Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И. Зеленко"
Тема «Выжигание на бересте
герба г. Курска
с обрамлением из бечевки и рамкой, украшенной измельченной берестой» .
Выполнили: Лагутин Дмитрий, Резников Евгений, Соловьев Сергей, Балышев Александр, ученики 7 Б класса
Руководитель: Панюков Л.В., учитель технологии
г. Курск, 2016 г.
Оглавление.
стр.
1. Введение......................................................................................... 3
2. Обоснование выбора проекта....................................................... 4
3. Историческая справка.................................................................... 5
4. Вариативность................................................................................. 7
5. Основная часть.
а) описание выполнения работы................................................... 8
б) технологическая карта............................................................... 9
6. Техника безопасности..................................................................... 12
7. Экономическое обоснование.......................................................... 14
8. Экологическое обоснование........................................................... 15
9. Рекламный проспект изделия.......................................................... 16
10. Фотография изделия....................................................................... 17
11. Заключение...................................................................................... 18
12. Список использованной литературы............................................. 19


3. Историческая справка.
Береста - верхний слой березовой коры, состоящий из многих тоненьких листчатых слоев, плотно соединенных между собой. Она служит материалом для приготовления весьма разнообразных предметов домашнего обихода крестьянской семьи, а также для добывания посредством сухой перегонки особого продукта — дегтя.
Снимать — "сдирать или бить бересту" (Костромской губ.) — начинают в конце весны и начале лета, во время полного движения соков, когда она легко отстает от лежащего под ней слоя зазелени.
Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера, всегда будут привлекать внимание и не только специалистов. Каждый человек стремится создать вокруг себя такое пространство, в котором ему уютно и комфортно. Как сделать подарок близкому человеку, чем удивить окружающих, когда уже удивлять сложно?
История ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.
К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который бы абсолютно понимал бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. И береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Одним словом, береста – один из красивейших материалов для поделок.
У герба Курска еще более интересная история:
Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии (утверждён 5 июля 1878 года: "В серебряном щите, лазуревая перевязь, обременённая тремя серебряными же летящими куропатками. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою." (закон №58684). Губерния просуществовала до 1928 года.
Впервые герб Курска с изображением трёх куропаток приводится в Знаменном гербовнике 1730 года.
Вновь герб Курской области был утвержден Курской областной думой 17 декабря 1996 года.
Закон Курской области "О гербе и флаге Курской области" от 17 декабря 1996 года №19-ЗКО гласит:
В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета.
4. Вариативность.
Вместе со своим учителем, при рассмотрении различных вариантов поделок, первоначально, мы остановили свой выбор на изготовлении следующего проекта: выжигание на бересте герба города Курска с обрамлением из бечевки и рамкой, украшенной измельченной берестой.
Самое трудное было подобрать подходящую бересту, так как некоторые листы разваливались, были с изъянами ( дырочки, срезы, где-то подпаленная), не подходили по размеру, деревья были слишком старые , но мы решили съездить в РОЩУ НЕВЕСТ в городе Курске и там был огромнейший выбор бересты, которая нам нужна, поэтому бересту мы нашли достаточно быстро.
Материал для рамки нам же предложил наш учитель технологии, предложив нам несколько вариантов по изготовлению рамки, мы остановились на одном, на наш взгляд более подходящим для нашего проекта:
Рамка из деревянных брусков 20*40 мм, скрепленная железными уголками и украшенная измельченной берестой. Дизайн рамки придуман, осталось подумать, как сделать обрамление из бечевки:
В разных хозяйственных магазинах было множество вариантов бечевки, разных цветов, но они не подходили по размерам, то были слишком тонкие, то наоборот, слишком толстые, после очень долгих поисков мы нашли подходящий для нас вариант и разработали дизайн обрамления.
Дизайн был придуман, материалы найдены, осталось теперь все это воплотить в жизнь, наш учитель технологии помогал нам, советовал, предоставлял нам варианты , и мы сами выбирали лучшие из них, таким образом среди множества вариантов, мы выбрали идеально подходящие нам и составили общую картину действий и теперь мы четко знали как действовать…
5.Основная часть.
