СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие биологические задачи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологические задачи,требующие  творческого подхода, креативного мышления учащихся

Просмотр содержимого документа
«Творческие биологические задачи»

Биологические задачи

Дыхание.

.

1.В процессе эволюции разделение на ротовую и носовую полости произошло только у млекопитающих. Объясните, почему только эти животные способны пережевывать пищу, а другие позвоночные заглатывают оторванные куски, а то и всю добычу целиком.

2.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережевывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это возможно?

3.Нередко, и без того узкие проходы носовой полости, при расширении кровеносных сосудов слизистой оболочки становятся еще уже и забиваются слизью. Вследствие этого дыхание через нос становится затруденным. Многие дети, да и взрослые, в таком случае дышат ртом. Почему это вредно для их здоровья?

4.каждое легкое покрыто двухслойной оболочкой – плеврой. Второй ее листок выстилает грудную полость. Между двумя листками плевры находится щелевидная плевральная полость с жидкостью. В норме давление в ней отрицательное. Будет ли работать легкое, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным? Когда это может произойти?

5.В течение всей своей жизни человек непроизвольно каждые 4-5 секунд совершает дыхательное движение. Объясните механизм чередования вдоха и выдоха.

6.Различают клиническую и биологическую смерть. Какая из них наступает раньше? По каким признакам определяют, что произошла клиническая или биологическая смерть?

7.Перед тем, как нырнуть в воду, нужно набрать в легкие как можно больше воздуха или сделать ряд быстрых и глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Ответ поясните.

8.Для преодоления отрезка в 100 метров нужно 125-150 литров воздуха. За считанные 10-15 секунд, пока длится бег, легкие бегуны не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается дефицит воздуха у бегуна?

9.Группа альпинистов совершала восхождение. Вот, не спеша, достигли высоты в один километр, одолели второй. Все чувствовали себя хорошо. И вдруг несколько человек, из оказавших на такой высоте, стали жаловаться на головокружение, слабость и одышку. Прошли еще несколько метров. Одышка усилилась, к тому же заболела голова, появилась тошнота и шум в ушах. По настоянию руководителя группы заболевшие спустились обратно на базу. В чем причина столь резкого ухудшения самочувствия альпинистов?

10.Известно, что гемоглобин эритроцитов принимает участие в переносе кислорода. Можно ли доказать, что между этими веществами происходит химическое взаимодействие? Каким образом?

11.однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка с двух сторон была пробита. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

12.В 1956 году, в одном из журналов, появилась сенсационная статья под заголовком «Жизнь без крови». В ней ученый описывает эксперимент, в котором он заменял животным кровь жидким синтетическим полимером или обычным физиологическим раствором. Животные в этой ситуации продолжали жить, как ни в чем не бывало. Какие условия должен был соблюсти ученый при эксперименте?

13. «Жизнь – это горение». Эти слова принадлежат знаменитым французским ученым XVIII века А.Лавуазье и П.Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания?

14.Известно, что у человека в дыхании принимают участие не только легкие, но и вся поверхность тела – кожа от пяток до головы. Особенно усиленно дышат кожа на груди, спине и животе. Интересно, что по интенсивности дыхания эти участки кожи значительно превосходят легкие. С единицы поверхности такой кожи кислорода может поглощаться на 28% больше, а углекислого газа выделяться на 54% больше чем в легких. Как можно объяснить такое явление? Почему общая доля кожного дыхания у человека составляет около 1%?

15.Кошка, собака, кролик и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после полного погружения в воду. Утка, однако, может переносить 10-20 минутные погружения в воду, а тюлень – 20 минут и более. Некоторые виды китов уходят на глубину более чем на час. Как можно объяснить эти факты?

16.Судя по романам Ф.Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

17.При погружении под воду обычно используется акваланг. К сожалению, опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40м. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста?

18.Для глубоководных погружений водолазам составляют газовые смеси, которыми они дышат. В этой смеси азот, который является основным газом воздуха, заменяется гелием. Объясните, с чем связана такая замена.

19.Наркотическое вещество, например эфир, от наркозной маски доходит до клеток головного мозга. Перечислите все структуры и процессы, находящиеся на пути прохождения наркотика и процессы, происходящие на каждом этапе прохождения.




Пищеварение. Обмен веществ. Выделение. Кожа.


  1. Еще в Древнем Вавилоне считали, что печень является органом злобы. Это представление древних сохранилось на протяжении многих веков. Как с современных научных позиций можно объяснить данное заблуждение?

