Русский язык.
тема: Творительный падеж имени
существительного первого склонения.
Цели урока :
Образовательные: познакомить с особенностями существительного 1-го склонения в Т. падеже, повторить состав слова, разбор предложения по членам.
Развивающие: развивать речь детей, обогатить словарь.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощь
Формирование УУД:
Личностные: стремление стать грамотным человеком.
Регулятивные: планирование, контроль и коррекция знаний.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, анализ, рассуждение и вывод.
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предполагаемый результат: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационные моменты.
П.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня мы будем знакомиться с особенностями существительных 1-го склонения в Т. падеже.
Итак, тема урока « творительный падеж имени существительного первого склонения». Но что это ? Убежала буква. Какая буква покинула своё место ?
Дети: Буква Т. (сл.1)
Чистописание.
Учитель: Что мы о ней можем сказать ?
Дети: Это буква согласная, она обозначает два звука: [т]-
твёрдый и [т']-мягкий, оба эти звука глухие, эта буква имеет пару - д.
Учитель: Из каких элементов состоят строчная и заглавная буквы т и Т ?
Ответы детей.
- Обведите эти буквы, вспомните их. Напишите.
Дети выполняют задание.
- Оказывается, спрятал эту букву ...
- Я. А кто я ? Из какой сказки пришёл ? (Буратино показывает книгу и спрашивает о том, кто его придумал)
Буратино: Я загадываю вам загадку. Вы отгадаете и узнаете, с
каким словарным словом познакомитесь сегодня.
Замечательный дружище-
Деревянная ручища,
Он у плотников в почёте,
Колет, рубит - весь в работе.
Дети: Топор (сл.2).
Учитель: Правильно. Запишите. Разберите по составу
топор
Учитель: Ударение, подчеркните безударную гласную.
Ответы детей.
Буратино плачет.
Учитель: Что с тобой, Буратино ?
Буратино: Мне нужно вставить безударные гласные в эти слова и подобрать проверочные слова, а я не умею. Помогите мне.
Учитель: Ребята, поможем ?
Как подобрать безударные гласные в корне слова ?
Ответы детей.
у Буратино таблица, на ней слова с безударными гласными. Учитель указкой показывает слово. Дети с помощью сигнальных карточек показывают безударную гласную и показывают проверочное слово.
дброта
млдёжь
цнили
удвили
повдение
првдивый
Учитель: На сколько групп и по какому признаку вы разделите данные слова ?
Ответы детей. На три группы в зависимости от части речи.
Учитель: Назовите I группу, II группу, III группу.
Дети: Существительные (доброта, молодёжь, поведение), глаголы (ценили, удивили), прилагательные (правдивый).(сл. 3)
Учитель: На сколько групп можно разбить имена существительные и по какому признаку ?
Дети. На три. Существительные I склонения (доброта), II склонения (поведение), III склонения (молодёжь).(сл.4)
III. Работа по теме урока
Учитель: С существительными I склонения составить предложение.
Дети. Ребята удивили Буратино своей добротой и энергией.
Учитель: Теперь это предложение давайте разберём по членам.
Дети разбирают предложение.
Учитель: На какой вопрос отвечают существительные в Т. падеже ? Какое окончание имеют существительные I склонения в Т. падеже ? Запишите окончания в таблицу. Каким членом предложения являются эти существительные ? Сделайте общий вывод.
Дети делают вывод (Имена существительные I склонения в Т. падеже отвечают на вопросы кем? чем?; имеют окончания -ой, -ей; в предложениях являются дополнением).(сл.5)
Учитель: А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно написать окончания существительных в Т. падеже (сл.6).
Доволен подруг, летел над птиц, остановился перед столиц, дружу с Вас, очутились за деревн, думаю о сестр.
Два ученика это задание выполняют с обратной стороны доски.
Взаимопроверка.
Учитель: Какое словосочетание «лишнее» ? Почему ?(сл. 7)
Дети. Существительное стоит в П. падеже и имеет окончание -е.
Учитель: С окончанием существительных в П. падеже мы познакомимся на следующем уроке. А сейчас скажите, какие предлоги употребляются с существительными в Т. падеже ?
Дети. За, под, над, с.
Учитель: Сделайте полный вывод о существительных I склонения в Т. падеже.
Дети делают вывод.(сл. 8)
Оценки.
IV.Д/з:упр. 174, правило.(сл. 9)
V. Итоги урока.
- Что нового узнали ?
VI. Рефлексия
- Оцените свои достижения.
(Дети показывают смайлики.)