Тема открытого урока: Твори добро (По сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.
Способствование воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Участники: учащиеся 5 класса.
Оборудование:
Проектор, компьютер, презентационный материал, выполненный в PowerPoint.
Учитель : Приветствую вас, ребята!
Каждый день, встречаясь, мы произносим хорошо известное всем слово – Здравствуйте! А знаете ли вы, что это не простое приветствие? Это слово пожелание здоровья.
Посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, и это будет акт добра. А теперь улыбнитесь гостям и пожелайте здоровья и им.
Садитесь.
-Наша сегодняшняя встреча и беседа об одном из важнейших в наше время, нравственных понятий. А что это за понятия, скажете вы, просмотрев небольшой видеоролик. («Любви достойны все”? просмотр ролика)
- Какие чувства вызвал у вас сюжет? Так о чем же мы будем говорить сегодня?
(слайд 1)
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит, жить на земле как люди?
- Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как её прожить.
- В русском языке есть немало прекрасных слов определяющих одно из лучших качеств человека- доброту. Попробуйте назвать синонимы (милосердие, отзывчивость, сострадание).
- Молодцы ребята, мы, постараемся разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта и милосердие.(слайд 4)
- Давайте немного поработаем. Перед вами чистые листы, положите на один из них свою руку и обведите ладонь. На каждом пальчике напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей. Но мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Поверните лист бумаги и еще раз обведите свою ладонь. Теперь напишите те свои качества, которые вам мешают и которые бы вы хотели в себе изменить.
-Ребята, все ли пальчики вы сумели заполнить? Наверное, очень трудно вот так сразу распознать даже самого себя… А уж распознать, что в душе другого человека еще сложнее.
Перед нашей встречей я попросила провести социологический опрос у разновозрастной группы людей. Это были ученики нашей школы, их родители и учителя. Всех попросили назвать 5 качеств доброго человека и 5 качеств - злого человека. Победителями стали чаще всего называемые качества.
- Так кто же это добрый человек? Давайте посмотрим, как это понимает большинство.(слайд5)
- А теперь сравните, свои результаты. Какими качествами доброго человека на своей ладони вы можете гордиться?
Обратите внимание на экран. «Нам жизнь дана на добрые дела». (слайд 6)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- А какие пословицы , поговорки и высказывания о милосердии и о добре вы нашли, это было вашим заданием? (Только порошу не повторять уже услышанное).
Школьники знакомят со своими изысканиями.
- К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким, а что уж говорить о животных…
Учитель: Человеческое равнодушие , а порой и просто жестокость не могут не вызывать негодования и боли в добрых и отзывчивых людях. И эти фотографии сделаны именно такими людьми с добрым и милосердным сердцем.
Наша классическая литература – это кладезь мудрости, духовного богатства. Её всегда волновали вопросы нравственного совершенствования человека, его духовного роста. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Л. Н. Толстого, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Ч. Айтматова, А. А. Лиханова, Д. С. Лихачёва и многих других. Их произведения – это и есть уроки доброты, которые они завещали нам.
Послушайте еще одно стихотворение Эдуарда Асадова «Падает снег».
Как вы считаете, нужно ли поступать так, как подсказывает Эдуард Асадов в своем стихотворении? А что сделать, если твой поступок не поймут?
- Добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее, злой – дурное.
(Слайд 12) «Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь,
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты тоже поможешь…»
Помогать людям можно по-разному: добрым словом, деньгами, добрым поступком. (слайды 13-15)
Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству.
Для начала обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.
Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой, почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).
Возвращаемся к сказке. Слово учителя.
Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».
О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?
А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.
-Где происходят события? (В деревне Бережки)
Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..
- Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
-Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?
Выборочное выразительное чтение эпизода.
Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?
Эпизод «Филька просит прощение у коня».
Какова роль мельника? Ребят?
Какие чувства стали испытывать главные герои?
- А что же сделал Филька?
- Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег.
- А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья.
- А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей.
Соответствует ли имя мальчика его поступкам?
- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?
- Счастливым. Зачитайте отрывок в учебнике.
Слова учителя. -
П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!
Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не «виновных»!
Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
6.Самостоятельная работа.
Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?
Учащиеся: (примерные ответы)
Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.
Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.
Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
- Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
ПРОСТИ
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»?
- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь.
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей признавать свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.
8.Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________
Самым интересным для меня..______________________________________________
Мне непонятно…_______________________________________________________
Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________
Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.
Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу:
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра.
По древнеиндейской легенде бабочки — это чьи-то души, не улетевшие на небеса. И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов. Если Вы возьмете бабочек в руки и нашепчете им свои желания. Бабочки обязательно доставят их на небо. Ваши мечты непременно исполнятся. Творите добро своими руками…
Я тоже хочу сотворить маленькое чудо , я дарю каждому из вас бабочку, говорят каждая высказанная вслух мысль материальна, я хочу пожелать вам встречать на своем пути только милосердных людей, милосердных – это значит милых сердцу – хорошее русское слово. А теперь предлагаю вам взять в руки свою бабочку и произнести свое пожелание, оно обязательно сбудется, если ваше пожелание будет идти от чистого сердца , от всей души. А бабочку обязательно подарите тому, кому произнесете свое пожелание. Кто хочет попробовать? (дети дарят бабочек вместе с пожеланиями).
Хочется верить, что сегодняшняя беседа не прошла даром и вы усвоили правила добра и милосердия.
Спасибо за работу.