Под концепцией, согласно толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Исходя из такого понимания термина «концепция», я определяю концепцию личностно- ориентированного обучения как систему взглядов группы ученых на личностно- ориентированный образовательный процесс - его сущность, цель, содержание и способы его организации, принципы, критерии и показатели его эффективности в практике моей образовательной деятельности.
В основе личностно- ориентированного обучения лежит признак индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а прежде всего, как индивида, наделенного своим субъективным опытом.(см.:«Технологии личностно-ориентированного обучения», автор Якиманская Ириада Яковлевна).
Технология саморазвивающего обучения содержит все названные качества технологии личностно-ориентированного обучения и дополняются особенностями, что деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и потребностями саморазвития личности.(см.:«Технологии саморазвивающего обучения». автор- Селевко Герман Константинович).
Технология саморазвития человека обусловлена новыми мировоззренческими позициями :человек- вселенское явление, вселенское «семя», которое выращивается на Земле; - человек – саморазвивающая система. Его нельзя учить, он учится сам. Ему нужно создавать условия для саморазвития.(см.: «Природно-рефлексивная технология саморазвития человека.»,автор Вазина Кия Яковлевна).
Выбор и применение указанных технологий личностно- ориентированного обучения, проведения при этом психодиагностики учащихся, использование ее результатов в практике работы обусловлено особенностями контингента обучающихся техникума, а также спецификой задач, решаемых БЖД.
В современной методике БЖД применение технологий личностно- ориентированного обучения и саморазвития личности, а также проведение психодиагностики учащихся и применение ее данных является открытой, практически не изученной темой.
Предмет БЖД, как никакой другой, призван решать эти задачи.
В обучении ОБЖ-БЖД использую технологии личностно- ориентированного обучения на компетентностной основе с учетом необходимости реализации требований ФГОС в области ОБЖ-БЖД, где выделяю следующие основные компетенции:
1. Предвидение чрезвычайных ситуациях,опасных для человека, общества, окружающей среды.
2. Способность рационального поведения и выработка алгоритмов безопасного поведения в различных ЧС природного, техногенного и социального характера.
3. Ценностно- смысловая ориентация на осуществление здорового образа жизни, необходимости занятия спортом и физкультура, категорического неприятия вредных и опасных привычек, разрушающих здоровье человека.
4. Развитие социальной активности обучающихся, т.е. на формирование личности Гражданина, Семьянина, Защитника своего Отечества.
5. Военно-патриотическое воспитание, целью которого является развитие патриотизма, готовности к службе в Вооруженных Силах России и её вооруженной защите.
Считаю результатом реализации указанных компетенцийявляется компетентность обучающегося техникума, готового к безопасной жизнедеятельности, к позитивному выбору политической, экономической, профессиональной, культурной жизни, к вооруженной защите Родины, что соответствует базовым целям развития России в ХХ1 веке, обеспечивающим индивидуальную, национальную и глобальную безопасность при переходе цивилизации к постиндустриальной эпохе.
Исходя из вышесказанного, свои педагогические задачи я формулирую следующим образом:
- Помочь обучающемуся осознать свои цели и потребности в жизни - стать тем, кем он способен стать.
- Включить ОБЖ в сферу важных интересов обучаемого, связав их с практическими потребностями в самовыражении, саморазвитии.
- Расширить общий интеллектуальный кругозор обучающихся, обеспечить в процессе обучения развитие обще учебных умений и навыков,творческих способностей обучающегося.
4. Реализовать поставленные задачи Программы курсов ОБЖ-БЖД КГАПОУ »Краснокамский политехнический техникум».
С этой целью считаю необходимым:
- Систематическое изучение интересов и потребностей обучающихся, использование их в формировании мотивации обучения.
- Обучение студента работать в группе, паре, индивидуально; развивать коммуникативные способности, творческие способности и толерантность (терпимость и уважение чужого мнения).
- Организация работы по успешному формированию основных навыков учебного труда на всех стадиях обучения ОБЖ-БЖД.
Поэтому с позиции своего 42- летнего педагогического опыта считаю, что каждый педагог обязан в совершенстве владеть различными образовательными технологиями личностно- ориентированного обучения и саморазвития личности, информационно – коммуникативными технология-ми, методикой проведения психодиагностики личности.
Это позволяет вникнуть в проблемы обучающихся, приходящих в техникум (часто никому не нужных, озлобленных на равнодушие окружающих к своей судьбе), чуточку заглянуть в их души, провести коррекцию проблем развития обучающихся, помочь им адаптироваться в сложных условиях современной жизни.
Результатами применения указанных технологий являются:
-100% успеваемость по предметам ОБЖ и БЖД при 78-100% качестве знаний обучаемых, прочные практические навыки скоростной неполной разборки и сборки автомата АКМ -74, использования приборов радиационной и химической разведки и средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи,, навыками оказания первой неотложной помощи пострадавшим в случае ЧС;
-отсутствие лиц среди обучаемых техникума, употребляющих психотропные вещества;
-снижение количества правонарушений, совершаемых обучаемыми техникума;
-высокая результативность в муниципальных и краевых соревнованиях среди обучаемых СПО и ВУЗов Пермского края, в которых обучаемые нашего техникума стабильно добиваются высоких результатов.
-ежегодно не менее 45-60 выпускников нашего техникума проходят военную службу в различных Видах и Родах Войск России, где с честью выполняют свой воинский долг по защите своей Родины.