Отчёт о работе
кружка»ИЗО» руководитель Горбунова О.А.за 2014-2015уч.год
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Ребенок в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
Пассивность в самостоятельном выборе расположении изображения на листе;
Растерянность при использовании способов нестандартного рисования;
Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Изучая и осваивая более 6 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию .Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой школы, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
Умение использовать изобразительные материалы;
Быстрое выполнение задания;
Страх плохого результата рисования;
Уровень развития детей;
Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
Неотъемлимым стимулом были организации выставок детских работ. Под большим впечатлением результата на занятиях дети стали использовать нестандартные способы рисования в самостоятельной деятельности в школе и дома..
В планах на следующий год:
1. На занятиях с детьми:
Разнообразить и усложнить техники нестандартного рисования на занятиях;
Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
Ввести ранее не используемый материал для рисования;
Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
Использовать занятие на улице;
Принимать участие в различных конкурсах и выставках 2. В работе с родителями:
Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми
В кружке занималось 30 детей.Не все дети регулярно посещали занятия. На следующий год привлечь как можно больше детей.
В течение учебного года дети принимали участие в различных мероприятиях, городского, республиканского уровня и получили следующие награды- 1.республиканский конкурс «Снежный барс» Юсупова Элина(1место),Сапарбеков Марлен (3 место) 2.конкурс рисунка « Мы наследники победы»Юсупова Элина(1место),Мусаев Баястан (3место),Сапарбеков Марлен.Искаков Азис.Алмазов Арлен (грамоты).
3.конкурс рисунка «Техника будущего»,плакатов»Салют победа».рисунков «Саякбай Каралаев» 
4.ил люстрации для книги Р.И.Вахитова»Оборванное детство» Агибаева Ширин (100сом) 5.конкурс «Каракол в моих глазах» Сулаймаова Лада,Курбанова Диора.Мелисова Айым,Тиро Анна(3место-1000сом)
6.конкурс рисунков»Пусть всегда бу дет мама»Агибаева Ширин,Алишерова Аурууке,Сулайманова Лада.(по 50 сом)
7.так же был оформлен стенд с рисунками о городе Каракол..и стенд с фотографиями о городе Каракол.так же буклет о городе Каракол.
8.доклад на августовском совещание «О роле народного искусства в воспитании детей».доклад для областного семинара на тему «Духовно-нравственое воспитание на занятих ИЗО»
мастер-класс для учителей области «Граттаж» 9.открытое занятие «Чарующие краски под музыку дождя»
10.посетила открытые уроки по английскому языку,ДПИ. 11. Были выполнены работы из каучукового пластилина .шестяная акварель,живопись пластилином.картины из фоамирана

По итогам проведенной работы можно отметить следующие результаты:
Годовой учебный план выполнен на 100 %
По кружковцам: удалось приобщить и заинтересовать детей изобразительным творчеством; развить их творческие способности, образное, визуальное мышление; научить выражать свои мысли на бумаге, рисовать насекомых, рыб, птиц, животных с помощью геометрических форм.Работать на пленере .
Доводить начатое дело до конца, общаться, доброжелательно относиться друг к другу.
развить их практические навыки в изобразительной деятельности; расширить знания по колористике, технике владения инструментами изобразительной деятельности; развить образное, визуальное мышление, уважение к национальной и мировой культуре, адекватную самооценку, культуру общения, коммуникативные навыки. Дети очень сплотились, стали сильным, творческим коллективом, в котором сложилась доброжелательная, творческая обстановка.
