9
Белоусов Василий Сергеевич
Краснодарский край, Северский район, село Львовское
МБОУ СОШ № 27, 7 класс
Исследовательский проект:
ИСЧЕЗАЮЩЕЕ РЕМЕСЛО НАШИХ ПРЕДКОВ – ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БОЛОТНЫХ ТРАВ.
Научный руководитель: Белоусов Сергей Васильевич, учитель технологии, МБОУ СОШ № 27
Содержание:
Введение …………………………………………………… ….. .. 3
История развития плетения из болотных трав.. ………….. …... 4
Плетение из болотных трав……………………. ………………. 7
Заключение ……………………………………….......................... 12
Список использованной литературы ……………………… …... 13
Приложение……………………………………….. . ……………...14
Введение.
У великих мастеров припрятано много секретов. Были они у стеклодувов, у кузнецов, у скрипичных мастеров, у поваров и т.д. И ничего удивительного, если секрет ушёл в могилу вместе с последним мастером, не имеющим возможности передать технологию потомкам. Возможно такая же участь может постичь и одно из древнейших ремесел человеческой цивилизации – плетение из болотных трав. Плетение - искусство древнее, как человеческий род. С древнейших времен плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке. Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника.
В современном мире все большее место занимают синтетические материалы, заменяя природные, натуральные. Изделия из искусственных материалов вытеснили вещи созданные руками мастеров. Мы сидим на пластиковых стульях за пластиковыми столами, едим и пьем из пластиковой посуды. Игрушки, одежда, мебель, стены в доме – все из искусственных материалов. И мне кажется, что из окружающих нас предметов постепенно исчезает душа мастера, который еще совсем недавно все делал своими руками.
Посещая наш, Львовский музей (прил. 1), я с интересом рассматривал предметы быта моих предков, и восхищался и удивлялся тому мастерству и умению, с которым мои деды и прадеды делали прялки и мебель, плели корзины, сумки, циновки, лепили горшки, ткали, пряли, вышивали. А если рядом со мной были мои бабушка и дедушка, то почти каждая вещь в музее становилась отправной точкой в череде воспоминаний о том, как раньше жили и чем занимались их родители или их бабушки и дедушки. Как пряли пряжу или ткали дорожки, как плели корзины или делали бочки, как строилась турлучная хата и как укрывалась кугой. Особенно мне понравились изделия из болотных трав: рогоза, ситника, камыша (прил. 2).
Мне тоже захотелось освоить одно из ремесел, которым занимались мои предки. Научиться плести сумки-кошелки, коврики-циновки, панамы, подставки под посуду. А когда у меня будут свои дети, то передать им секреты мастерства.
Для этого мне необходимо:
Изучить историю развития ремесла плетения из болотных трав. Найти мастеров владеющих этим ремеслом.
Изучить технологию плетения изделий из болотных трав.
Освоить технологию плетения.
История развития ремесла плетения из болотных трав
Укрываясь от непогоды, Человек каменного века загораживал вход в пещеру ветвями, охапками тростника или травы. При долгих переходах или при засаде на зверя он строил простейшее укрытие: шалаш, навес, экран. Очень скоро становилось очевидно, что такое простейшее укрытие из сваленной кучей травы или веток легко разрушается под ветром или сильным дождем. Человек начал переплетать ветви, стебли тростника, перевязывать пучки травы. Так возникло одно из древнейших ремесел - плетение. Со временем из плетения развилось вязание и ткачество. По древности плетение как ремесло можно сравнить только с изготовлением орудий охоты и выделкой шкур.
Результатом плетения могут быть самые разные предметы самой различной величины и самой различной формы. Циновка - это только плоский вариант плетеного изделия.