  2. Один слон весит столько, сколько 200000 мышей. Однако, известно, что мыши гораздо прожорливее. 200000 грызунов съедают продуктов той же калорийности столько, сколько 10 слонов. Как можно объяснить данный факт?

  3. Давно замечено, что после богатой белками пищи дольше не испытываешь голода, чем после еды, состоящей, в основном, из углеродов. Объясните почему?

  4. Какой, на ваш взгляд, будет судьба порции пищи в пищеварительной системе белки, жиры, кальций, фосфор; перец – витамины А, С, железо, целлюлоза?

  5. В практике человек часто сталкивается с нехваткой воды в организме, но бывают случаи «водного отравления». В каких условиях оно может возникнуть, и какие признаки для него характерны?

  6. Медики уже давно установили статистическую закономерность: чем мягче питьевая вода, тем чаще встречается сердечно – сосудистые заболевания. Как вы объясните данную закономерность?

  7. Объясните, почему врачи и физиологи называют печень «химической лабораторией, продовольственным складом и диспетчером организма».

  8. Две группы туристов совершали многодневный переход в пустыне. Одной группе участников давали леденцы, в состав которых входила лимонная кислота. Воду в походе все получали поровну. Первой группе воды хватило, а второй пришлось выдавать дополнительный паек. Почему? Ответ обоснуйте.

  9. В фантастическом романе «Человек – амфибия» юноше Ихтиандру были пересажены жабры, возникшую после пересадки жабер и не позволившую выжить человеку – амфибии в воде, не учел автор романа?

  10. почему ферменты желудка, разрушающие всевозможные белки, не разрушают белки тех клеток, в которых они вырабатываются? Ответ поясните.

  11. Во время зондирования желчного пузыря врач получает порции желчи разного цвета. Одна из порций более светлая, а другая более темная. Чем можно объяснить такое различие в окраске?

  12. Часто в научно- популярной литературе можно встретить такое выражение «чудесная азбука здоровья». Что скрывается за этим словосочетанием?

  13. Для больных с почечными заболеваниями, угрожающими жизни, сконструировали искусственные почки. Как вы представляете себе возможный принцип их действия? Как вы подошли бы к созданию искусственной почки?

  14. В многочисленных экспериментах по кормлению мышей только белковой пищей получали один и тот же результат: в печени умерщвленных животных всегда обнаруживался животный крахмал. Как можно объяснить такой результат?

  15. Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части? Где будут всасываться продукты переваривания?

  16. Многочисленные анализы крови показали, что после кормления у животных в воротной вене печени содержится 0,3%, а в нижней полой вене – 0,12% глюкозы. С чем это связано?

  17. Если собаке в течение часа ввести 100г воды на 1кг ее веса, то она может погибнуть. Почему? Возможно, ли такое в естественных условиях с организмом учитывать при их употреблении?

  18. Могут ли витамины представлять опасность для человека? Что нужно учитывать при их употреблении?

  19. Вам хорошо известны опыты И.П.Павлова по изучению пищеварения. Не обошел вниманием ученый и печень. Он вшивал воротную вену в нижнюю полую вену и кормил после этого животное, в основном, мясной пищей. Через несколько дней животное погибло. Объясните причины смерти собаки.

  20. В середине 19 века судовым врачом Р.Майером на острове Ява с лечебной целью было проведено кровопускание нескольким заболевшим матросам. При проведении манипуляции он заметил, что венозная кровь почти не отличается по цвету от артериальной. Этот факт натолкнул Майера на мысль.… Какой вывод сделал врач из своего наблюдения?

  21. Если в эксперименте кровь сытой собаки ввести в кровеносное русло голодной собаки, железы желудка которой находятся в покое, то у последней начинается обильное сокоотделение. Как можно объяснить полученный в эксперименте результат?

  22. Немецкий минералог фон Дитмар, путешествовавший по Сибири в середине прошлого века, сделал следующую запись: «Когда я давал этим людям отведать моих соленых кушаний, я имел случай читать по их сокращенным лицевым мускулам величайшее неудовольствие».

В дневнике английского врача и путешественника Мунга Парка мы встречаем следующую запись: «На Сьерра - Леонском берегу страсть негров к соли была так велика, что они отдавали жен, детей и все, что им было дорого, лишь бы только ее получить». С чем связано такое отношение к употреблению соли у разных народов?

