СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Творческая самореализация ученика через исследовательскую деятельность на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для работы в 9-м коррекционном классе, где ведутся  занятия курса «Твоя профессиональная карьера». Представлены и рассмотрены варианты   исследовательской деятельности на примере выполнения творческого проекта «Мой выбор».

Просмотр содержимого документа
««Творческая самореализация ученика через исследовательскую деятельность на уроках технологии»»

«Творческая самореализация ученика через исследовательскую деятельность на уроках технологии»

Основной целью моей педагогической деятельности является развитие творческих способностей, логического мышления, формирование социального опыта учащихся, оказание помощи учащимся в выборе дальнейшего жизненного пути, предоставлении возможности самореализации личности каждого ребенка.

Одним из принципов моей педагогической работы является: «Обучая - воспитывай, воспитывая - обучай». Я согласен с В.А. Сухомлинским , что нет более важной работы чем « творение человека», поэтому, работая с ученическим коллективом, стараюсь видеть в каждом учащемся личность, помочь личности познать себя и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Я считаю, что алгоритм любого исследования должен выглядеть так:

1.Для начала, необходимо сформулировать тему исследования, которая должна быть оригинальной, интересной, реально выполнимой. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не утомляя ученика и не снижая его интереса к познанию.

2.Когда ученик определился с интересующей его темой, начинается сбор информации по интересующей его теме. Полученная информация, добытые факты анализируются.

3.В ходе анализа, размышлений возникают новые вопросы, неясности, проблемы. Для решения этих проблем вырабатывается ряд гипотез, которые и надо подтвердить или опровергнуть различными методами исследования (просмотреть специальную литературу, воспользоваться компьютером, провести эксперимент, проверить гипотезу на практике или просто понаблюдать, описать).

4. В итоге, делается вывод, и ученик приходит к определенному результату, открытию.

Такая деятельность несет реальную пользу и ученику и учителю. Ученик реализуется как исследователь, «первооткрыватель», а учитель достигает одной из самых важных образовательных целей – развития творческих способностей учащихся, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков, через самостоятельную, активную деятельность, самореализации формирующейся личности.

Если исследовательская деятельность увлекла ученика на уроках, границы исследований можно расширить, предложив ему создание исследовательского или научного проектов.

Проект – это и есть результат вашей педагогической деятельности, по формированию у ученика умения активно и самостоятельно добывать знания.

Проектная деятельность может выводить ученика далеко за рамки урока и даже предмета, так как проблема, положенная в основу проекта, обычно берется из окружающей нас действительности, из жизни.

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, актуализация потребности в творческой самореализации, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие, результат исследования), оформленное описание проекта (пояснительная записка к творческому проекту, реферат)

В 9к (коррекционном) классе ведутся занятия курса «Твоя профессиональная карьера», где исследовательская деятельность прослеживается на примере выполнения творческого проекта «Мой выбор», который является и эффективной формой систематизации и углубления профориентационных знаний и умений учащихся. Направления исследовательской работы в ходе выполнения проекта таковы:

  • значение выбора профессии в жизни человека и общества: сущность и этапы профессионального самоопределения, ситуация выбора профессии “хочу-могу-надо“, возможные последствия неправильного выбора профессии для личности и общества, типичные ошибки при выборе профессии, основные правила выбора профессии, мои жизненные ценности, смысл и цель жизни;

  • мои профессиональные способности и возможности. Здесь учащиеся отражают результаты диагностики таких своих профессионально важных характеристик, как профессиональные интересы и склонности, состояние здоровья, темперамент, уровень самооценки;

  • моя будущая профессия и карьера, предполагаемая профессия, её формула и профессиограммма, мотивы выбора профессии , кто оказал наибольшее влияние, степень своей пригодности к ней, согласованность профнамерения с родителями, способ её приобретения, перспектива профессионального роста, предполагаемый заработок.


Исследования учащихся по перечисленным направлениям способствуют самоактуализации подростка, стремлению к самоопределению и увеличению познавательной социальной активности ребенка. Вот здесь и начинается творческий поиск, активная деятельность учащихся.

Если исследовательская деятельность увлекла ученика на уроках, границы исследований можно расширить, предложив ему создание исследовательского или научного проектов.

На уроках технологии во всех классах, где я работаю (5-9 классы), я вижу очень много возможностей стимулировать творческий потенциал учащихся. Потому что урок, в моем понимании, не застывший айсберг догмы (формы) в обучении, а процесс руководства к действию, то есть созиданию, творчеству, проектированию, изготовлению продукта. Если касаться сферы художественной технологии (ремесла), то духовно-материального продукта, который и душу греет, и полезен в быту. Таким образом, урок рассматривается мной как процесс дизайна. Здесь я предоставляю себе широкое поле деятельности для использования различных педагогических приемов с целью развития творческого мышления ребенка:

-         общение с искусством (форма и метод для развития коммуникативной культуры личности и формирования ее духовного пространства);

-         художественно-образный метод познания;

-         педагогическая диагностика (метод Л.П.Масловой). Замер склонности ребенка к

-         логическому и художественному познанию мира;

-         взаимообучение учителя и ученика.

Способности детей проявляется в различных видах, например, умении быстро схватывать учебную информацию, умении рисовать, создавать оригинальные поделки из различных подручных материалов, умение фантазировать, пространственно представлять сравнительно сложные конструкции и т.д. Одна из важнейших функций учителя технологии, художественных ремесел, – суметь выявить и поддержать задатки, зарождающиеся качества многогранной творческой личности на всех, особенно ранних этапах обучения.

  В обучении, я считаю, чрезвычайно важно учесть индивидуальные интересы и способности учащихся, подобрать интересные, актуальные поделки, дать психологическую установку на успех – на занятиях создается атмосфера сотрудничества, ребята помогают друг другу. Важно также применять современные методы и средства обучения.

    Определяющим фактором в развитии цивилизации становится умение человека оперировать информацией. Под воздействием научно-технического прогресса возникают новые тенденции в обучении: пересмотр программ, усиление межпредметных связей, использование современной техники наряду с традиционными средствами. Школьник должен быть уверен, что постигаемое им сегодня – современно, применимо в его жизни, в быту, поможет ему адаптироваться к современной жизни.

Я считаю, чтобы ребенок имел как можно больше возможностей самореализации в процессе обучения, деятельность учителя и учащихся может и должна опираться на современные технологии. Компьютер и периферийные устройства существенно расширяют возможности работы, что полезно использовать в технологическом обучении. Это нужно использовать для оформления и дизайна технологической документации (творческого проекта), эскизов, моделирования, формировании знаний с использованием наглядных спецэффектов, демонстрации моделей микроуровневых процессов, электронной библиотеки и выставки работ, в процессе контроля и самоконтроля учащихся и т.д. При этом занятия могут проводиться как непосредственно в мастерской, так и компьтерном классе (когда используются Интернет-технологии).

Организуя творческую и исследовательскую деятельность учащихся, учитель не только «рождает» «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», но и воспитывает личностей, реально оценивающих окружающий мир и себя в этом мире, людей, которые с юных лет «вскрывают» проблемы России и выдвигают идеи по улучшению жизни на Земле.