К докладу прилагаются образцы электронных игр,тренажёр ,электронная физминутка.
Тема моего выступления «Совершенствование коммуникативных компетенций младших школьников через применение игровых технологий.». (Слайд 1)
Коммуникативная компетенция- целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.[C.И. Ожегов,1987,с. 233) (Слайд2)
Значение коммуникативной компетенции:
- влияет на учебную успешность;
- на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе;
- является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка. (Слайд 3.)
Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.
Этому способствует применение игровых технологий.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.(Слайд 4). Все игры можно разделить на три группы: универсальные – это игры, в которые можно играть на любом предмете, специальные игры, ориентированные, на конкретный предмет или определенную тему, и здоровьесберегающие игры. (Слайд 5). Главная цель универсальных игр – сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать, зацепить, удивить ученика. Задача же специальных игр - «донести» содержание темы до учащихся. Третья группа – это игры, направленные на оптимизацию физического и психологического состояния и поведения учеников. Порой одна и та же игра несет в себе несколько функций.
Игровые технологии являются одной из самых уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Игра делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность на уроке, а эмоциональность игрового действа активизирует все технические процессы и функции ребёнка. (Слайд 6). Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат креативно относиться к любому делу. Ребёнок, постоянно играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки. Игра всегда предполагает принятие решения: что сказать, как поступить. (Слай7). Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. (Слайд 8). Задачи учебной игры:
- стимулирующие (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);
- образовательные (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);
- развивающие (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);
- воспитывающие (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);
- релаксационные (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);
- диагностические (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем приобретенных умений и навыков).(Слайды 9-10).
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей, помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.(Слайд11)
Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке русского языка и литературного чтения необходимо использовать:
- игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где детям предоставляется возможность показать свои знания по данному произведению;
- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
1 «.Рассказ от первого лица»:
- рассказать от первого лица;
- повествование от имени предмета;
2. «Комплимент»:
- сказать комплимент литературному герою;
3. «Произведение в заданном ключе»:
- введение в название произведения нового объекта;
4. «Изменение сказочной развязки»:
- придумать другое окончание сказки, рассказа. ;(Слайд12)
5.Кластер - приём графической организации текста.)(Слайд13)
6.Опорные сигналы – кодирование текста различными средствами (ключевые слова, забавные рисунки, символы, схемы). (Слайд 14-15)
7.Эссе – свободная трактовка какой-либо проблемы в форме мини- сочинения. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
4. Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Сиквейн может быть предложен в качестве индивидуального самостоятельного задания; для работы в парах; реже - как коллективное творчество.
Составление синквейна предлагается составителями учебника «Познание мира».
(Слайд16,17, 18, 19,20,21,22,23,24,25) –это игры на уроках русского языка и литературного чтения. Игровые технологии позволяют активизировать детей. Непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Чаще всего используются мною уроки – путешествия. Урок –путешествие в «Страну больших букв», «Царство - хлебное государство», к «Далёкой Галактике Зубная Щётка», путешествие на поезде «Состав слова», путешествие на зимних каникулах в Простоквашино, путешествие в весенний, осенний лес . Уроки-экскурсии, уроки КВН. Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрывать творческий потенциал ребят, но и формируют культуру общения, умение слушать и слышать друг друга, вести себя в соответствии с требованиями этикета. На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
Я считаю, что групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они должны считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.
(Слайд 26,27,28) Хорошо развивает культуру общения групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, толерантно относясь друг к другу и избегая конфликтов.
«Конкурс вопросов» - эта игра из серии универсальных игр, играть в нее мы начинаем со второго класса при изучении нового материала или его обобщении. Данная игра дает возможность учащимся задать уточняющие вопросы по теме, авторы лучших вопросов «премируются». В дальнейшем (в 4 классе) игра усложняется и уже объявляется «Аукцион вопросов». Желание набрать большее количество баллов, заставляет учащихся выбирать более сложные вопросы, а значит и более глубоко изучать учебный материал, порой выходя за рамки программного курса.
«Найди пару» - Игра позволяет формировать навыки совместной работы, умения вести диалог, обогащает словарный запас. Время проведения игры от двух минут, у учащихся карточки (у каждой карточки обязательно есть пара). Например, слово – лексическое значение слова, звонкие – глухие согласные, синонимы – антонимы, слово – орфографическое правило и т.д. Выигрывают пары, которые первыми готовы доложить свое задание.
Часто на уроках математики и русского языка я использую игровое упражнение «Цепочки», которое позволяет развивать творческие способности учащихся, воображение, быстроту реакции, а главное воспитывает умение слушать и слышать своего одноклассника, что формирует коммуникативную компетенцию, тактичность, доброжелательность. После изучения определенной темы предлагаю учащимся подумать и назвать ключевое слово, следующий должен повторить это слово и назвать свое относящееся к теме и т.д. Затем по ключевым словам пробуем восстановить или составить учебный рассказ по теме. Например, при изучении темы «Состав слова», цепочка слов может быть следующей: «слово - часть - корень - главная - неизменяемая - суффикс - приставка – новые - основа - окончание - изменяемая» и т.д.
Особенно нравится моим ученикам игра «Три ошибки» - этот игровой прием развивает у детей аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках познания мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации». Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися. Нравится детям использование приёма какографии на уроках русского языка.
Чтобы урок математики был интересным, в нем должно быть разумное сочетание необходимого и увлекательного. Введение в урок занимательных заданий мотивирует учащихся к изучению математики и повышают их интерес к предмету. Занимательные игры и задания на уроках математики побуждают искать нестандартные пути решения.
С помощью игр, занимательных заданий можно снять утомление, их можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. (Слайд 29) .
На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации, позволяя комплексно задействовать его органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях. В процессе такой игр формируются способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.
Таким образом, можно прийти к выводу, что применение игровых технологий способствует формированию одной из ключевых компетенции-коммуникативной.
(Слайд 30)