23.Проследите путь молекулы крахмала от момента ее попадания в ротовую полость до момента превращения в углекислый газ и воду.

24. Почему исследование И.П.Павловым деятельности слюнных желез стало «мостиком» от изучения пищеварения к изучению работы головного мозга?

25. Вы отправляетесь в длительную и тяжелую экспедицию в жаркие и пустынные районы. Какой пищевой рацион можно предложить для такого случая?

26. Если к губам спящего ребенка прикоснуться пустышкой, то он делает сосательные движения. Какова рефлекторная дуга этого рефлекса? (Сосательный центр находится в продолговатом мозге).

27. Многим известно, что при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя может возникнуть изжога. Что это такое? Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?

28. Раньше солдат в летних походах, чтобы уменьшить у них жажду, кормили селедкой. Теперь по этой причине в горячих цехах рабочих обеспечивают подсоленной водой. Как вы можете объяснить данный факт?

29. Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя высокую физическую и психическую активность. Способность организма обходится без поступления из вне энергетического материала издавна привлекала к себе внимание физиологов. Какие приспособительные реакции происходят в это время в организме?

30. представьте мысленно процессы изменения картофельного крахмала, употребленного в пищу. Расскажите в последовательности, каким превращениям и где подвергнется этот углевод при энергетическом обмене.

31. На химических заводах людям, имеющим дело с солями тяжелых металлов – ртути, свинца, олова, дают пить молоко. Какими особенностями обмена названных металлов это объясняется?

32. Конечным продуктом белкового обмена является мочевина. Какой путь (через какие органы и сосуды) она пройдет в организме человека до удаления из организма?

33. Часто в медицинской литературе встречается словосочетание «водное депо»? Что это такое? Почему в жаркий день рекомендуется пить воду небольшими глотками, а иногда лишь прополоскать рот водой, чтобы подавить неприятное ощущение жажды?

34. На чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по стенке, затрачивая на это много энергии. Через 20-30 минут после начала опыта можно заметить, что чашка с мышью поднялась вверх. Как можно объяснить такой результат?

35. Экспериментально доказано, что за сутки при температуре воздуха +30 С через кожу человека выводится 7-9 г углекислого газа и поглощается 3-4 г кислорода, что составляет 2% всего газообмена в его организме. Объясните, как происходит кожное дыхание. Какой гигиенический вывод вытекает из этого факта.

36. На чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной – только 5%. Какова причина гибели бактерий? Какой гигиенический вывод вытекает из этого факта?

37. Человек – существо теплокровное. Объясните, какие приспособления обеспечивают сохранность тепла и постоянство температуры в его организме.

38. Доказано, что спортсмены и люди физического труда, легче переносят холод и меньше болеют, чем люди, ведущие малоактивный образ жизни. Опираясь на свои знания о теплорегуляции, объясните причину такого различия.

39. В жаркую погоду пота выделяется больше, чем мочи, а в холодную – наоборот. Как можно объяснить такую закономерность?

40. Представьте себе, что вы озябли и дрожите. Объясните, каково значение для организма такой реакции? Как возник рефлекс «дрожания»?

41. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему же в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека на морозе происходит гораздо быстрее, чем человека, находящегося в трезвом состоянии?

42. Наивысшая температура тела, которую временно выдерживает организм человека, равна 42С, наименьшая -44-28С. Что произойдет с организмом, если его температура повысится или понизится относительно указанных границ? В каких случаях в медицине специально понижают температуру тела?

43. Обязательный признак любого инфекционного заболевания – повышение температуры. Какое это имеет значение для организма? Нужно ли ее понижать?

44. Во время принятия водных процедур кровь приливает к кожи. Почему не следует купаться сразу после принятии пищи?

45. Давно замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания, тогда как охлаждение рук не приводит к этому. Как можно объяснить такой факт?


Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для земноводных.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

…Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу…

А. Фет

3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы

4. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и

образом жизни и т.д.

5. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям

окружающей среды и т.д.

6. Задачи на определение значения приспособлений.

Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока.

7. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

Пример творческой работы учащихся

«Что думает обо мне мое сердце?»

Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.

И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.

- Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.

- Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!

- Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.

- А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

(Зачитываю стихотворение «Сердце» на фоне музыки).

Мне так плохо, так устало,

И нет больше сил стучать.

Наверное осталось мало...

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем

И если вы нас не спасете.

Мы только от куренья пропадем!

2. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.


