СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ты всегда в моём сердце, Россия!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Ты всегда в моём сердце, Россия!»»


МАОУ гимназия №40 им. Ю.Гагарина


Утверждаю директор МАОУ Утверждаю зам.директора Рассмотрено на МО

гимназия №40 им.Ю.Гагарина зам.директора по УВР

Мишуровская Т.П. _______________ _______________ « » сентября 2014г.

« » сентября 2014г. « » сентября 2014 г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Ты всегда в моём сердце, Россия!».

(духовно - нравственное и историко-патриотическое  направление)










Составители:


Отставных Е.А.,

учитель химии и биологии;

Пантелеева М.А.,

учитель русского языка и литературы.
















2014-2015 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка………………………………………………………..

2. Планируемые результаты……………………………………………………

3. Содержание программы……………………………………………………...

4. Учебно-тематический план…………………………………………………..

5. Список литературы…………………………………………………………...










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС среднего образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в этом школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры. Программа «Ты всегда в моём сердце, Россия!» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа «Ты всегда в моём сердце, Россия!» является основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа «Ты всегда в моём сердце, Россия!» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны

Задачи:

-развивать познавательный интерес к своей Родине;

-познакомить с основными понятиями «Родина», «Отечество», символика страны;

-воспитывать уважительное отношение к символам, к истории, к памятникам, к культуре своего государства, к людям, имеющим заслуги перед Отечеством;

-формирование патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных и игровых программ.

Программа рассчитана на 34 часа

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Предполагаемый результат деятельности:

- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Метапредметные  результаты

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, и т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей.


Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.

Ожидаемые результаты реализации программы

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данный уровень результатов достигается в ходе подготовки и постановки спектакля, выступления с концертными поэтическими номерами перед ветеранами труда, подготовки и издании своего детского журнала, участии в викторинах, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах разного уровня.

У воспитанника будут сформированы:

- целостный социально ориентированный взгляд, на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур, видов искусства, человеческих взаимоотношений;

- уважительное отношение к иному мнению, культуре, произведениям искусства других народов;

- умение быть ведущим и ведомым в совместном творческом проекте.

Воспитанник получит возможность для формирования:

- ценностного отношения к миру природы, людей, значимых исторических событий;

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умений вести конструктивный диалог, внести свой труд в коллективное творческое дело

Методы и приемы:

-диалоги;

-элементы дискуссий

-игры-практикумы;

-проблемные ситуации;

-сюжетно-ролевые игры;

-конкурсы, викторины;

-беседы.


Формы проведения

-рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов

-экскурсия, поход

-практическое занятие, викторина

-встречи с участниками исторических событий

Учебно-тематический план на 34 часа (1час в неделю).


Тема занятия аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

1.

С чего начинается Родина?

(4 часа)


1.Беседа «С чего начинается Родина».

Символика: герб, флаг, гимн России.

Москва – столица России.

2.«Путешествие по карте России. Калининград-Кёнигсберг».

Интерактивное занятие «Из прошлого в настоящее»

Музей Фридланские ворота


3.Калининград-столица самого западного региона России.

Экскурсия музея Фридландские ворота  и МКП «Калининград-Гор Транс»

« На трамвае с ветерком»

Знакомство с символами города Калининграда и Калининградской области (герб, гимн, флаг области)

4.Создание проекта «Моя родина начинается с семьи», (древо, герб, гимн моей семьи).


1




1






1









1

2.

Богатства нашей Родины.

(11 часов)



1. Создание проекта «Семь чудес России»


2.Интерактивное занятие на базе Детской библиотеки имени Г.Х. Андерсена (ул. Грига,10)

«Семь чудес Калининградской области».

3. Символы России: береза, медведь, матрешка, балалайка, тройка лошадей, самовар, валенки…


4. Музей Мирового океана. «Мир Океана. Прикосновение…» (Набережная Петра Великого, 1)


5. «Янтарь во все века привлекал людей своей таинственной туманностью, сверкающим блеском и загадочными свойствами» А.Е.Ферсман

Посещение Калининградского музея янтаря (пл.Маршала Василевского,1)



6.Калининградский янтарный комбинат, экскурсионный маршрут «День с солнечным камнем» п. Янтарный, ул. Балебина,1


7. «Белоствольная царица-Русская береза».

