А. Блок и революция
Эта тема стала развитием темы XIX в. народ и дворянство, потом – народ и интеллигенция, и , наконец, интеллигенция и революция.
Поэма «Двенадцать» и статья Блока «Интеллигенция и революция» созданы в январе 1918 г.
Из армии Блок вернулся в Петербург 19 марта 1917 года. Свержение самодержавия он воспринял как «начало жизни»: «Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала…», - записал Блок.
Под впечатлением посещения съезда Советов солдатских и рабочих депутатов Блок писал : «...содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия».
Он был назначен одним из редакторов стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования преступной деятельности царских министров и сановников.
В Следственной комиссии Блок работал до Октябрьской революции.
Очень крупную роль в формировании критических настроений Блока по отношению к Временному правительству сыграло резкое неприятие им лозунга продолжения империалистической войны , провозглашенного буржуазными партиями и правительством Керенского. Накануне Октября Блок записывает в дневнике: «Один только Ленин верит, что захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране».
На предложенный одной из газет вопрос: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» — он (единственный из участников анкеты) ответил: «Может и обязана».
В январе 1918 г. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция»
Надо «всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушать Революцию». «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» .
В том же в январе 1918 года Блок создал лучшее свое произведение — поэму «Двенадцать».
Тема революции как гибели старого мира и рождения нового неразрывно связана в этих поэмах Блока с темой народа как главной движущей силы истории и творца нового мира.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
Грозовая атмосфера ощущается в пейзаже поэмы, очерченном резкими, плакатно-четкими чертами — «в две краски». Позже прибавится еще один цвет.
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:
"Вся власть Учредительному Собранию!"
Старый мир - это сатирические образы первой главы: старушка, не понимающая происходящего, нелепая, словно курица, длинноволосый писатель, витийствующий на площади, «барыня в каракуле» с манерным «ужь мы плакали, плакали», буржуй и поп, трусливо прячущиеся – один за сугробом, другой – в воротнике собственного пальто.
Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
"Вся власть Учредительному Собранию"...
И слова доносит:
Разговорная речь, неправильный, с точки зрения прежней поэтики ритм, придают поэме новаторский характер уже с первой главки.
Хлеба!
Что впереди?
Проходи!
Черное, черное небо.
Во второй главке ритм меняется. Он становится четким, маршевым. Ветер рад появлению новых героев. Кто они? Как к ним относится улица? Куда они идут?
Их двенадцать, и их имена: Петруха, Андрюха, (был среди них и Ванька) – соотносимы с именами Иоанн, Петр, Андрей.
Так появляется в поэме важнейшая для Блока тема – тема рождения нового мира. Обдумывая революционные события, Блок искал исторические параллели и аналогии. Крушение буржуазного мира он сопоставлял с падением Римской империи.
- А Ванька с Катькой - в кабаке...
- У ей керенки есть в чулке!
Призванные патрулировать город красногвардейцы заняты мыслями о своих личных неурядицах. Ванька стал солдатом Временного правительства, он теперь враг, и его ждет расплата. Так завязывается сюжет.
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Этот знаменитый лозунг можно понять и так, что враги не вокруг, зло гнездится в душах самих красногвардейцев. Это мы и увидим в дальнейшем. В бога они уже не верят и идут без креста.
Третья главка построена ритмически как фабричная частушка.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
Эти строчки говорят о том, что Блок разделял утопические представления о мировой революции.
И вдруг навстречу красногвардейцам сани с теми самыми Катькой и Ванькой.
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит -
Стихийна любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой.
В 6 главке происходит первое убийство в поэме. Это убийство по сути невинной Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку. Ненависть и злоба берут верх в душах героев. До любви и созидания нового мира еще идти и идти.
Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: "Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел". Но отсутствие рифмы говорит о разладе в его душе.
Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: "Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!
Жуткой тоской пронизана восьмая главка. Скука и тоска в душах героев, идущих к новой жизни. Найдут ли они верный путь?
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Ритм 9 главки продиктован городским романсом. Но именно в этой главке появляется важнейший символ в поэме – буржуй и паршивый пес. Пес «пришел» из трагедии Гете «Фауст». Это дьявол, принявший облик пса.