Существуют еще корзины, короба, кузова, фляги, лапти, кули, плетни, сани, лодки,
корабли и еще множество изделий плетельного ремесла.(9)
Плетеные изделия всегда отличались красотой и изяществом. Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое. Еще более повседневный быт человека был насыщен плетеными изделиями в начале ХХ века. Это мы знаем по книгам и фильмам. Из камыша и соломки плели разнообразные корзиночки для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов, газетницы, коробочки для бижутерии и кондитерских изделий, фруктов и пирожных, тарелочки, и блюдца, хлебницы, игрушки, кукольную посуду и мебель, погремушки, нотницы, сухарницы, цветочницы… Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства. Множество плетеных изделий — корзины, колыбели, кресла, кузова повозок — мы можем увидеть на полотнах мастеров кисти эпохи Возрождения.(10)
Директор Львовского дома культуры Головко Нина Валерьевна, проводя экскурсии по музею, рассказывала о том, что искусство плетения из различных растений зародилось на Кубани очень давно - практически с появлением человека на территории Краснодарского края. До наших дней сохранились традиции использования болотных растений, в изобилии произрастающих по берегам рек и лиманов, для плетения различных бытовых изделий. Казаки и крестьяне, заселявшие Кубань, развивали и совершенствовали это ремесло. Из тростника (камыша) переплетенного кугой (рогозом) делались ограды, тростник использовался для постройки турлучных хат. Между столбов, вкопанных в землю, к жердям привязывались пучки тростника, а затем обмазывались глиной с соломой, по такому же принципу делался и потолок. Из рогоза вязались матки для утепления парников, а на ткацких станках ткали циновки и сумки – кошелки для бытовых нужд. Рогоз использовался для связывания снопов кукурузы и для связывания лука и чеснока в венки. Сама природа подсказывала нашим предкам как лучше использовать тот или иной материал. Например, стебли ситника – длинные и круглые использовались на поплавки в бондарном деле, их вкладывали между клепок бочки для улучшения герметичности.
А еще мой дедушка Белоусов Василий Васильевич рассказывал, как он вместе со своим отцом, когда был еще мальчишкой, укрывал кугой крышу новой хаты, в которой они впоследствии жили. Сначала они на лодке, которая называлась «байда», жали на лимане кугу (рогоз), затем на берегу расстилали сжатую траву для просушки, а после вязали в кули и перевозили домой на телеге. А укрывалась хата кугой особым способом «в корешок», крыша была очень толстая, теплая, а главное водонепроницаемая.
В поисках дополнительной информации о плетении из болотных трав я обратился к учителю кубановедения нашей школы Онопе Татьяне Николаевне и она рассказала мне о традиционных изделиях коренных народов Кубани – адыгейской циновке и адыгейской кошелке, сплетаемой из чакана (ситника) вручную на каркасе. (Прил. 2)
Циновка — ярко национальный элемент адыгского прикладного искусства. В то же время этот предмет встречается практически у всех народов, особенно там, где произрастают лыко, рогоз, куга, камыш, тростник, осока, пшеница и пр. Циновка встречается у славян, финно-угоров, хантов, народов Африки, Америки, Азии и Японии. По данным М.А. Меретукова, плетение циновок известно предкам адыгов еще в эпоху неолита [2]. Таким образом, циновку можно рассматривать и как национальный предмет, имеющий разные функциональные нагрузки для сна под тюфяк, напольная, как перегородка в помещении, уличная изгородь, настенный ковер, в гостевых комнатах — на нее вешали музыкальные инструменты и оружие, для молитв после исламизации адыгов, как дуршлаг и салфетка на кухне, для валяния бурок, ковров и ноговиц; в нее же заворачивали тело умершего), и как специфическое воплощение общечеловеческого артефакта. В творчестве профессиональных художников в циновке превалирует эстетическая функция. Мастера доводят до совершенства орнаментальные узоры, соединяют рогоз, солому, шерстяные нити, крашеные травы [3].