Калининградская художественная галерея

«В мастерской художника»

«Пейзаж-удивительная форма живописи»


8. « Дорога в дюны»

Живописные пейзажи национального парка «Куршская коса».

Мифы и легенды о Куршской косе.


9. «Удивительное рядом…»

Ботанический сад Балтийского федерального университета имени И.Канта (ул.Лесная, 1)


10.Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России».


11.Поэты и писатели Янтарного края.

Встреча в библиотеке имени

С .Снегова (ул.9Апреля)

1



1




1




1



1








1






1





1





1




1



1

3.

Наше государство

(4 часа)




1.Беседа «Я - гражданин России». Что значит быть патриотом?


2.« Россия -дружная многонациональная семья»

85  субъектов Российской Федерации


3. Конституция РФ- основной закон государства»


4.Наши права и

наши обязанности. Встреча со студентами БФУ

Ролевая игра «Знай, свои права, и тебя не постигнет беда ».



1



1



1




1

4.

Родина- мать, умей за нее постоять

(10 часов)




1. Посещение Детской библиотеки имени Г.Х.Андерсена (ул. Грига,10)

«Русский героический эпос. Былинные герои».

2.Занятие на базе музея Мирового океана «Рассказы о русском флоте».


3. Просмотр и обсуждение видеоматериала «Русская земля, недругам твоим прощения нет!»

4. Посещение областного историко-художественного музея «След Великой Отечественной войны в жизни родного края»

5. Посещение Музея «Блиндаж» (бункер Ляша) (ул. Университетская, 2а)


6.Музей боевой славы 11-й гвардейской общевойсковой Краснознаменной армии (Кирова,7)


7. Музей истории Великой Отечественной войны «Форт № 5» — оборонительное укрепление, входившее в состав внешнего оборонительного обвода крепости Кенигсберг.

8.Интерактивная экскурсия. «Памятники и монументы героям Советского Союза  города Калининграда»


9. «Честь имею!»

Подготовка и рассылка праздничных открыток для ветеранов.

Митинг, минута молчания и возложение венков и цветов к памятнику 1200 гвардейцам в Калининграде 

10. Праздничная программа

«Песни, опалённые войной».

(История создания военных стихов и песен, исполнение военных песен)

Встреча с ветеранами войны и труда.

1




1



1



1




1



1




1





1




1







1

5.

«Мы помним, мы гордимся!»

(5 часов)

«Памятники советским воинам в Европе»

Интерактивные экскурсии по городам- побратимам.

Фотовыставка «Край родной – любимые места».

1-4



5


Всего

34 часа





Литература для учителя:

1.     Агеева, И.Д. Кто лучше всех знает Россию? [Текст]: методическое пособие./ И.Д. Агеева - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 167с.

2.     Анашина, Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права [Текст] / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 247с.

3.     Астахов, П.А. Я и государство [Текст] / П.А.Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 188с.

4.     Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 5-6 классы. [Текст] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева – М.: ВАКО, 2008. – 160с.

5.     Классные часы: 5 класс [Текст] / авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО, 2009. – 272с.

6.     Классные часы: 5-6 класс [Текст] / сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.

7.     Недаром помнит вся Россия... [Текст]: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 5 классы / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 243с.

8.     Соболева, Н.А. Российская государственная символика: история и современность. [Текст] / – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 98с.

9.     Соловьева, Л.И. Краеведческие игры. [Текст]: учебное пособие./ Л.И. Соловьева.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 364с.

 

Литература для детей:

Астахов. П.А. Я и государство [Текст] / П.А. Астахов. - Эксмо, 2009. – 149с.

БЭС. Москва: Большая Российская энциклопедия [Текст] / - СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.

Волина, В.В. Занимательное азбуковедение [Текст] / В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 253с.

Грушко, Е.А. Словарь фамилий [Текст] / Е.А.Грушко, Ю.М. Медведев. – Нижний Новгород, 2001 г.. – 435с.

Синова, И.В. Герб, гимн, флаг России [Текст] / И.В. Синова. – Издательский дом «Литера», 2006. – 79с.

Сукач, Л.М. Зеленый дом без окон (загадки) [Текст] / Л.М. Сукач. – М.: Эксмо, 2000. – 56с.

Сухин, И.Г. Сборник литературных викторин [Текст] / И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 2000г. – 121с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!