СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество И.А.Бунина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших писателей реализма ХХ века. Его творческий путь в литературе продолжался более шестидесяти лет, начиная с первых печатных произведений в 1889 году и заканчивая последней работой о творчестве А.П. Чехова, опубликованной уже после смерти писателя в 1956 году.

  Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьёй человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти.

  В творчестве Бунина можно выделить три этапа:

1 этап – творчество 80-90-х годов XIX века (начало формирования личности Бунина как художника), 2 этап – 1900-1910-е годы ХХ века, 3 этап – период эмиграции 20-40-е годы. 

Просмотр содержимого документа
«Творчество И.А.Бунина»

ГБОУ СПО Лукояновский сельскохозяйственный техникум Дальнеконстантиновский филиал Творчество  Ивана Алексеевича Бунина  (1870 – 1953) Выполнил:  преподаватель  русского языка и литературы  Вздыхалина С.А.

ГБОУ СПО Лукояновский сельскохозяйственный техникум Дальнеконстантиновский филиал

Творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953)

Выполнил: преподаватель русского языка и литературы Вздыхалина С.А.

Содержание I И.А. Бунин. Жизнь и творчество.  Лирика И.А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. II И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. III Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». IV Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы.

Содержание

I И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность.

II И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

III Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник».

IV Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы.

Цели: Познакомиться с жизнью и творчеством И.А. Бунина; Дать общую характеристику бунинской лирики.  Углубить представление учащихся об отличительных особенностях бунинской прозы.

Цели:

  • Познакомиться с жизнью и творчеством И.А. Бунина;
  • Дать общую характеристику бунинской лирики.
  • Углубить представление учащихся об отличительных особенностях бунинской прозы.
 «…Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»  (М. Горький)

«…Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…» (М. Горький)

Иван Алексеевич Бунин  Дата рождения: 10(22) октября 1870 Место рождения: Воронеж Дата смерти: 8 ноября 1953 Место смерти: Париж Род деятельности: Поэт, прозаик  Премии: Пушкинская премия I степени за перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло Нобелевская премия «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

Иван Алексеевич Бунин

Дата рождения: 10(22) октября 1870

Место рождения: Воронеж

Дата смерти: 8 ноября 1953

Место смерти: Париж

Род деятельности: Поэт, прозаик

Премии:

Пушкинская премия I степени за перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло

Нобелевская премия «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

Иван Бунин родился в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни.  В дальнейшем семья переехала в имение  Озерки Орловской губернии. Отец — Алексей Николаевич  Бунин,  мать — Людмила Александровна  Бунина.
  • Иван Бунин родился в старинной дворянской семье в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озерки Орловской губернии.
  • Отец — Алексей Николаевич Бунин, мать — Людмила Александровна Бунина.
До 11 лет воспитывался дома,  в 1881 поступает в Елецкую  уездную гимназию, в 1885 возвращается  домой и продолжает образование под  руководством старшего брата Юлия.
  • До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия.
Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

Много занимался самообразованием, увлекаясь чтением мировой и отечественной литературной классики.

Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891),  «Под открытым небом» (1898),  «Листопад» (1901; Пушкинская премия).

Сборники «Стихотворения» (Орёл, 1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901; Пушкинская премия).

В 1906 Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в1922) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С.А Муромцева, председателя Государственной Думы Российской Империи 1 созыва.
  • В 1906 Бунин сожительствует (гражданский брак оформлен в1922) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С.А Муромцева, председателя Государственной Думы Российской Империи 1 созыва.
В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением): Оскудение дворянских усадеб ( «Антоновские яблоки » 1900) Жестокий лик деревни ( «Деревня», 1910, «Суходол», 1911) Гибельное забвение нравственных основ жизни ( «Господин из Сан-Франциско» , 1915). Резкое неприятие Октябрьской Революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь», 1924, сборнике рассказов «Тёмные аллеи», 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы. Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.

В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением):

  • Оскудение дворянских усадеб ( «Антоновские яблоки » 1900)
  • Жестокий лик деревни ( «Деревня», 1910, «Суходол», 1911)
  • Гибельное забвение нравственных основ жизни ( «Господин из Сан-Франциско» , 1915).
  • Резкое неприятие Октябрьской Революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).
  • В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.
  • Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь», 1924, сборнике рассказов «Тёмные аллеи», 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы.
  • Перевёл «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Впервые была напечатана в газете «Орловский вестник» в 1896 г. В конце того же года типография газеты издала «Песнь о Гайавате» отдельной книгой.
9 ноября 1933 г. присуждена Нобелевская премия (вручение премии – 10 декабря)

9 ноября 1933 г. присуждена Нобелевская премия (вручение премии – 10 декабря)

8 ноября 1953 г около двух часов ночи в Париже умер Иван Алексеевич Бунин. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

8 ноября 1953 г около двух часов ночи в Париже умер Иван Алексеевич Бунин.