Итак, зародившись в глубокой древности, получив широкое распространение во всем мире, приобретая признаки национальной культуры у различных народов, искусство плетения из болотных трав постепенно утрачивает свое значение и актуальность, превращаясь в исчезающее ремесло. В настоящее время найти человека у нас в селе, который сумел бы сплести кошелку из чакана или циновку из рогоза очень сложно. Некоторые, такие как Леженко Галина Николаевна, давно уже не занимаются этим ремеслом по причине возраста, да и ткацкие станки, за которыми работали мастерицы когда то в каждой хате, теперь можно найти или в музее или на чердаках старых домов, или их уже давно сожгли за ненадобностью. Поэтому за помощью я обратился к своему учителю технологии и отцу Белоусову Сергею Васильевичу, который в молодости освоил искусство плетения адыгейской кошелки из стеблей чакана (ситника) на каркасе.
Плетение из болотных трав
Для освоения техники плетения из болотных трав необходимо:
Изучить виды трав пригодных для плетения и места их произрастания
Правила заготовки и обработки болотных трав
Инструменты и оборудование для работы
Приемы плетения
Изготовление простейшего изделия – подставки.
Виды трав пригодных для плетения.
Для плетения на Кубани чаще всего используются рогоз (куга), камыш, ситник (чакан).
Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.
Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.
В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава -ситник. Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако, это самостоятельный вид.
Ситник - прекрасный материал тонкого плетения. Использует мягкий круглый стебель, имеющий, как и у камыша, губчатую внутреннюю структуру.
Правила заготовки и обработки болотных трав.
Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета, а также во второй его половине.
Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного - двух дней, чтобы получить нужный для работы материал.
Предназначенные для сушки стебли камыша и ситника освобождают от прилипших к ним прикорневых листьев. Рогоз перед сушкой обязательно лущат, то есть собранные вместе листья разъединяют и обрезают поврежденные насекомыми места. Лущеные и очищенные травы укладывают тонким слоем, а чтобы высыхание происходило более равномерно, их ворошат несколько раз в течение дня.
Высушенные под навесом листья рогоза, стебли камыша и ситника сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава, высушенная на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок. Разницу окраски трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы становятся менее прочными, их применяют очень осторожно, и то лишь для отделочных работ.
Сушить травы удобно на чердаке. Там же их можно и хранить всю зиму. Перед тем как развесить траву на хранение, ее связывают в небольшие пучки-снопики жгутами перевяслами, скрученными из той же самой травы. Следует помнить, что в снопе, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли, расположенные сверху, сильно деформируются и рвутся в местах стяжки. Хотя травяные жгуты и не будут оставлять вмятин, а все же и их не следует затягивать слишком туго.
Высушенную траву можно отбелить или окрасить синтетическими красителями.
Подготовка к плетению. Перед началом плетения травы опускают на 10-15 минут в воду, имеющую комнатную температуру. Вынув из воды, их завертывают в мокрую мешковину и дают так полежать 2 - 3 часа. После такой выдержки влага в достаточном количестве проникает во внутренние волокна, не переувлажняя их. Перенасыщенные водой стебли и листья сильно усыхают и нарушают плотность, а, следовательно, прочность и красоту плетева. Во время плетения из мешковины вынимают по два-три стебля и, прижав влажной тряпкой к краю стола, протягивают их с некоторым усилием в одну сторону. Таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.(1)
Инструменты и оборудование для работы.
При плетении художественных изделий из рогоза используют: острый нож типа сапожного для разрезания листьев и сердцевин, а также для обрезания концов рогоза в готовых изделиях; молоток для выравнивания поверхности плетеных изделий; деревянное шило для формирования отверстий при заплете ручек; шаблоны для получения изделий правильной формы и заданных размеров. Шаблоны изготовляются из древесины или фанеры. Они могут быть разборными и неразборными, самой различной формы: овальные, прямоугольные, круглые, криволинейные и т.д.
Рабочее место мастера по плетению составляют низкая скамейка с мягким сидением (700x400x400) и квадратный стол (900x900x600). (5)
Плетение веревочки. Основной формообразующий и конструктивный элемент плетения получается, если стебли рогоза, немного скручивая вокруг их собственной оси, перевит!, друг с другом. Затем охватывают стойку с обеих сторон и снова перевивают, охватывая следующую стойку. Веревочку .можно плести из двух, трех, четырех или пяти листьев. Ею обычно делают рядки, закрепляющие полосы других видов плетения. Эта разновидность плетения является наиболее плотной и прочной, она придает изделию необходимую жесткость.