Открытые творческие задачи по биологии

Например:

а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?

(Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Проблемные биологические задачи исследовательского характера

по теме «Основы экологии »


1. Известно, что неядовитые змеи полозы питаются в природе мышевидными грызунами. Но выпущен­ная в террариум со змеей белая мышь через сут­и не была съедена. Выскажите наибольшее чис­ло гипотез, объясняющих этот факт.

2. Ученому-биологу необходимо изучить изменение активности травяных лягушек в зависимости от времени суток. Опишите возможный план прове­дения работы и укажите порядок действий при ее выполнении. Разработайте возможную методи­ку исследования.

3. Ученый проводил длительные наблюдения за ка­нарейкой в неволе. Выяснилось, что при темпе­ратуре +10 °С птица поедает на 8 г корма больше, чем при температуре воздуха +25 °С за то же са­мое время. Как можно объяснить полученные ре­зультаты?

4. Ученый долгое время в одни и те же часы утром, днем и вечером проводил подсчет числа чаек в не­большой колонии этих птиц. Какие цели могли стоять перед исследователем? Какие вопросы био­логии птиц могут быть изучены таким образом?

5. Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мерт­выми. Предложите возможно большее число ги­потез, объясняющих причины гибели рыб.

6. Ученому-биологу нужно изучить сезонные изме­нения численности мелких грызунов леммингов тундре. Что должен сделать ученый, чтобы получить представление о численности леммингов в каждый момент исследования? Опишите план работы, укажите порядок действий при ее выполнении .

7. Какие причины могли исказить результаты, полученные при изучении численности леммингов? Как можно уменьшить влияние каждой из этих причин на результаты исследования?

8. Ученый установил , что безногая ящерица веретеница делает за одну минуту при температуре + 25о С двадцать девять вдохов, при температуре + 20о С – двадцать один вдох, при температуре +15о С – двенадцать вдохов. Какой вывод можно сделать на основании полученных результатов? Как можно оформить эти результаты для олимпиадной работы? (Приведите примеры оформления).


Экологические задачи исследовательской направленности


Задача 1

Перед вами стоит задача – исследовать реакцию одноклеточного организма (зеленой эвглены) на свет.

  1. Выскажите предположения (гипотезы) о возможных результатах , которые могут быть получены в итоге исследования. Обоснуйте свои предположения.

  2. Как может быть организован и проведен этот опыт?

Задача 2

В результате проведенного исследования выяснилось , что среднее число пульсаций сократительной вакуоли инфузории-туфельки составляет:

при температуре + 15о С – 3 раза в минуту;

при температуре + 30 о С – 9 раз в минуту;

при температуре + 20 о С – 4 раза в минуту;

при температуре + 25 о С – 6 раз в минуту.

  1. Как можно объяснить полученные результаты?

  2. Каким образом могут быть оформлены эти результаты для научной статьи или отчета? Предложите возможные варианты оформления.

Задача 3

Сразу же после сильного дождя дождевые черви в большом количестве выползают из своих норок на по­верхность почвы.

1. Чем можно объяснить это явление? Приведите свои гипотезы.

2. Какие из предложенных гипотез кажутся вам наи­более вероятными и почему?

Задача 4

Однажды при наблюдении за пауком-крестовиком было замечено, что он последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшегося в нее насекомого. Насекомое упало на землю, освободилось от остатков паутины и улетело.

1. Почему насекомое не стало жертвой паука? Изло­жите свои гипотезы.

2. Как можно экспериментально проверить правиль­ность некоторых из предложенных гипотез? Ка­кие опыты необходимо провести для этого?

Задача 5

На двух различных и удаленных друг от друга тер­риториях наблюдался массовый вылет взрослых май­ских жуков. При тщательном изучении пойманных жуков (по 500 экземпляров с каждой территории) вы­яснилось, что средняя длина тел жуков с первой терри­тории на 4 мм больше, чем со второй.

1. На какой стадии развития майских жуков могли возникнуть эти различия в размерах?

2. Какие причины могли привести к возникновению этих различий? Изложите свои гипотезы.

3. Как можно проверить каждую из гипотез? Спла­нируйте необходимые эксперименты и продумай­те их методику.



Задача 6

Предположим, что ваша задача — изучение видового состава кормов птиц.

1. Предложите возможные способы решения этой за­дачи.

2. Одинаковым ли будет видовой состав кормов у птиц одного вида, но разного возраста? А у птиц одного вида и возраста в различные сезоны года? Почему? Изложите свои гипотезы.

