«Творцы новых слов»
Задачи:1) познакомить учащихся со словарным богатством русского языка, с основными
источниками его пополнения;
2) воспитать у учащихся потребность искать нужные слова для выражения своих
мыслей;
3) расширить представление учащихся о языке; развитие их внимания к значению и
употреблению слов.
Цель: объяснить, что слово как основной элемент языка может изучаться в частности с
точки зрения значения
Тип: урок усвоения навыков и умений
Метод: словесный, частично поисковый
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
I. Оргмомент. Отрывок стихотворения М. Шаханова «Четыре матери» («Төрт ана»):
Судьбу от болезни беспамятства ты защити —
Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо матери той, что его родила,
Есть четыре матери, словно четыре крыла (Ученики называют четырёх матерей):
Родная земля,
Слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Богатство души и обычаи,
Родная история.
II. Актуализация знаний учащихся. Тестовые вопросы (на интерактивной доске) по предыдущим материалам.
1. Слово лексика содержит понятие:
а) справочник в) словарный состав с) толковый словарь
2. Слово является многозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
3. Слово называется однозначным, если
а) имеет несколько значений
в) слова одинаково пишутся и звучат, но имеют совершенно разные значения
с) обозначает только один предмет, признак, действие
4. Что такое синонимы?
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
5. Выберите правильный вариант определения к слову антоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
6. Выбор к слову омоним
а) слова одной и той же части речи с противоположным значением
в) слова одной и той же части речи, которые обозначают близкие по смыслу слова
с) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
лексическому значению
7. Укажите фразеологизм.
а) тёплая осень в) бабье лето с) солнечный день
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
в | а | с | в | а | с | в |
III. Новая тема. Учитель: Изучение любого раздела программы по русскому языку связано со словом. Слова — это строительный материал языка. Не зная слов, человек не может пользоваться языком как средством общения. Все слова языка образуют его словарный состав.
Чем больше слов знает человек, тем богаче, выразительнее и точнее его речь. Для активного усвоения для вас нужно знать 450-500 слов в течение 9 лет. Однако человек за час может выучить 100 слов другого языка.
Словарный состав языка тесно связан с жизнью общества. Для того, чтобы узнать, как пополняется словарный состав русского языка рассмотрим несколько словарных статей:
диаспора — от греческого языка diaspora — «рассеяние»; часть народа, живущая вне исторической родины, например: казахская диаспора в Германии;
скейтборд — от английйского skatboard — skate — «кататься» + board — «доска»; катание на специальной доске с роликами;
портфель — от французского языка porter (порт) — «носить» и feuill (фель) — «бумаги», «документы»;
перила — исконно русское слово, которое образовано от опираться — «сүйену»; перила бывают у лестницы, в открытых этажах, на побережье рек, на мосту;
ровесник—известно в восточном и западно-славянском языках; образовано с помощью суффикса -ик от ровесный — «одинаковый по годам»;
ветеран — от латинского языка vetus — «старый»;
Республика — составлено из латинского «рэс» — «дело» + «публикус» — «народный»;
университет — от латинского «университас литэрарум» — совокупность всех наук;
потенциал — восходит к латинскому языку: «potentia» — «сила», «мощность»;
Наряду с исконно русскими словами в русском языке много заимствованных слов.
Словарный сотав русского языка пополняется проникновением в язык слов из других языков:
кофе — слово арабского языка кровать, корабль, парус — греческие слова
сахар — из индийского языка экзамен, студент, экскурсия, экземпляр —латинские сл.
чай — слово по-китайски спорт, футбол, трамвай — английские слова
костюм, компот, бульон — франц. сл. мастер, штурм, солдат — немецкие сл.
халат, утюг, базар, караван, сундук, очаг — из тюркского языка
Вот таким образом русский язык обогащался словами из других языков. Слова, пришедшие из других языков в русский язык, называются заимствованными.
IV. Развитие речи. 1. Объяснить значение пословиц:
1) Больше дела, меньше слов. 3) Сказанное слово — выстреленная пуля.
2) Доброе слово — половина счастья. 4) Глаза украшают лицо, доброе слово украшает уста.
2. Игра «Кто больше?» Составить несколько слов из букв слов:
контролировать и республика
(контроль, контора, трон, корт, (публика, сила, река, брус,суп, бак,
кров, кровь,кровать, литр, товар, рота, белка, улика, клуб, лиса, рука, брус)
нота, лира, вор, ролик, крот, тир)
3. На интерактивной доске в двух столбцах даны заимствованные слова и их синонимы в русском языке. Ученики поочерёдно будут находить соответствие между словами. (Остальные будут записывать в тетради.)
инструкция сообщение
информация перерыв
контролировать указание
антракт проверять
шоссе враждебный
агрессивный дорога
V. Закрепление. Устная работа по тексту «Творцы новых слов» и ответить на вопросы.
Письменная работа: упражнение 43 — распределить греческие слова по группам;
47 — выяснить значение слов, расставьте ударения, составьте словосочетания.
VI. Словарная работа: творец — жасаушы, преломление лучей — сәуленің сынуы, равновесие тел — денелердің тепе-теңдігі, ступенька — саты, горизонт — көкжиек, источник — бастау бұлағы, инаугурация — ұлықтау, сайлау, потенциал — күш, деңгей, диаспора — өз тарихи отанынан тыс жерде тұратын халықтың бір бөлігі.
VII. На дом: упражнение 46 — привести примеры слов, общих для казахского и русского языков по тематическим группам.