Кулешова И.Г.
ЗАЧЕМ СТУДЕНТУ ВУЗА …
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Этот вопрос поднимается не случайно, так как возросший с приходом рыночной экономики в России престиж высшего образования с каждым годом всё больше и больше сталкивается с проблемой перенасыщенности рынка труда специалистами с высшим образованием. Это приводит к тому, что все современные выпускники любых учебных заведений оказываются почти в одинаковых условиях в конкурентной борьбе. Различия между ними существуют, но какие?
Приведём пример объявления в газете «Из рук в руки» в рубрике «Требуется»: «В универмаг «Зори Урала» требуется продавец с высшим образованием в отдел верхней одежды, можно без опыта работы».
Такими объявлениями заполнена чуть ли не каждая газета, демонстрируя тем самым «престиж» высшего образования везде и вся. Главная ценность выпускника вуза здесь оценивается довольно просто. Он обладает солидным багажом знаний, коммуникабельностью, что позволит ему найти подход к любому клиенту. Соответственно, специальные знания и умения, необходимые для успешного освоения данной профессией смогут быть им освоены в результате приобретения опыта работы.
Логика, как видите, предельно ясна. Можно окончить училище, колледж, а также институт и даже университет и с тем же успехом добывать себе кусок хлеба в магазине, получая примерно одинаковую заработную плату.
Не секрет, что интеллектуальный труд в России оценивается в силу непонятных причин гораздо ниже, чем физический. Именно поэтому электрик, сантехник, парикмахер, швея, продавец и представители ряда других рабочих профессий зарабатывают часто намного больше, чем учитель в школе, воспитатель в детском саду, которые по роду выбранной ими профессиональной деятельности не редко обладают уровнем высшего образования. Именно этот парадокс нашей жизни многих людей заставляет воскликнуть: «Для чего учиться?»
Получение, казалось бы «престижной» в Магнитогорске и России в целом специальности, такой как «бухгалтер», «экономист», «юрист» не может гарантировать её обладателю постоянную работу и стабильно повышающуюся с учётом инфляции заработную плату, так как набор профессиональных умений и навыков, полученных в процессе обучения, не всегда соответствует личностным качествам самого человека и ряду других факторов, которые для работодателя могут оказаться определяющими в подборе кадров.
Более того, не всегда полученная в вузе специальность в силу тех или иных причин в полной мере соответствует внутренним запросам человека и его представлениям о будущей работе.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к печальной истине, что определённая ступень образования не является прямо пропорциональным размеру заработной платы, а иногда и обратно пропорциональным.
В этом случае возрастает потребность в дополнительном профессиональном образовании во всех его формах.
Один из эффективных реальных путей увеличения конкурентоспособности современного специалиста предлагает факультет повышения квалификации МаГУ. В рамках сотрудничества с ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 17» он предлагает студентам своего вуза обучение по востребуемым на современном рынке труда рабочим специальностям - «Парикмахера» и «Портного».
Ценность такого образования сегодня стабильно высока, так как оно соответствует повседневным потребностям человека. «Золотые руки» человека всегда, в любых ситуациях окажутся конкурентоспособными.
Итак, овладение профессиями «Парикмахера» и «Портного» способно помочь студенту МаГУ:
с одной стороны, значительно уменьшить затраты на одежду, походы в парикмахерскую, которые составляют немалую долю бюджета каждой семьи;
с другой стороны, расширить круг профессиональных умений и навыков у студента, обучающегося по смежной с упомянутыми выше специальностями, например: «художник-дизайнер», «художник ДПИ», «инженер по конструированию и моделированию одежды»;
с третьей стороны, показать ещё один путь профессионального манёвра наряду с основной специальностью, открывающий возможность дополнительного приработка, а то и стабильного дохода.
Немаловажно, что местом для обучения является ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 17». Он на протяжении многих десятков лет готовит кадры для предприятий легкой промышленности, торговли и сферы обслуживания города и области. В лицее трудится коллектив творческих, высокопрофессиональных педагогов, в их числе - отличники профессионального образования, заслуженные учителя Российской Федерации.
В рамках областной целевой Программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006 годы здесь предполагается открытие ресурсного центра. Целью его является обеспечение качественно нового уровня профессионального образования путем освоения современных производственных технологий, соответствующих условиям передовых предприятий торговли и сферы услуг.
Уже сегодня для ресурсного центра закупается высокотехнологичное оборудование для обучения профессиям «Парикмахер», «Маникюрша», «Педикюрша», например: кресло гидравлическое CHERI пр-во BEAUTY STAR (гидравлика с блокировкой); Сушуар NAPOLEOM 1 с озоном и вентилятором пр-во Ceriotti (электронное управление, с таймером, программирования температуры, большой LCD дисплей, 11 программ работы, 4 скорости, на стойке с пластиковым пятилучьем на колесиках, мощность1300 Вт и др.
Обучение профессиям «Портной», «Закройщик» осуществляется на базе семи швейных мастерских, также полностью оснащенных специальным и универсальным оборудованием.
Таким образом, солидная материальная база ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 17» позволяет непросто овладеть элементарными навыками вышеназванных профессий, но и при желании в дальнейшем стать профессионалом в этой области.
Немаловажно, что по окончании обучения выпускникам выдаётся документ государственного образца, а также присваивается разряд по данной специальности (парикмахерам - 3 разряд, портным - 4 разряд), Это говорит о том, что данное образование приравнивается профессиональной переподготовке, позволяющей студентам МаГУ параллельно с обучением в высшем учебном заведении получить ещё одну новую специальность, причём в достаточно короткие сроки (от 5-ти до 8-ми месяцев). Это тоже является большим преимуществом, потому что при успешном окончании курсов оказывается и помощь в трудоустройстве.
Показывая необходимость приобретения рабочей специальности студенту МаГУ, можно задаться и следующим вопросом. Почему акцент поставлен именно на специальности «Парикмахера» и «Портного», есть также много других не менее интересных? С этой целью мы попытаемся кратко охарактеризовать каждую из них, выходя на специфику их обучения.
В повседневной жизни человека роль парикмахера и портного достаточно высока. Удачная стрижка, причёска, кофточка, юбочка, пиджачок способны поднять её обладателю и окружающим настроение, подчеркнуть некоторые черты характера, поднять его имидж. В этом случае парикмахер и швея выполняют функции стилиста, художника, плодом творчества которого являются человеческая голова и человеческой тело, тем более что видов причёсок, стрижек и входящих в их состав способов укладки и завивки, окраски волос на сегодняшний день великое множество, а мода также не стоит на месте. Так что простор для фантазии становится просто безграничным. В результате данные профессии окажутся просто незаменимыми для людей с практической направленностью, творческих, энергичных.
2