СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт для "Школы молодого учителя" по теме"Совершенствование коммуникативных компетенций младших школьников через применение игровых технологий".

Нажмите, чтобы узнать подробности

К докладу прилагаются образцы электронных игр,тренажёр ,электронная физминутка.

Тема моего выступления «Совершенствование коммуникативных компетенций младших школьников через  применение игровых технологий.». (Слайд 1)

Коммуникативная компетенция- целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.[C.И. Ожегов,1987,с. 233) (Слайд2)

Значение коммуникативной компетенции:

  • влияет на учебную успешность;
  • на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе;
  • является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка. (Слайд 3.)

Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя  становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно  компетентной личности.

Этому способствует применение игровых технологий.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.(Слайд 4). Все игры можно разделить на три группы: универсальные – это игры, в которые можно играть на любом предмете, специальные  игры, ориентированные, на конкретный предмет или определенную тему, и здоровьесберегающие игры. (Слайд 5). Главная цель универсальных игр – сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать, зацепить, удивить ученика. Задача же специальных игр - «донести» содержание темы до учащихся. Третья группа – это игры, направленные на оптимизацию физического и психологического состояния и поведения учеников. Порой одна и та же игра несет в себе несколько функций.

   Игровые технологии являются одной из самых уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными  работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Игра делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность на уроке, а эмоциональность игрового действа активизирует все технические процессы и функции ребёнка.  (Слайд 6). Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат  креативно относиться к любому делу. Ребёнок,  постоянно играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. Игра всегда предполагает принятие решения: что сказать,  как поступить. (Слай7). Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от  игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. (Слайд 8). Задачи учебной игры:

  • стимулирующие (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);
  • образовательные (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);
  • развивающие (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);
  • воспитывающие (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);
  • релаксационные (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);
  • диагностические (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем приобретенных умений и навыков).(Слайды 9-10).

Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей, помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.(Слайд11)

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной  ситуации на уроке  русского языка и литературного чтения необходимо использовать:

 - игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;

 - задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»:

 - рассказать от первого лица;

 - повествование от имени предмета;

2. «Комплимент»:

  - сказать комплимент литературному герою;

3. «Произведение в заданном ключе»:

 - введение в название произведения нового объекта;

4. «Изменение сказочной развязки»:

 - придумать другое окончание сказки, рассказа. ;(Слайд12)

5.Кластер -  приём графической организации текста.)(Слайд13)

6.Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы). (Слайд 14-15)

7.Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини- сочинения. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

4. Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Сиквейн может быть предложен в качестве индивидуального самостоятельного задания; для работы в парах; реже - как коллективное творчество.

Составление  синквейна предлагается составителями учебника  «Познание мира».

(Слайд16,17, 18, 19,20,21,22,23,24,25) –это игры на уроках русского языка и литературного чтения. Игровые технологии  позволяют активизировать детей. Непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Чаще всего используются мною уроки – путешествия. Урок –путешествие в «Страну больших букв», «Царство - хлебное государство», к «Далёкой Галактике Зубная Щётка», путешествие на поезде «Состав слова», путешествие на зимних каникулах в Простоквашино, путешествие в весенний, осенний лес . Уроки-экскурсии, уроки КВН. Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой круго­зор, раскрывать творческий потенциал ребят, но и формируют культуру общения, умение слушать и слышать друг друга, вести себя в соответствии с требованиями этикета. На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.

     Я считаю, что групповая работа  -  это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они должны считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности.  Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить  свое поведение с учетом позиций других.

(Слайд 26,27,28) Хорошо развивает культуру общения  групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отве­чают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продол­жается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная ди­дактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, толерантно  относясь  друг к другу и избегая конфликтов.

«Конкурс вопросов» - эта игра  из серии универсальных игр, играть в нее мы начинаем со второго класса при изучении нового материала или его обобщении. Данная игра дает возможность учащимся задать уточняющие вопросы по теме, авторы лучших вопросов «премируются». В дальнейшем (в 4 классе) игра усложняется и уже объявляется «Аукцион вопросов». Желание набрать большее количество баллов, заставляет учащихся выбирать более сложные вопросы, а значит и более глубоко изучать учебный материал, порой выходя за рамки программного курса.

«Найди пару» - Игра позволяет формировать навыки совместной работы, умения вести диалог, обогащает словарный запас. Время проведения игры от двух минут, у учащихся карточки (у каждой карточки обязательно есть пара). Например, слово – лексическое значение слова, звонкие – глухие согласные, синонимы – антонимы, слово – орфографическое правило и т.д. Выигрывают пары, которые первыми готовы доложить свое задание.

Часто на уроках математики и русского языка я использую игровое упражнение «Цепочки», которое позволяет развивать творческие способности учащихся, воображение, быстроту реакции, а главное воспитывает умение слушать и слышать своего одноклассника, что формирует  коммуникативную компетенцию, тактичность, доброжелательность. После изучения определенной темы предлагаю учащимся подумать и назвать ключевое слово, следующий должен повторить это слово и назвать свое относящееся к теме и т.д. Затем по ключевым словам пробуем восстановить  или составить учебный рассказ по теме. Например, при изучении темы «Состав слова», цепочка слов может быть следующей: «слово - часть - корень - главная - неизменяемая - суффикс - приставка – новые - основа - окончание - изменяемая» и т.д. 

Особенно нравится моим ученикам игра «Три ошибки» - этот игровой прием  развивает у детей аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках познания мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации». Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися. Нравится детям использование приёма какографии на уроках русского языка.

Чтобы урок математики был интересным, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Введение в урок занимательных заданий  мотивирует учащихся к изучению математики и повышают их интерес к предмету. Занимательные игры и задания на уроках математики побуждают искать нестандартные пути решения.

С помощью игр, занимательных заданий можно снять утомление, их можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков  самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. (Слайд 29) .

На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации, позволяя комплексно задействовать его органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях. В процессе такой игр  формируются способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.

 Таким образом, можно прийти к выводу, что применение игровых технологий способствует формированию одной из ключевых компетенции-коммуникативной. (Слайд 30)