Основным материалом в нашем изделии является береста, которая и придает всю красоту изделию.
Мы подобрали идеально подходящий по размерам лист бересты и начали выжигать герб, наш учитель предоставил нам выжигательный аппарат, на котором можно было выбрать режим работы , и один из членов нашей команды принялся за работу, срисовывая герб он аккуратно, чтобы не повредить бересту выжигал…
Тем временем остальные занимались не менее важным – изготовлением рамки, идею создания рамки нам подал наш учитель, нам потребовались бруски 20*40 , из них мы выпилили подходящие по размерам более мелкие бруски, два из них по 170 мм и два по 220 мм. На каждом бруске, на каждом его конце мы сделали срез по 45 градусов и хорошо обработали наждачной бумагой.
Теперь мы приступили к изготовлению уголков для скрепления рамки, они были изготовлены из жести , с помощью ножниц по металлу мы вырезали уголки и проделали отверстия для гвоздей.
Теперь мы делаем крепление, она также из жести, размером 15*30 и также сделали отверстие диаметром 5 мм и ниже 2 отверстия по 3 мм.
Герб уже готов, теперь все мы приступаем к сборке рамки, с помощью уголков и гвоздиков 15 мм скрепляем рамку. Также с помощью гвоздей прикрепляем крепление.
С помощью супер-клея приклеиваем бересту на заднюю сторону рамки , кладем под пресс.
Измельчаем бересту и на супер-клей клеим кусочки бересты, ждем высыхания.
Вся основная часть выполнена, но осталось сделать обрамление из бечевки, отрезаем веревку нужного размера, на сгибах завязываем узелки и приклеиваем внутрь рамки на бересту супер - клеем.
Покрываем все это аэрозольным лаком, изделие готово!
Технологическая карта.
№ п/п | Описание операции | Графическое изображение | Материалы и инструменты |
1 | Выжечь герб |  | Береста, выжигательный аппарат |
2 | Подготовить заготовки для рамки. | 4шт ( 2 шт по 170, 2 шт по 220, брус 20*40)  | Ножовка, брус 20*40 мм, наждачная бумага |
3 | Сделать уголки |  | Жесть, ножницы по металлу |
4 | Делаем крепление |  | Жесть, ножницы по металлу |
5 | Собираем рамку |  | Уголки, бруски, гвозди |
6 | Клеем на рамку бересту |  | Супер-клей |
7 | Украшаем измельченной берестой рамку с помощью супер-клея |  | Измельченная береста, клей |
8 | Укладываем бересту покрываем лаком готовое изделие |  | Береста, клей , аэрозольный лак |
6. Техника безопасности.
Правила работы с выжигательным аппаратом:
Освободите на столе пространство для работы;
Место, где Вы будите выжигать, должно быть хорошо освещено
Высота рабочего места должна соответствовать росту ребенка;
Возьмите выжигательный аппарат и установите его на подставку. Подключите аппарат к источнику переменного тока, соблюдайте правила техники безопасности;
Возьмите фанерку с рисунком. Кончиком насадки, аккуратно касайтесь контура рисунка, сделайте прожигания по всем линиям изображения;
При длительном использовании выжигательного аппарата, желательно периодически выключать его и давать остыть рабочему инструменту. При окончании работы не забудьте отключить аппарат от источника питания
Правила техники безопасности при работе со сверлильным станком:
1.Не допускать снятия средств механической и электрической защиты.
2.В процессе сверления обязательно ношение защитных очков.
3.Заготовку в процессе сверления необходимо закреплять в специальных зажимах и не в коем случае не держать руками.
4.Убедиться в том , что зажимной патрон надежно закреплен.
5.Стружку следует удалять только с помощью щетки - сметки.
6.Кленовые ремни должны всегда находиться в закрытом состоянии
7.Затяжка зажимного патрона должна производиться только с использованием специального ключа. Перед включением станка убедиться, что ключ вынут из патрона.
8.Кабельные короба должны находиться в пригодном для работы состоянии.
Правила безопасности при работе с ножовкой:
Пользуйся только исправным инструментом.
При распиливании древесины ножовкой пользуйся упором.
