СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У глагола есть число?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«У глагола есть число?»

-Здравствуйте, ребята.

-Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, раздаточный материал и пенал.

-Вспомните, как правильно сидеть за партой.

«Чтоб сегодня наш урок

Всем пошел ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Слушать, думать и вникать!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Какая орфограмма в слове работа? –безударная гласная А.

-Мы можем проверить эту безударную гласную? – нет, это словарное слово.

-Какой частью речи является слово работа? Почему вы так решили? (обозначает предмет, отвечает на вопрос что?)

-А сейчас я вам предлагаю от существительного работа образовать глагол. Но сначала вспомним, что такое глагол (Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

-Сейчас мы выполним задание в ленингапс. Вспомним правила работы с интерактивным оборудованием. Вам необходимо распределить высказывания на две группы (да-нет). Отсканируйте кьюаркод и приступайте к выполнению задания. Первая пара выполняет задание у доски, остальные на планшетах.

-Глагол – это часть речи? (да)

-Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (да)

-Глагол обозначает предмет? (нет)

-Глагол в предложении является подлежащим? (нет)

-Молодцы! А что же обозначает глагол? (действие предмета)

-Какой же глагол можно образовать от слова работа? (работать)

-Добавьте глагол работать к словам мама, папа, родители. Мама что делает (работает), папа что делает (работает), родители что делают (работают).

-Одинаковые ли глаголы получились? (нет)

-Чем они отличаются? - затруднение

-Я вижу, что вы пока затрудняетесь

-Кто уже догадался, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (О глаголе)

-Еще раз внимательно посмотрите на глаголы: работает и работают и предположите тему сегодняшнего урока. Подсказкой могут послужить имена существительные, к которым относятся эти глаголы.

-Как может звучать тема урока? - един. и множ. число глаголов

-Какую цель поставим перед собой? – научиться различать глаголы в единственном и множественном числе.

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Чтобы преодолеть большое расстояние и узнать, как можно больше, путешествовать будем на поезде.

-Вспомните урок окружающего мира. Какие правила поведения на железной дороге вы знаете?

Только в дороге была сильная тряска, и пункты назначения нашего пути перепутались. Восстановите их.

1. Применим полученные знания

2. Узнаем о единственном и множественном числе глагола

3. Научимся определять единственное или множественное число глагола

-Итак, занимаем места в вагонах, у каждого из вас на парте лежит путевой лист, в котором вы будете отмечать достижения на каждой станции.

-Ну, что ж отправляемся.

- Первая станция «Отвечай-ка!»

- Я вам предлагаю выйти из вагонов и поработать в группах. Вспомните правила работы в группах ….

-Возьмите карточку №1 (всего 3 штуки)

-Соедините с помощью стрелки существительное с глаголом в нужной форме.

1 группа

птица плавают

рыбы прыгают

змеи летает

кузнечики ползают

2 группа

собака хрюкает

лошадь лает

свинья квакают

лягушки ржет

-Проверяем. (Читает первая группа, затем вторая)

-Найдите пару слов, которая, на ваш взгляд, является лишней. (1 группа –птица летает, 2 группа-лягушки квакают)

-Почему? (действие выполняет один предмет, существительное птица стоит в единственном числе. Действие выполняют много предметов существительное лягушки стоит во множественном числе).

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: глагол стоит в том же числе, что и существительное, связанное с ним по смыслу.

-Проверим, к правильному ли выводу мы пришли. Для этого прочитаем правило на стр. 74

-Молодцы! Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою работу на данном этапе пути. Если вы не испытывали трудностей при выполнении задания, то нарисуйте на вашем путевом листе зеленый кружок, если возникли затруднения-красный.

-Отправляемся дальше.

-Мы прибыли на станцию «Угадай-ка!».

-Я предлагаю вам выполнить задание «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь. А затем укажите сверху число глаголов.

-Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах….

-Возьмите карточку №2 (4 штуки)

Шипит, ползает, извивается -

Растёт, цветёт, пахнет –

Облизывается, мурлычет, мяукает –

Идут, бьют, тикают –

-Проверим выполненное задание с помощью документ камеры. У всех всё так?

