Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас.
В серии статей я напишу о своем опыте, который основан на практике. Это статья, будет вам интересна, я предлагаю вам окунуться в историю людей, про родителей этой замечательной техника. Вся премудрость техники папье - маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в школе дети знакомились с техникой папье - маше и с любовью вспоминают эти уроки. Я хочу поделиться своим опытом и своими открытиями в этой технике. Могу утвердительно сказать что техника папье - маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).
Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.
Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и год создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220-м годом до н.э.
Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний.
Религиозное учение буддистов требовало от своих приверженцев аскетического образа жизни. Исходя из этого, восьмой сегун династии Токугава - Ёсимунэ, правивший в XVIII веке, издал ряд указов, согласно которым в стране вводились ограничения на роскошь. Никаких дорогих материалов при изготовлении одежды, кухонной утвари и даже игрушек. Так и получилось, что в обиход вошли изделия из папье-маше, которые изготавливались из самого доступного и дешевого сырья - макулатуры.
Харико - так в Японии называются изделия из папье-маше, просты в изготовлении, стоят дешево и выглядят не менее эффектно, чем настоящие дорогостоящие произведения искусства из фарфора, кости, дерева, создание которых требует от мастера больших трудов.
Новые законы способствовали широкому распространению папье-маше. Однако было бы неверно считать, что харико появилось именно благодаря сегуну и его нововведениям. Открытие этого интересного вида искусства, принадлежит китайцам, изобретшим бумагу. При изготовлении бумажных листов использовалась пульпа из целлюлозы, из которой, при желании, можно было слепить фигурки разной формы. Специально подготавливая заготовки из дерева, мастера заполняли их предварительно смоченной пульпой, в результате получая статуэтки. Уже позже такая технология использовалась для изготовления муляжных шлемов и крышек для кухонной утвари.
Японские мастера переняли эту технику еще в VIII веке. Ими было создано множество статуэток на религиозную тематику. Конечно, по качеству и, соответственно, цене, они не могли сравниваться с творениями из бронзы, резного дерева, но, тем не менее, изделиями из папье-маше украшались дома небогатых людей и бедные храмы. Более того, были созданы вещи, которые можно было сравнить с настоящими произведениями искусства, причем некоторые из них оказались настолько прочными, что сохранились и по сегодняшний день. Так статуэтка бодхисаттвы Мондзю - Мондзю-босацу была изготовлена в 1269 год и в настоящее время она хранится в сокровищнице буддийского храма Тюгудзи (Икаруга, преф. Нара).
Изначально, японские мастера следовали схеме, которую использовали китайцы. Так, они сначала подготавливали форму, а затем заполняли ее целлюлозной пульпой, предварительно вымоченной в воде. После этого будущая поделка хорошо просушивалась, промазывалась раствором клея и, уже после этого, на нее наносился рисунок. Со временем японцы нашли несколько иной способ работы. Они в течение двадцати дней вымачивали в воде нарезанные бумажные полоски. Причем использовали для этого не дорогостоящую бумагу васи, а уже использованные и исписанные листы, что позволяло пускать в ход вторсырье. Обкладывая бумагой форму, мастера промазывали клеем каждый проложенный слой, в результате добиваясь прочности изделия. Если будущее изделие имело сложную форму его делали из двух половинок, которые соединялись уже после того как были хорошо высушены. Специально для того, чтобы даже со временем форма изделия оставалась неизменной, фигурка заполнялась бумагой.
Данная техника изготовления различных вещей распространилась по всей стране. Причем в каждой провинции мастера придумывали собственные способы изготовления харико. Одни делали деревянные формы, другие использовали для этого глину, а были и такие, кто работал с бамбуковой основой. Так, изделия иккамбари, родиной которых считается Сикоку, создавались именно на форме из бамбука и, для их изготовления, использовалась рукодельная бумага васи, а также специальный состав - танин хурмы, благодаря которому изделие не боялось воды. Финальным шагом в процессе являлось лакирование.
Пик популярности папье-маше пришелся на XVIII век. Бедные слои населения, которым не по карману были дорогостоящие изделия из керамики, фарфора, бронзы и резного дерева, с удовольствием приобретали недорогие поделки, даже, несмотря на то, что их качество было ниже.
Традиционно, японские праздники - мацури, проходили с использованием масок, которые были изготовлены из папье-маше. Согласно древним преданиям, именно маска позволяла людям стать ближе к небожителям. По этой причине театральные постановки, а также торжественные церемонии и события в Японии не обходятся без использования главного атрибута - маски.
Не меньшей популярностью в древней Японии пользовались амулеты. Жители этой страны очень серьезно относятся к астрологии и поэтому каждый, согласно своему знаку Зодиака, имеет собственного покровителя. Иногда оберегом становился амулет ину-харико (собака из папье-маше) или символ мужества тора-харико - бумажный тигр. Символом исполнения желаний, который в Японии принято покупать к Новому году, стало изображение основателя дзэн-буддизма Бодхидхармы - Дарумы. Фигурка красного цвета должна исполнить желание и если она не справится с заданием, ей уготовано быть сожженной. Если же все произойдет именно так, как и было загадано, фигурка похожая на неваляшку будет храниться как важный сувенир. Дарум может быть изготовлен их различных материалов, что касается папье-маше, то этот вариант самый недорогой.
Кошки из папье-маше, именуемые - манэки-нэко должны приманивать в дом хозяина достаток и денежное благосостояние. А для хранения денежек сгодится копилка - свинья-харико .
Только в 70-е годы XVII века папье-маше стали известны во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 г. началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, которые были привезены из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что начали изобретаться все более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.
Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.
В России папье-маше появилось два века назад, кгда московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом - круглые табакерки, модные в начале XIX века.
В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру.
Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних - японских и китайских лаков с основой на дереве.
Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100?С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко. После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.
Техник папье-маше много, но все они сводятся к тому, что когда мы укладываем послойно волокна бумаги в разных направлениях скрепляя их клеем мы получаем прочный и легкий объект. В следующей статье я подробней расскажу про все техники.