Не ставь руки близко в зону резания ножовки.
Правила безопасной работы с лакокрасочными материалами:
1 Наденьте спецодежду и защитную марлевую повязку.
2 Подготовьте специальные емкости.
3 Соблюдайте личную гигиену и безопасность.
4 Выполнять лакокрасочные работы необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
5 Избегать попадания агрессивных веществ в глаза.
6 Наносить слои краски или лака нужно равномерным движением, избегая разбрызгивания.
7 По окончании работы промыть руки теплой водой с мылом.
7. Экономическое обоснование.
Береста – 0 руб
Бруски - 20 руб.
Уголки - 10 руб
Крепление – 20 руб
Бечевка – 50 руб
Лак – 240 руб.
Итого: общая стоимость изделия без учета стоимости материалов, которые были предоставлены нам учителем, примерно 350 руб.
8. Экологическое обоснование.
Экология в буквальном переводе - наука о доме.
Для нас важнейшей частью среды обитания является наше собственное жилище, в котором мы проводим более половины своей жизни. Изучая свой дом, мы можем на практике усвоить многие экологические закономерности.
В современных условиях необходим более широкий взгляд на экологию вообще и на экологическое образование в частности. Экология - это не только раздел биологии или химии. Экология - это не только самостоятельная наука.
Экология сегодня - это мировоззрение, бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека - к людям, природе, животным, к планете, давшей нам жизнь
Домашняя территория - как раз самое подходящее место для того, чтобы улучшить качество среды обитания.
Изготовленная нами изделие выполнено из природного древесного материала. Использование ее в повседневном быту, мы считаем, никаких нарушений в жизнедеятельности человека не вызывает.
Изделия экологического производства создают положительные воздействия на окружающую среду, компенсируют отрицательные последствия воздействий, содействует восстановлению природных систем.
Древесина является самым экологически чистым материалом. Изделия из дерева ценятся за прочность, красивый вид, легкость обработки, приятный запах.
Природный рисунок и окраска ( текстура) древесины многих пород деревьев столь привлекательны, что они сами по себе определяют ценность изделий в зависимости от сохранности их естественного внешнего вида, в данном случае это береста, а точнее береста.
Данное изделие не вредит окружающей среде, половина материалов экологически чистые.
Наличие подобных изделий изготовленных из природных материалов, в быту, только обогащает экосистему жилища.
9. Рекламный проспект изделия.
« Bright day» - фирма, производящая изделии для туристических торговых точек Курской области, данная фирма обеспечивает всех туристов нашего города сувенирами.
-Это живая история о нашем городе, о памятниках и объектах федерального значения;
-Наши зделияи очень эстетичны, наглядны и просто красиво выглядят;
-Воспользуйтесь только раз нашей фирмой и Вы уже с ней никогда не расстанетесь;
-Цены Вас приятно удивят, ведь мы используем только отечественные материалы.
- «Bright day» сотрудничает только с отечественными производителями , также принимаем заказы на изготовление изделий именно Вашего города.

10. Фотография изделия.

11. Заключение.
В данном проекте я прошел путь от постановки цели и задачи до изготовления конкретного изделия
Изготовленное изделие мы отдадим учителю истории, обществознания и ИКК – Касьяновой Окрасе Александровне. Все убедились в ее высокой практичности.
Выполнение данной работы помогло нам глубже изучить разные виды технологических процессов, стало еще интереснее в создании новых, авторских проектов.
Данная конструкция нам нравится, прежде всего, своим изяществом.
Изделие наше еще и экологично из-за использования самого материала - древесины.
При выполнении данного проекта, под руководством моего учителя, нам пришлось разработать технологическую карту на изготовление данного изделия. Когда все это было поэтапно составлено, выполнение собственно практической части работы уже и не составляло особого труда.
Выполнение экономических расчетов по затратам на изготовление изделия не составляло особых затруднений.
Окончательный вид проекта понравился как нам, так и нашим учителям.
Теперь нас ждут новые проекты.
12. Список использованной литературы.
http://900igr.net
http://www.shkolnick.ru
http://dic.academic.ru
http://gorenka.org
http://pandia.ru