СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская. Стихотворные размеры.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры 

 

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская. Стихотворные размеры.»

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры 


Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;

  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;

ХОД УРОКА

1. ОГМОМЕНТ.

2. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа.

Стопа - это последовательность одного или нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ .


Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить…

так говорит Пушкина в своем романе "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении.

Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет.

Цель нашего урока: вспомнить двусложные размеры, познакомиться с трехсложными.

3. Актуализация знаний.

Вспомним, какие двусложные размеры мы уже изучили?

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

1. ХОРЕЙ

ВЕтер, вЕтер, ты могУч

ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/


ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой) размер с ударными нечетными слогами стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

2) ЯМБ

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:

(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с ударными четными слогами стиха.

Самый употребительный из размеров.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.


Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!

СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною

МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _


Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.

2. Следующий стихотворный размер - это амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

На гОлой вершИне соснА

И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим

ОдЕта, как рИзой, онА.

(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/


Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. 


3. АНАПЕСТ

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных

РоковАя о гИбели вЕсть.

Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,

ПоругАние счАстия Есть.

(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)


Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять.

Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие.

Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ.

Мчатся тучи, вьются тучи; 

Невидимкою луна 

Освещает снег летучий; 

Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури! 

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой 

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой 

Вешнюю леса красу...

С холоду щёки горят, 

Любо в лесу мне бежать, 

Слышать, как сучья трещат, 

Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых, 

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко 

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим 

Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори! 

Как эта лампада бледнеет 

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет 

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий 

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далёкой? 

Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана, 

Лишь звёзды блеснут в небесах, 

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.