Гимазетдинова Ильсияр Назыхаровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Менделеевского муниципального района РТ
Творчество Бориса Пастернака в оценке современников поэта
«Пастернак - большой поэт. Он сейчас больше всех:
большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет».
Марина Цветаева.
Эссе «Поэзия вечной мужественности»
От автора
Борис Леонидович Пастернак с октября 1916 года по март 1917 года жил и работал в наших краях – в Бондюге, так назывался город Менделеевск до революции. Статья предназначена прежде всего для тех, кому интересны жизнь и творчество Бориса Пастернака. Данный материал можно применить и на уроках литературы при изучении творчества Бориса Пастернака. На уроках русского языка при изучении или повторении тем «Прямая речь», «Цитаты», «Авторские знаки» в качестве примеров могут быть использованы высказывания современников поэта.
Вокруг творчества Бориса Леонидовича Пастернака до сих пор ведутся споры. Одни исследователи считают его стихи чересчур манерными, туманными, с затемненным смыслом. Другие, наоборот, считают Пастернака настоящим художником слова. Многое написано, сказано, но во многом ещё следует разобраться. Освещены многие темы и основные мотивы произведений этого автора, но и многое ещё не изучено.
Цель данной работы – изучить отзывы о творчестве Бориса Пастернака его современников.
В своей работе я рассмотрела только небольшие фрагменты поэзии Пастернака. Для того чтобы изучить все творчество Пастернака, требуется время и все не уместить в небольшой по объему статье.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1) изучить письма, высказывания, взгляды, воспоминания, фрагменты дневников современников поэта;
2) выявить отношение к творчеству Бориса Пастернака его современников;
3) прочитать стихотворения Бориса Пастернака.
Счастливые детские годы заложили основу характера Бориса Леонидовича Пастернака – человека. Анна Ахматова, дружба с которой началась еще в 1922 году, написала о Пастернаке:
Он награжден каким–то высшим детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством
И он ее со всеми разделил.
(«Поэт (Борис Пастернак)», 1936 год)
Своеобразие поэтического мира Бориса Леонидовича Пастернака предопределено историей его творческого становления.
Сын известного художника-импрессиониста, он, по его собственному признанию, до 10-12 лет рисовал. «Мог бы стать художником, если бы работал», - говорил отец Бориса Пастернака. Однако страсть к музыке, унаследованная от матери, известной пианистки Р. И. Кауфман, оказалась сильнее живописных наклонностей. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин. «Выслушал, поддержал, окрылил и благословил». Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. По совету своего кумира в 1909 году Б. Пастернак поступил на философский факультет Московского университета.
С тех пор живопись, музыка и философия «вошли в состав» его творчества. В дальнейшем лирика Пастернака будет развиваться в тесной связи с этими тремя близкими ей сферами человеческого духа.
У живописи поэт учился говорить о себе, о своих чувствах, изображая окружающий мир, подобно тому, как в любом живописном полотне незримо присутствует его автор-художник.
Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывают грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходит жизнь, действительность и быль.
(«После грозы», 1958)
Склонность к музыкальной импровизации объясняет убежденность поэта в том, что «..И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд» («Февраль. Достать чернил и плакать...», 1912).
Действительно, сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи поэта, часто кажутся произвольными, даже непонятными: грачи с деревьев сорвутся «как обугленные груши», ветер не пронизан, а «изрыт» их криками, сам поэт о февральской оттепели пишет не взахлеб, а «навзрыд» и т. д. (Из стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать...», 1912).
За окнами давка, толпится листва
И палое небо с дорог не подобрано.
Вот луч, покатясь с паутины, залег
В крапиве, но кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.
(«После дождя», 1915)
Таким образом, композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяют у поэта отбор этих образов:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в Рифму пузыри.
(«Поэзия», 1922)
«Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть полезны от туберкулеза», - писал Осип Мандельштам.