Задача 7

Обыкновенные чайки, откладывающие яйца в откры­тые примитивные гнезда на земле, после вылупления птенцов относят осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывают. Так же поступают, например, скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках. А вот куриные птицы (куропатки, тетерева и др.) обычно ос­тавляют скорлупу яиц в гнезде,

1. Каким образом можно объяснить столь различное отношение птиц к осколкам яичной скорлупы, в их гнездах?

2. Какое биологическое значение может иметь пове­дение птиц, связанное с удалением осколков скор­лупы из гнезда? Изложите свои гипотезы.

3. Какие наблюдения и опыты можно провести для проверки правильности наиболее вероятных из ги­потез?

Задача 8

В результате наблюдения установлено, что при ухуд­шении погоды взрослые стрижи улетают далеко от сво­их гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за вре­мя отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода.

1. Почему удается выжить птенцам? Изложите свои гипотезы.

2. Какие конкретные исследования необходимо про­вести, чтобы проверить правильность каждой из предложенных гипотез?

Задача 9

Известно, что чайки разных видов в последние деся­тилетия постепенно отказываются от природных мор­ских кормов и все активнее питаются на суше.

1. Как можно объяснить это явление? Изложите свои гипотезы,

2. Какие исследования необходимо провести допол­нительно, чтобы проверить правильность каждой из высказанных гипотез?

Задача 10

Некоторые млекопитающие периодически отправля­ются в массовые миграции. Предложите способы изуче­ния причин этих миграций.



Тесты для самопроверки знаний.

Тест 1. Дыхательные движения


Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.


1.Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются.

2.Выдох происходит без затрат энергии.

3.Во время вдоха ребра грудной клетки поднимаются.

4.Во время выдоха диафрагма принимает плоскую форму.

5.Продолжительность вдоха, если все дыхательные движение принять за 100%, составляет 20-40%.

6.Во время выдоха мышцы расслабляются.

7.Вдох осуществляется без затрат энергии.

8.Во время вдоха давление в легочных пузырьках выше атмосферного.

9.Продолжительность выдоха, если все дыхательное движение принять за 100%, составляет 60-80%.

10.Выдох осуществляется с затратами энергии.

11.Во время вдоха давление в легочных пузырьках становится выше атмосферного.

12.Во время выдоха объем грудной клетки увеличивается.

Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается.


Тест 2. Дыхание


Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которые даны правильные ответы:


1.Дыхательный центр расположен:

а) в мозжечке;

б) в продолговатом мозге;

в) в коре больших полушарий;

г) в промежуточном мозге.

2.Ритмичные дыхательные движения осуществляются благодаря:

а) сознанию;

б) повышенной концентрации углекислого газа в крови;

в) повышенной концентрации кислорода в крови;

г) вегетативной нервной системе.

3.В организме кислород усваивается:

а) носоглоткой;

б) легкими;

в) эритроцитами крови;

г) митохондриями клеток.

4.Кислород поглощается организмом для:

а) его охлаждения;

б) выделения двуокиси углерода;

в) окисления питательных веществ;

г) синтеза АТФ.

5.В норме у взрослого человека число дыхательных движений в минуту составляет:

а) 18-20;

б) 10-12;

в) 25-27;

г) 5-7.

6.В крови углекислый газ транспортируется:

а) только с помощью эритроцитов;

б) только с помощью плазмы;

в) с помощью плазмы и эритроцитов;

г) с помощью лейкоцитов.

7.в спокойном состоянии в дыхании участвуют:

а) диафрагма;

б) мышцы спины;

в) брюшные мышцы;

г) межреберные мышцы.

8.Палочка Коха является возбудителем:

а) бронхиальной астмы;

б) гриппа;

в) ангины;

г) туберкулеза легких.

9.В носовой полости не происходит:

а) согревание воздуха;

б) обезвреживание воздуха;

в) очищение от частичек пыли;

г) осушение воздуха.

10.Туберкуз это:

а) капельная инфекция;

б) пылевая инфекция;

в) капельно-пылевая инфекция;

г) все ответы правильные.

11.Жизненная емкость легких это:

а) дыхательный объем +глубокий вдох +глубокий выдох;

б) дыхательный объем +остаточный объем +глубокий вдох;

в) дыхательный объем +остаточный объем +объем мертвого пространства;

г) глубокий выдох +глубокий вдох +остаточный объем.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!