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

«Господин из Сан-Франциско»  (1915г) «Этот рассказ – «лучшее из того, что создал писатель под впечатлением своих путешествий.»  (критик Л.В. Никулин)

«Господин из Сан-Франциско» (1915г)

«Этот рассказ – «лучшее из того, что создал писатель под впечатлением своих путешествий.»

(критик Л.В. Никулин)

Анализ рассказа по вопросам О чем этот рассказ? Выделить элементы сюжета. Каким вы представляете себе господина? Его внешность, манеры. Какие чувства вызывает у вас этот господин? Расскажите, как он готовился к путешествию? Где мечтал побывать? Как отдохнуть? (Подробно рассказать о маршруте путешествия.) Почему главный герой и его семья недовольны отдыхом? Почему автор не дал имени герою? Он – только господин из Сан-Франциско. С какой целью Бунин подробно описал вечерний костюм главного героя? Как отнеслись к смерти господина окружающие и его семья? Найдите в тексте и зачитайте описание природы. Какова их роль? Назовите встречающиеся слова-символы. Считаете ли вы случайным название корабля «Атлантида»? Каков, на ваш взгляд, смысл названия? На какие особенности писательской манеры Бунина вы обратили внимание?

Анализ рассказа по вопросам

  • О чем этот рассказ? Выделить элементы сюжета.
  • Каким вы представляете себе господина? Его внешность, манеры. Какие чувства вызывает у вас этот господин?
  • Расскажите, как он готовился к путешествию? Где мечтал побывать? Как отдохнуть? (Подробно рассказать о маршруте путешествия.)
  • Почему главный герой и его семья недовольны отдыхом?
  • Почему автор не дал имени герою? Он – только господин из Сан-Франциско.
  • С какой целью Бунин подробно описал вечерний костюм главного героя?
  • Как отнеслись к смерти господина окружающие и его семья?
  • Найдите в тексте и зачитайте описание природы. Какова их роль?
  • Назовите встречающиеся слова-символы. Считаете ли вы случайным название корабля «Атлантида»? Каков, на ваш взгляд, смысл названия?
  • На какие особенности писательской манеры Бунина вы обратили внимание?
Основная мысль В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка и неизбежной гибели буржуазной цивилизации. Острое чувство кризиса этой бездуховной цивилизации сочетается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смести и бессмертии.

Основная мысль

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка и неизбежной гибели буржуазной цивилизации.

Острое чувство кризиса этой бездуховной цивилизации сочетается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смести и бессмертии.

Герой рассказа Герой, безымянный миллионер, олицетворяет человека буржуазной цивилизации. Автор не называет его по имени, поскольку именно в этом суть образа. Сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может пользоваться всеми благами, которые гарантируют ему его статус. Во внешности героя подчеркнуты богатства и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы зубов», его крепкая лысая голова сравнивается со старой слоновой костью. Описание сопровождает авторская ирония. Человеческое начинает проявляться в господине только после смерти: «черты его стали утончаться, светлеть». После смерти резко меняется отношение к нему окружающих(прислуга, трепетавшая перед живым господином, издевательски смеется над мертвым). В господине при жизни не было ничего духовного. Его цель стать богатым осуществилась, но он не стал от этого счастливым. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Герой рассказа

Герой, безымянный миллионер, олицетворяет человека буржуазной цивилизации. Автор не называет его по имени, поскольку именно в этом суть образа. Сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может пользоваться всеми благами, которые гарантируют ему его статус.

Во внешности героя подчеркнуты богатства и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы зубов», его крепкая лысая голова сравнивается со старой слоновой костью. Описание сопровождает авторская ирония.

Человеческое начинает проявляться в господине только после смерти: «черты его стали утончаться, светлеть».

После смерти резко меняется отношение к нему окружающих(прислуга, трепетавшая перед живым господином, издевательски смеется над мертвым).

В господине при жизни не было ничего духовного. Его цель стать богатым осуществилась, но он не стал от этого счастливым. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Образы - символы В рассказе много аллегорий, ассоциаций, символов. Корабль «Атлантида» - символ цивилизации. Возникают ассоциации с затонувшим мифическим континентом и с погибшим «Титаником». Море – весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя. Много библейских аллегорий. Это трюм корабля, который можно сравнить с преисподней. Это люди, работающие у гигантской топки корабля, которую автор называет «девятым кругом ада». Автор намекает, что господин из Сан-Франциско продал душу дьяволу за земные блага. Пароход, разделенный на верхние этажи, трюмы и палубы – слои общества. Все развлечения пассажиров нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель, - его заглушают звуки прекрасного струнного оркестра.

Образы - символы

В рассказе много аллегорий, ассоциаций, символов. Корабль «Атлантида» - символ цивилизации. Возникают ассоциации с затонувшим мифическим континентом и с погибшим «Титаником».

Море – весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя. Много библейских аллегорий. Это трюм корабля, который можно сравнить с преисподней. Это люди, работающие у гигантской топки корабля, которую автор называет «девятым кругом ада». Автор намекает, что господин из Сан-Франциско продал душу дьяволу за земные блага. Пароход, разделенный на верхние этажи, трюмы и палубы – слои общества. Все развлечения пассажиров нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель, - его заглушают звуки прекрасного струнного оркестра.