Ажурное плетение. Плетение открытыми ячейками выполняется преимущественно из сердцевины. Разнообразны виды ажурного плетения, его сложный контур может быть различного рисунка. К простому ажурному плетению, часто применяемому в рогозных изделиях, относятся ромбовидное, столбиковое, спиральное и др. Ажурное плетение выполняется только в сочетании с другими видами плетения. При ажурном плетении достигается значительная экономия в материале!
Простое плетение. Выплетают одиночными листьями или сердцевиной через одну стойку рисунок, напоминающий простое полотняное переплетение. Плетут в виде беспрерывной ленты, идущей слева направо и снизу вверх.
Плетение в шахматку требует материала двух цветов: темного и светлого. В зависимости от величины квадратиков можно плести через одну, две или три стойки. Каждой уточиной оплетают одинаковое число стоек с внутренней и внешней стороны. Количество стоек должно быть таким, чтобы при плетении на всей полосе лицевой стороны изделия или по всему его периметру получилось четное число квадратиков. Первый ряд проплетают уточиной одного цвета, второй — уточиной другого цвета. Уточина второго ряда оплетает стойку или пару стоек со стороны, противоположной уточине предыдущего ряда. Следующие ряды выплетают так, чтобы на одной паре стоек наслаивались вверх уточины
светлые, а на смежной паре стоек — темные уточины. После того как на первой полосе получится ряд квадратиков, переходят к плетению следующей полосы. Первый ряд новой полосы выплетают уточиной одного цвета с предыдущим рядом, но стойки оплетают с противоположной стороны. Затем продолжают плетение, чередуя темные ряды со светлыми.
При правильном плетении квадратиков все клетки окажутся расположенными строго по диагонали. Чтобы стойки при плетении не стягивались, их следует сразу ставить плотную друг к другу.
Плетение в шишку является разновидностью плетения в шахматку. Отличие заключается в том, что клетки соседних рядов сдвинуты относительно друг друга вправо или влево только на одну стойку и не получается четко выраженной диагонали, характерной для плетения в шахматку. Рисунок в шашку особенно хорошо выявляется при использовании материала двух тонов.(5)
Плетение подставок.
Подставки, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и удобством. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть, - ведь рогоз и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают обычно металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнет с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг покачнется. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при бережном к ней отношении не менее 10-15 лет.
Я решил сделать такую подставку подставку для горячей посуды из стеблей ситника, которые несколько лет назад заготовил мой дедушка и хранил на чердаке.
Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение. Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать стеблей ситника (Прил.3). Затем берут новый стебель и огибают одну из крайних стоек простого плетева. Поочередно оплетают "веревочкой" все 24 свободных конца (называемых стойками), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (Прил. 4). Чтобы "веревочка" ложилась по кругу, ее как можно туже стягивают на углах плетева. После того, как будет выплетен первый виток "веревочки", второй ряд плести намного проще (Прил. 4). Если сплетено три-четыре витка "веревочкой", можно перейти к просто плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, количество стоек всегда должно быть нечетным.
В данном случае подставка имеет 24 стойки, распущенные веером по кругу. Для получения нечетного числа можно одну стойку отрезать - тогда их окажется 23, но можно сделать и наоборот - прибавить, тогда их будет 25. Поступают в зависимости от необходимости: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну из них удалить, а если свободно - прибавить. Обычно они свободно располагаются в тех случаях, когда подставка имеет достаточно большие размеры: чем больше диаметр, тем больше расстояние между стойками. Чтобы прибавить новую стойку, стебель ситника просовывают рядом со старой стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце. С помощью такого шила не только продевают новые стойки, но и заделывают борта различных изделий, сплетенных из болотных трав.
