СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология «Педагогические мастерские»  создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская на уроках литературы»

Чебакина Т.Э.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №34»



Творческие мастерские на уроках литературы


Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.

При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.

А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.

Творческие мастерские (педагогические мастерские) появились в практике отечественной школы в начале 90-х годов. Петербургские методисты и учителя-словесники И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, О.Л. Смирнова и другие проводили учебные занятия по литературе, развитию речи в виде мастерских письма.

Название было взято от французского слова «ателье» - так педагоги из французской организации «Новое образование» называют мастерские письма.

Описания педагогической мастерской как технологии появились в начале 2000-х годов, позже данная технология была включена в «Энциклопедию образовательных технологий» Г.К. Селевко (2004).

В условиях принятия новых стандартов образования, где учитель, по установке, должен быть не лектором, а организатором деятельности учащихся, мастерские представляются просто необходимыми. Как технология построения знаний педагогическая мастерская использует многие другие технологии и методики на уровне приемов, методов, заданий.

Мастерские используют на любом этапе изучения материала, они легко вписываются в программу, для них не нужно искусственно придумывать темы, как бывает со многими другими технологиями.

Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Что дает построение занятий по типу мастерской для обучения литературе:

- Мастерские обучают умению ставить вопросы и понимать, что правильно спросить важнее, чем ответить;

- Обучают понимать, что ответы на одни и те же вопросы могут быть разные с разных точек зрения;

- Организуют современное прочтение классики;

- Актуализируют прочитанный текст, делают его нужным, важным для читателя;

- Интегрируют все имеющиеся у ученика знания на основе возникающей личной потребности;

- Формируют познавательные запросы для дальнейшего обучения;

- Организуют и стимулируют общение по научным, этическим, социальным, психологическим проблемам, оказывают воспитывающее воздействие.

Мастерская – не просто новый вид урока, это новый тип отношений между учителем и учащимися, совместно открывающими новый и самостоятельный путь ученика. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

«Мастерская педагогическая –это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» (Мухина И.А.)

Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.

Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.

По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие.

Для успешного построения мастерской необходим алгоритм.

Одним из важнейших условий при создании мастерской является отбор материала: он должен быть проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом этапе занятия учащиеся смогут пережить разрыв в знаниях – открытие, недоумение, потрясение и озарение, что и делает мастерскую успешной.

Для изучения педагогической мастерской как технологии можно обратиться к источникам:

Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы.-М.: Просвещение, 2013.

Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: диссертация.- Спб., 2000.

Мухина И.А. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: книга для учителя.- Спб., 2002.

Алгоритм мастерской построения знаний

1 этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Это задание опирается на личный опыт учащихся и связано со смыслом дальнейшей деятельности. Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской.

2 этап – деконструкция и реконструкция – связан с созданием индивидуально или в группе творческого проекта. Можно использовать анализ текста и создание на его основе собственного. Каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

3 этап – социализация, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам. Происходит самооценка, освоение чужих открытий, сопоставление результатов. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

4 этап – рефлексия. На этом этапе у участников появляется потребность в новом или дополнительном знании – информационный запрос.

Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.), т.е. продукт коллективного творчества со следующей структурой:

-круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

-творческие работы на компьютере;

-собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.)

Законы мастерской

- Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

- Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие;

- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний, похвалы. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;

- Предоставление свободы освещения темы и способа работы в рамках принятых правил;

- Значительный элемент неопределенности в заданиях;

- Диалог – главный принцип сотрудничества;

- Ограничение деятельности педагога как авторитета. Педагог формулирует задание, поясняет его, но не отвечает на вопросы.


Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

- Развивают интерес к литературе;

- Активная работа со словом;

- Решение проблемы самостоятельного и спонтанного письма, в том числе на экзаменах по разным предметам.

- Развитие образного мышления и понимания художественной литературы.

- Развитие регулятивных и коммуникативных УУД, информационной компетентности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!