Марина Цветаева так определила поэзию Бориса Пастернака: «...Кстати, о световом в поэзии Пастернака. Светопись: так бы я назвала. Поэт светлот (как иные, например, темнот). Свет. Вечная Мужественность. Свет в пространстве, свет в движении, световые прорези (сквозняки), световые взрывы, какие-то световые пиршества. Захлестнут и залит. И не солнцем только: всем, что излучает, - а для него, Пастернака, от всего идут лучи. Световой ливень».
Философичность стихов Пастернака заключается в том, что они разрешают самую важную проблему XX века - проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла. Прекрасная и могучая природа человеку начала 20 века видится равнодушной, даже жестокой: стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы, кажется, в любой момент готовы стереть людей с лица земли. Природа равнодушна к человеку, но не у Пастернака:
И вот ты входишь в березняк,
Вы всматриваетесь друг в дружку.
Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
(«Ландыши», 1927)
Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями, и уже поэтому не может быть чуждым человеку: «Тополь удивлен», «даль пугается», «воздух синь» («Весна», 1918). Поэтические сравнения и метафоры оказываются превосходным средством сближать человеческое и природное, одухотворять внешний мир и растворять в природе мир внутренний.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
(«Когда разгуляется», 1956).
Анна Ахматова отмечала: «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой… Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его».
Известно, что по количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает 1 место в русской поэзии.
Настоящую славу поэту принесла книга “Сестра моя – жизнь”, написанная в 1917 году, но изданная лишь в 1922 году. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – слитность с миром природы, с жизнью. Этот сборник поставил Бориса Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Его издание вызвало восторженные отзывы поэтов самых разных направлений: В.Брюсова, М.Цветаевой, В.Маяковского, О.Мандельштама. «У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, - писал В.Я.Брюсов, - но его стихи, может быть, без ведома автора, пропитаны духом современности».
Впервые Пастернак прочитал стихи из книги “Сестра моя – жизнь” В.В. Маяковскому. Их знакомство состоялось еще в 1914 году. Встреча потрясла Пастернака, он был без ума от Маяковского и сознавал себя полной бездарностью. Именно это знакомство заставило поэта серьезно отнестись к своему творчеству. Но они были разными людьми. Маяковский говорил: «Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге».
Некоторые произведения, созданные в 1917 году, вошли в четвертую книгу стихов Б.Пастернака «Темы и вариации». Марина Цветаева, сравнивая эту книгу с книгой «Сестра моя – жизнь», писала: «Ваша книга («Темы и вариации») – ожог. Та («Сестра моя – жизнь») – ливень, а эта – ожог: мне больно было, и я дула».
Но отношение политиков и прессы к поэту было неоднозначным. Отзывы прессы в середине 30-х годов 20 века:
- «До сих пор Пастернак не написал ни одного слова о пролетарской революции, о ленинизме. Это возмутительно!»
- «На своих выступлениях говорит, что поэзия и социализм несовместимы. Это неслыханно!»
Когда в 1936 году Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, он продекламировал: “Цвет небесный, синий цвет”, и добавил: “Оставьте его, он небожитель”. Так друзья Пастернака – грузинские поэты, которых он сделал всемирно известными своими переводами, – волею судьбы спасли своего собрата.
Бориса Пастернака читают, о нем говорят, пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».
В Пастернаке гармонически сочетались человек и художник, который не терпел фальши и лицемерия в жизни и неискренности на бумаге.
В компании личин и кукол
Комедии я не ломал,
И в тон начальству не сюсюкал
В толпе льстецов и прихлебал.
(1958-1960)
Литература
1. Борис Пастернак, избранное, в двух книгах. М., Просвещение, 1991 год;
2. Борис Пастернак, «Доктор Живаго», роман. М., Издательство Эксмо, 2006 год;
3. Из писем Бориса Пастернака;
4. Анна Ахматова, стихотворения. Казань, 1990 год;
5. К. Поливанов. Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М., ГУ ВШЭ, 2006 год;
6. Интернет-источники.