-Поехали дальше!

-Сделаем промежуточную остановку на станции «Отдыхай-ка!»

Ф и з м и н у т к а

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

-Одна бабочка к нам прилетала? -да. Глаголы в каком числе были употреблены? – в единственном.

А если их будет много, то какие глаголы будем использовать? - во множественном. Давайте повторим движения, но уже для нескольких бабочек.

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились.

Три - нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

А мы уже приближаемся к следующей станции. Наш путь проходит через красивые леса и поля. А вот и станция «Выполняй-ка!»

- Откройте учебник на с.75. Найдите упр.129. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (Изменить глаголы по числам). Посмотрите на первую пару. На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? Во множественном числе?

-Самостоятельно выполните упр.129 в тетради.

-Поменяйтесь тетрадями. Сверьте правильность работы с образцом. Исправьте ошибки если они есть.

-Прочитайте пары вслух, обращайте внимание на ударение в словах!

-Ребята, изменяя по числам глаголы, мы получаем формы одного и того же слова.

-Возьмите карандаш и подчеркните в словах ту часть, которая указывает на то, что форма глагола поменялась.

-Какая это часть слова? (Окончание)

Поднимите руку, у кого есть ошибки.

-Молодцы! Какой пункт плана мы выполнили? (Второй) Оцените свою работу в путевом листе.

-Двигаемся дальше.

-И вот следующая наша станция «Закрепляй-ка!»

-Возьмите карточку №3 (6 штук) Прочитайте текст. Проверьте его. Всё ли верно написано, и, если обнаружили ошибки, то исправьте их.

А затем нужно найти глаголы и первому варианту подчеркнуть глаголы во мн.ч. , а второму глаголы в ед.ч.

Ярко светят весеннее солнце. Лёгкие облака украшает голубое небо. Смолой запахла душистые почки. Появились молодая травка.

- Первый вариант, какие глаголы употреблены во множественном числе?

- Второй вариант, какие глаголы употреблены в единственном числе?

- Молодцы, нам удалось справиться с этим заданием.

-Ребята, очень важно хорошо владеть русским языком-языком межнационального общения и правильно употреблять слова в речи, чтобы быть понятым собеседниками.

- Если у вас не возникло трудностей при выполнении заданий, нарисуйте в путевом листе зеленый кружочек. Если вы сомневались или было трудно, то красный.

- Какой пункт плана мы выполнили? (Третий)

-Да, мы закрепили полученные знания? -да

-Займите свои места в вагоне. И в путь! Дома нас будет ждать мама, которая работает, папа, который работает, то есть наши родители, которые работают. –А вы теперь сможете объяснить, им чем отличаются глаголы работает и работают? –да сможем.

-Чем же отличаются?

-Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке. В каком числе стоит глагол работали? - во множественном

-Какая была тема урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Как может изменяться глагол? - по числам

-Повторите еще раз, как определить число глагола – по имени существительному, к которому он относится.

Если действие выполняет один предмет, то это ед.ч, если действие выполняет два и более предмета, то это мн.ч.

-Все ли пункты плана выполнили?

-Вот мы подъезжаем к конечной станции. Выходим на перрон

- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью……. красных и синих карточек

- Если вы уверено справились с заданиями по определению глаголов, то сигнализируйте синим цветом. А если были трудности и надо еще поработать, то выбирайте красный.

-Спасибо за работу на уроке! Приводите свои рабочие места в порядок. Урок окончен!

-Я закончила.

Если остается время Игра «Угадай действие»

На карточке написано действие ( плачет, бежит, улыбается). К доске вызывается ученик или два ученика , который, не зачитывая действие вслух, должен показать его. Остальные угадывают его.

-В каком числе стоит глагол ? Подберите форму множественного числа

Путевой лист на каждого ученика

№ п/п

Станция

Оцени себя

1

Отвечай-ка


2

Угадай-ка


3

Выполняй-ка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!