автор: Папенина О.Н.
учитель изобразительного искусства
МАОУ СОШ №11 г.Балаково
Тема: «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Дудлинг.»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Класс: 5
Программа: «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского
Деятельностная цель: формировать у обучающихся умение создавать узоры
Содержательная цель: расширить знания обучающихся о необычных техниках рисования
Задачи: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке эскиза.
Планируемые результаты: Личностные – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- развитие эстетического сознания через освоение мирового художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные -умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество);
- воспитание уважения к истории мировой культуры;
- приобретение опыта создания художественного образа;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Оборудование для учащихся: фломастеры, гелиевые ручки, альбом
Оборудование для учителя: презентация «Дудлинг», компьютер, проектор
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | время |
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности | 1.1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | | 1 мин |
| 1.2 Определение темы урока. О чем мы говорим в этом году? Бывает ли с вами так, что, глубоко задумавшись, вы начинаете машинально рисовать на листке бумаги? Подобная история у многих людей случалась наверняка хоть раз в жизни. Но многие ли знают, что абстрактные «каракули» – форма современного искусства? Посмотрите на слайд и попробуйте расшифровать тему сегодняшнего урока (слайд 1) Тема урока: «Дудлинг» (слайд 1) 1.3 Целеполагание Как вы думаете, что мы изучим и что сделаем. (слайд 2) Цель (по содержанию): познакомиться с формой современного искусства Цель (по деятельности): научиться выполнять дудлинг | О декоративно-прикладном искусстве. Ребята высказывают свои предположения и обосновывают их. Дудлинг Ответы детей | Познавательные, общеучебные, коммуникативные. Регулятивные целеполагания, коммуникативные | 4 мин 3 мин |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Каракули как форма искусства Дудлинг или Doodling (от англ. doodle – «каракуля») – это техника создания простейшего рисунка, состоящего из различных элементов. (слайд 3) В настоящее время Дoodling активно используется в качестве элементов декора, а в Великобритании даже отмечается Национальный день дудла. (слайд 4) Как вы думаете, какими материалами модно рисовать Дудлинг? (слайд 5) Значит каким бывает Дудлинг? Какие средства выразительности вы будите использовать? Какие темы можно использовать? (слайды 8,9,10,11) | Ответы детей Одноцветный и цветной Линии, точки Растительные Анималистические Морская тема Геометрические | Регулятивные планирования. | 3 мин |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Как вы думаете какие правила рисования Дудлинга? 1 дудлинг можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны. Делить лист на сектора не нужно. 2 дудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции, некоторые детали в рисунке могут повторяется несколько раз. 3 в дудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым. (слайд 12) | Ответы детей | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 2 мин |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Что для вас будет самым трудным? Предлагаю вам счастливых слоников. Их можно украсить или придумайте свой рисунок. (слайд 13) | Придумать, что нарисовать и украсить | Коммуникативные, регулятивные коррекции | 1 мин |
5. Этап реализации построенного проекта | Составим алгоритм С чего начнём работу? (слайд 14) 1 Можно нарисовать одну или несколько "точек", и потом уже вокруг них дорисовать орнамент. Можно добавлять цвет. (слайд 15) 2 Фантазируем и рисуем разные линии , завиточки. К рисунку в технике дудлинг нет каких-либо требований. Рисунок может быть любым. Творчество в чистом виде! (слайд 16) 3 Одна из главных особенностей такого рисования – каждую линию мы рисуем один раз! Не обводим, не подводим, не поправляем! (слайд 17) Для рисунка можно свободно выбирать любые элементы, их размер и формы, цвет, расположение, сюжет рисунка ,– вот что представляет собой такая форма искусства, как «дудлинг». Узоры могут быть совершенно любыми. Единственное условие – не задумываться над тем, что рисуешь. (слайд 18) | Ответы детей | | 3 мин |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Алгоритм появляется на доске (слайд 19) | Ребята проверяют правильность алгоритма | | 1 мин |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Учитель доброжелательно дает советы учащимся при выполнении работы (слайд 20) | Создание Дудлинга | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 20 мин |
8. Этап включения в систему знаний и повторений | Какова тема сегодняшнего урока? Какие цели стояли перед нами? Вспомните какие темы использовали? Какой бывает Дудлинг? | Ответы детей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 2 мин |
9. Этап рефлексии учебной деятельности | 9.1 Самооценка (оцените свою работу по критериям) 2балла- рисунок выполнен ручкой, без использования простого карандаша 2 балла- рисунок закончен 1 балл- работа Вам нравится (слайд 21) 9.2 Оцените урок. Поднимите смайлики: Улыбка – интересно, много нового, все получилось Грусть – не интересно, ничего нового, трудно или лень (слайд 22) 9.3 Продолжите предложение: Я знаю… Мне понравилось … Я умею … (слайд 23) 9.4 Домашнее задание На листочке в клетку нарисовать Дудлинг; приготовить альбом, гуашь 9.5 Уборка рабочего места | Оценивают свою работу Оценивают урок Ответы детей Записывают в дневник Убирают рабочее место | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | 5 мин |
Приложение
1 Шаблоны для работы «Счастливые слоники»
3 Наглядный материал на доску
2 Детские работы
Интернетресурсы
https://zen.yandex.ru/media/id/5e58dd3ff0902f607c49df71/risovanie-s-detmi-v-tehnike-dudling-5e99fcd32fb26236c5a84fca.
https://ihappymama.ru/dudling-i-zentangl -interesnye-tehniki-risovaniya.