«Темные аллеи» (1937 – 1945)  «Я написал свою лучшую книгу»  И.А. Бунин

«Темные аллеи» (1937 – 1945)

«Я написал свою лучшую книгу» И.А. Бунин

Композиция: 3 части, 37 рассказов. Молитвы любви в произведения Бунина: Рассказ «Темные аллеи» - сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями. Пробуждение и влечение к женщине («Начало»). Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»). Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и мн. др.). Любовь в конце жизни («В Париже») . «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»). «Холодная осень» - маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Темных аллей» - любви и смерти. «Натали» - телесное духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви» . Гимн возвышенному лучезарному чувству. «Чистый понедельник» - лучший рассказ И.А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

Композиция: 3 части, 37 рассказов.

Молитвы любви в произведения Бунина:

  • Рассказ «Темные аллеи» - сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.
  • Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).
  • Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).
  • Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и мн. др.).
  • Любовь в конце жизни («В Париже») .
  • «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).
  • «Холодная осень» - маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Темных аллей» - любви и смерти.
  • «Натали» - телесное духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви» . Гимн возвышенному лучезарному чувству.
  • «Чистый понедельник» - лучший рассказ И.А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

«Чистый понедельник»  (12 мая 1944 г) Художник Иван Шмелев Художник  Василий Григорьевич Перов Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»  И. Бунин

«Чистый понедельник» (12 мая 1944 г)

Художник Иван Шмелев

Художник Василий Григорьевич Перов

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» И. Бунин

Вопросы и задания к уроку   События рассказа протекают в январе-марте. Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

Вопросы и задания к уроку

 

События рассказа протекают в январе-марте.

Какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

Анализ рассказа  «Чистый понедельник» Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40 дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

Пост установлен в воспоминание 40 дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Символично ли название рассказа? Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?  А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе. В. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (исторический роман В.Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать». Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева.  Гюго фон Гофмансталь. Австрийский символист. Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист. Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утонченных эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик.

Символично ли название рассказа?

Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

  • А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.
  • В. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (исторический роман В.Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».
  • Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева.
  • Гюго фон Гофмансталь. Австрийский символист.
  • Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.
  • Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утонченных эротических стихов.
  • Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик.
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов?  Как соотносится в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти примеры в тексте). Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?   Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?  Как описывает автор свою героиню?  Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?   В чем проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина-стилиста с помощью филологического анализа. Какие художественные средства использует Бунин в это рассказе.
  • Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имен литераторов?
  • Как соотносится в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти примеры в тексте). Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
  • Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  • Как описывает автор свою героиню?
  • Как характеризует рассказчик свою возлюбленную?
  • В чем проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина-стилиста с помощью филологического анализа.
  • Какие художественные средства использует Бунин в это рассказе.
 «Чистый понедельник» – это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.  «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора о глубокой любви Бунина к России. «Чистый понедельник» – это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя - «лучшего стилиста современности» (М. Горький).
  • «Чистый понедельник» – это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
  • «Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора о глубокой любви Бунина к России.
  • «Чистый понедельник» – это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя - «лучшего стилиста современности» (М. Горький).
Закрепление материала  Где и когда родился И.А. Бунин?  10 октября (22 ноября) 1870 г. в городе Воронеже.  Назовите известных выдающихся личностей из рода Буниных?  А.П. Бунина, В.А. Жуковский  В каким году был избран почетным членом Российской Академии наук?  в 1909 г.  Какую престижную литературную премию получил Бунин в 1933 г.?  Нобелевскую премию  Когда впервые после революции 1917 г. в России были изданы сочинения Бунина?  в 1956 г.  Где находится могила И.А. Бунина?  Во Франции, в Сент-Женевьев-де-Буа

Закрепление материала

  • Где и когда родился И.А. Бунин?

10 октября (22 ноября) 1870 г. в городе Воронеже.

  • Назовите известных выдающихся личностей из рода Буниных?

А.П. Бунина, В.А. Жуковский

  • В каким году был избран почетным членом Российской Академии наук?

в 1909 г.

  • Какую престижную литературную премию получил Бунин в 1933 г.?

Нобелевскую премию

  • Когда впервые после революции 1917 г. в России были изданы сочинения Бунина?

в 1956 г.

  • Где находится могила И.А. Бунина?

Во Франции, в Сент-Женевьев-де-Буа

Литература    Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. «ВАКО» М., 2004.  Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 - 11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.  Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9 – 11 классы. Волгоград, «Учитель», 2002.  Косивцова Л.И., Литература 11 класс (поурочные планы) Волгоград, «Учитель», 2002.

Литература

  • Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. «ВАКО» М., 2004.
  • Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 - 11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
  • Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9 – 11 классы. Волгоград, «Учитель», 2002.
  • Косивцова Л.И., Литература 11 класс (поурочные планы) Волгоград, «Учитель», 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!