Все стойки, в том числе и дополнительную, поочередно оплетают, обводя последовательно вокруг каждой из них один виток камышинок за другим, в отличие от плетения "веревочкой" камышинки оплетающие стойки, не перекручивают. Их лишь стараются уложить в плетеве достаточно плотными рядами. Для прочности последний виток оплетают "веревочкой". Закончив плетение, приступают к заделке бортов (Прил. 5). Наиболее простой способ заделки заключается в том, что конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило просовывают вдоль одной из стоек, вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают его в плетево. Но можно работать и не используя шнуровальное шило. Каждая стойка заворачивается вокруг соседней стойки, важно каждой следующей стойкой плотно прижимать к плетению предыдущую стойку. (Прил. 5) Таких рядов, выполненных из стоек, можно сделать два или три. Затем обрезать остатки стоек ножницами и заправить шнуровальным шилом торчащие концы стеблей травы. (Прил. 6)
Получилось первое в моей жизни плетеное изделие из болотной травы – ситника. Теперь необходимо отработать навыки плетения и приступать к освоению более сложных изделий, например: кошелка на каркасе или плетеная бейсболка.
Заключение.
Осваивая старинное ремесло – плетение из болотных трав, изучая историю возникновения ремесла, общаясь с различными людьми, которые рассказывали, показывали и обучали меня этому ремеслу, я пришел к заключению:
Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам;
Вместе с возрождаемым ремеслом, в жилище человека должен вновь войти напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.
В наше время подобное занятие стало не профессией, а скорее увлекательным занятием, результатом которого являются симпатичные шлепанцы, подставки под посуду, чехлы для цветочных горшков, оплетенные камышом "небьющиеся" бутыли, и т.д.;
Плетеные изделия органично вплетаются в современное жизненное пространство человека и выполняют не только какую-нибудь утилитарную потребность, но и радуют глаз четкостью ритмов плетения, умелым подбором цвета, богатством фактур. А многие вещи, такие как изящные женские плетеные сумочки, чехлы для телефонов, кепки, вазы и многое другое становятся стильными и модными;
Осваивая данное ремесло мы сохраняем и приумножаем традиции наших предков, сберегая это искусство для свои потомков. И когда нибудь, через много лет я с гордостью буду рассказывать своим детям и внукам как обучался старинному ремеслу, перенимая его премудрости от своих дедов и прадедов.
Список использованной литературы.
Федотов Г.Я./ Плетение из сухих трав /5-я книга из сборника "Энциклопедия ремёсел".- М.: Эксмо 2003.
Меретуков М.А. Кустарные промыслы и ремесла у адыгов (XIX — начало XX в.) //Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. Вып. Iv / отв. ред. г.С. Читая. Майкоп: НИИЭЯЛиИ, 1981. С. 31.
Гучев З.Л./ Искусство адыгской циновки. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. кн. Изд-ва, 1990. 128 с
4 Газарян С.С./ Прекрасное своими руками. - М.: Дет. Лит.1979.
5. Барадулин В.А./ Сельскому учителю о народных промыслах. – М.: Просвещение. 1979.
6. Фисанович Т.М./Плетение из лозы. – М.: Цитадель – трейд. 2003
7. Василий И. Сергеев Плетение из соломки — от деда Василия/
http://lib.rus.ec/b/182855/read
8. Г. Федотов. Пплетенки камышовые, кули рогожные, циновки травяные/
http://zhurnalko.net/=sam/sdelaj-sam_ogonek/1996-04--num48
9. Павлов Н.Л.Плетение первое ремесло архитектора/ www.archvestnik.ru
10. http://www.norstar.ru/svoimi-rukami/41-pletenie-iz-stebley-i-listev-bolotnyh-rasteniy.html
Приложение 1. Музей села Львовского. 

Приложение 2. Образцы плетения.

Приложение 3.

Приложение 4. 

Приложение 5. 

Приложение 6. 