Этот образ неоднозначен. Он «голодный», «безродный», «шелудивый», - и в то же время у него «жесткая шерсть», он «скалит зубы», «не отстает» и прямо назван волком. Он будет преследовать героев.
Не избавившиеся от худших проявлений прежней жизни в себе – от злобы, жестокости – красногвардейцы теряют путь.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга', ой, вьюга'!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Единственная «цветная» краска — красная: цвет революционного флага.
. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме "Двенадцать". Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу.
И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме - образ, который появляется в финале, Христос.
...Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока:
"Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
На этом завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.
В поэме Блок совершил настоящий художественный переворот. Он дал «выговориться» улице. Услышал ее. Ритмическое звучание стиха необычайно разнообразно.
В поэме сочетаются воедино почти прозаический рассказ с разговорными интонациями («Сколько бы вышло портянок для ребят» и т. д. — вся 1-я главка), чеканные лозунговые формулы, приобретающие особую выразительность в своей краткости («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»), солдатская и фабричная частушка («Как пошли наши ребята» и др.), народная песня-«заплачка» («Ох, ты, горе горькое»), городской «мещанский» романс» («Не слышно шуму городского»), торжественная патетика высокого стихового строя («Так идут державным шагом»).
Народные — песенные и частушечные — формы стиха, фольклор петроградской улицы 1917 года («Ну, Ванька, сукин сын, буржуй», «У ей керенки есть в чулке» и т. п.), специфический жаргон городского просторечия («Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль!»), огрубленный словарь (портянки, брюхо, стервец, падаль, толстозадая, холера, подлец, девка, жрала и пр.) — все это делало «Двенадцать» произведением для Блока поразительным.
Лучшие иллюстрации к поэме, по словам самого Блока, создал Юрий Анненков.
Вслед за поэмой были написаны «Скифы» — последнее крупное поэтическое произведение Блока. «Двенадцать» и «Скифы», опубликованные 18 и 20 февраля 1918 года, явились значительнейшими художественными памятниками начала революционной эпохи
Общественный резонанс «Двенадцати», «Скифов» и статьи «Интеллигенция и революция» был очень велик. Поэма «Двенадцать» широко распространилась по всей стране, перепечатывалась в провинциальных изданиях, издавалась отдельно (между прочим, подпольно — в Сибири, при Колчаке); вскоре появились многочисленные переводы ее почти на все иностранные языки.
Литераторы контрреволюционного лагеря не подавали руки Блоку (и сообщали об этом в печати), отказывались выступать с ним на литературных вечерах, публично кричали по его адресу: «изменник», писали о нем в еще выходивших тогда буржуазных газетах всевозможные гнусности. В этой подлой травле Блока самое активное участие принимали бывшие друзья : Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов, Ф. Сологуб.
Одну из главных задач культурного строительства Блок видел в том, чтобы сделать доступными народу все утаенные от него богатства отечественной и мировой культуры. Он участвовал в комиссии по изданию классиков русской литературы, в Театральном отделе Наркомпроса, в издательстве «Всемирная литература» (где был редактором отдела немецкой литературы), в Союзе деятелей художественной литературы, в Союзе поэтов (был первым его председателем) и в Большом драматическом театре.
Поэтическое творчество Блока после «Двенадцати» и «Скифов» оборвалось. Он не писал больше стихов. «Строительство еще не началось. Музыки старой — уже нет, новой — еще нет» -так считал Блок.
Но последовавшие затем события: Гражданская война, рост уже советской бюрократии. Враждебность культуре многих представителей новой власти – значительно изменили восприятие Блоком революции. Не произошло и всемирного обновления.
Знаменем русской культуры
для Блока становится «веселое имя: Пушкин». В пушкинском творчестве Блок находит для себя последнее, наиболее полное выражение гармонического:
«веселый», «артистический» мир и одновременно — мир
высокой человечности. Последнее стихотворение
Блока «Пушкинскому Дому» (11 февраля 1921)
Весной 1921 появились признаки тяжелой болезни сердца. Лечиться за границу его не пустила новая власть. 7 августа Блок скончался.