Ход урока.
Организационный момент.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Давайте откроем тетрадки и запишем число, классная работа. Дети записывают число, классная работа.
- Какое сегодня число?
- Что мы знаем о феврале? (последний месяц зимы). Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь).
На доске записаны слова
Пейза…, р…сунок, …льбом, доро…ка, б…рёза, жемчу…, г…рой.
( На какие две группы можно разделить данные слова, запишите их в два столбика.)
Проверим, правильно ли вы написали пропущенные орфограммы.
В некотором царстве, в некотором государстве существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет собственное имя. По одной из этих частей мы с вами путешествуем уже несколько уроков подряд.
Давно живу я в части этой
Даю названия предметам.
(Это имя существительное).
Мы с вами отправляемся в город падежей. Давайте вспомним жителей этого города.
Он ещё не родился, а уже думали какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился- стал Родительным. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали Предложный.
Найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает?
Автобусом
Вокзалом
Героем
Космосом
Декабрём.
Что объединяет эти слова? (все они стоят в творительном падеже).
Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (творительный падеж). На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? ( чем?кем?) Вспомогательное слово? (доволен, любуюсь)
Прочитайте текст.
Мы делали подвесную кормушку для птиц. Из фанеры пилкой вырезали детали. Дощечки зачистили напильником. Оля с Надей повесили кормушку под окнами. Вечером над кормушкой закружились синицы.
Учитель: Ребята! Как можно озаглавить текст. А как вы помогаете птицам зимой? Почему птицам нужно помогать? Что страшнее для птиц зимой? (голод или холод)
Выпишите из текста имена существительные в творительном падеже.
Взаимопроверка.
А теперь я вам продиктую имена существительные, а вы их запишите в творительном падеже. Зима – зимой, земля - землей, снег – снегом, гребень – гребнем, цепь – цепью. Выделите окончание.
Назовите окончания имён существительных в творительном падеже?
Физминутка.
Работа в парах.
Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу.
Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река). Пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).
- С какими предлогами употребили имена сущ-е?
- Чтобы открыть скобки, в каком падеже нужно было употребить имя существительное? (В творительном падеже).
Групповая работа.
1 группа.
Составь из слов предложения. У выделенных существительных определите падеж.
Разберите второе предложение по членам предложения.
С первым снегом птичка появляется у жилья человека.
Снег укрыл поле снежным покрывалом.
2 группа.
Соедини начало и конец пословицы. Определи падеж выделенных имён существительных.
Март с водой, апрель с травой.
Кашу маслом не испортишь.
Пишут не пером, а умом.
3 группа.
Прочитай фразеологизмы. Определите падеж имён существительных.
Не заманишь калачом.
Кривить душой.
Показать товар лицом.
Не по зубам.
Проверка групповой работы.
Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке? Что вы узнали о творительном падеже?
Ребята, наш урок подходит к концу. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте оценим свою работу. Если вам понравился урок, было интересно возьмите птичку и посадите её на ёлочку. Если вы испытывали трудности прикрепите на ёлочку звёздочку. А если вам не понравилось-шарик.
Учите русский год за годом
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Спасибо за внимание.