы могут быть разные с разных точек зрения;
- Организуют современное прочтение классики;
- Актуализируют прочитанный текст, делают его нужным, важным для читателя;
- Интегрируют все имеющиеся у ученика знания на основе возникающей личной потребности;
- Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения;
- Организуют и стимулируют общение по научным, этическим, социальным, психологическим проблемам, оказывают воспитывающее воздействие.
Мастерская – не просто новый вид урока, это новый тип отношений между учителем и учащимися, совместно открывающими новый и самостоятельный путь ученика. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
«Мастерская педагогическая –это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (Мухина И.А.)
Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.
Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.
Для успешного построения мастерской необходим алгоритм.
Одним из важнейших условий при создании мастерской является отбор материала: он должен быть проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом этапе занятия учащиеся смогут пережить разрыв в знаниях – открытие, недоумение, потрясение и озарение, что и делает мастерскую успешной.
Для изучения педагогической мастерской как технологии можно обратиться к источникам:
Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.-М.: Просвещение, 2013.
Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: диссертация.- Спб., 2000.
Мухина И.А. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: книга для учителя.- Спб., 2002.
Алгоритм мастерской построения знаний
1 этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Это задание опирается на личный опыт учащихся и связано со смыслом дальнейшей деятельности. Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской.
2 этап – деконструкция и реконструкция – связан с созданием индивидуально или в группе творческого проекта. Можно использовать анализ текста и создание на его основе собственного. Каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
3 этап – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам. Происходит самооценка, освоение чужих открытий, сопоставление результатов. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
4 этап – рефлексия. На этом этапе у участников появляется потребность в новом или дополнительном знании – информационный запрос.
Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование. Творчество. Коллективное творчество.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.), т.е. продукт коллективного творчества со следующей структурой:
-круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
-творческие работы на компьютере;
-собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.)
Законы мастерской
- Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)
- Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие;
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний, похвалы. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;
- Предоставление свободы освещения темы и способа работы в рамках принятых правил;
- Значительный элемент неопределенности в заданиях;
- Диалог – главный принцип сотрудничества;
- Ограничение деятельности педагога как авторитета. Педагог формулирует задание, поясняет его, но не отвечает на вопросы.
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
- Развивают интерес к литературе;
- Активная работа со словом;
- Решение проблемы самостоятельного и спонтанного письма, в том числе на экзаменах по разным предметам.
- Развитие образного мышления и понимания художественной литературы.
- Развитие регулятивных и коммуникативных УУД, информационной компетентности.