Тема урока:
«У каждого человека свои звезды»
(по произведению А. Экзюпери «Маленький принц»)
Тип урока: урок комбинированный с применением Дальтон-технологии.
Вид урока: урок-путешествие (урок открытых мыслей)
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной литературы.
Цели урока
Образовательные цели:
раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
постигать философию произведения, его нравственную сторону;
учить анализировать художественное произведение.
Развивающие:
совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать творческие способности учащихся.
развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
воспитывать культуру речи учащихся;
подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;
формировать у ребят данные качества характера;
воспитывать уважение к чувствам другого.
Материально-техническое обеспечение урока
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, музыкальное сопровождение урока, оформление доски.
Примечание: На столах рабочие листы №1 и №2 (приложение №1 и №2), клей, дидактический материал.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Звучит «Космическая музыка»
- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях….
- А теперь начнём работу.
(слайд 1)
ІІ. Постановка цели урока.
(слайды – 2 – 3)
- Посмотрите на слайд 4. Это памятник Антуану де Сент Экзюпери и Маленькому принцу. Скажите, глядя на этот памятник, можно ли обозначить одну из центральных тем сказки «Маленький принц»?
(слайд 5)
Ведь если звёзды зажигают,
Значит, это кому-нибудь нужно?
Значит, это необходимо,
Чтоб каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
- Этот вопрос задавали сотни мудрецов.
(слайд 6) И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся»? А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?
Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...».
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопиться, задуматься о вечном!
Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье? Что значит верная дружба и настоящая любовь? А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.
- Урок наш необычный. Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. За время путешествия мы должны будем понять, что такое любовь, доброта, взаимопонимание. И в конце пути постараемся ответить на вопрос: Что хотел сказать своей философской сказкой Экзюпери?
Записи на доске:
- Запишем тему урока: «У каждого человека свои звезды» (по произведению А. Экзюпери «Маленький принц»).
III. Проверка домашнего задания.
– Какие темы освещает А. Экзюпери в своем произведении?
Группа, ответственный | Материал | Версия | Проблема |
I группа | «Маленький принц», эпизод с рисунком удава | Мир взрослых и детей различны | Взрослые не понимают детей |
II группа | эпизоды встречи маленького принца с жителями разных планет | У каждого человека свои ценности, каждый сам выбирает свой жизненный путь | Ценности взрослых связаны с материальным, забыли про душу |
III группа | эпизод встречи с лисом | Человек несёт ответственность за тех, кого приручил | Человек в ответе не только за свою судьбу, но и несёт ответственность за друга |
IV группа | эпизод смерти | Готовность принять смерть, чтобы быть рядом с другом | Способность жертвовать ради других |
– Какие темы освещает А. Экзюпери в своем произведении?
(в тетрадях)
- взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни
- Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).
– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Эпиграф к произведению. Стр. 537)
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
IV. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
Работа с эпиграфом.
Учитель читает эпиграф к уроку
(слайд 7)
Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми … (Жан Жак Руссо)
- Это слова известного французского философа-мыслителя как нельзя лучше подходят к нашему уроку. Как вы их понимаете?
- Запишите его.
2. Словарная работа.
– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.
Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…
И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
Итак, путь…
- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?
(работа со словарём Ожегова)
- В словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Нас будет интересовать только 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь. (слайд 8)
– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?
(У каждого своя дорога в жизни)
3. Аналитическая беседа по тексту.
– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).
– Поняли ли его взрослые? Почему? Найдите подтверждение этому в тексте (стр. 538) («Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»).
– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? Найдите это в тексте (стр.538) («Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием»).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).
- Важна ли поддержка взрослого?
- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?
- А каким, по – вашему, был Маленький принц?
- Чем он занимался на планете?
- На какой планете жил?
- С кем общался?
- Какое основное правило было у Маленького принца: (встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету).
Какой была жизнь у Маленького принца на этой планете? (Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать, как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.)
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)
V. Изучение нового материала.
1. Путешествие по планетам. (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но кто-то один отвечает за проделанную работу) – работа со слайдом 9.
Учитель:
- Обратите внимание: каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330 — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.
- Возьмите 2 рабочий лист, ответьте на вопросы: с кем встречается Маленький принц, путешествуя по планетам и что ценно для обитателей каждой планеты?
(слайд 10)
Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие
Для пьяницы - употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика- верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3. Можно ли считать эту ценность настоящей?
- Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?
- Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.
- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
2.Творческое задание по фразе. (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества: учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем)
- Ребята, если бы выбыли на месте Маленького принца, что бы вы захотели изменить на этой планете? Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу «Если бы я был Маленьким принцем, то….».
3.Физминутка
4. Работа с афоризмами текста.
Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля. (слайд 11)
Учитель: Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)
После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования. (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: дома вы должны были найти в тексте сказки известные афоризмы. Представьте их.)
Ученики зачитывают (слайд 12)
- Если идти всё прямо, да прямо, далеко не уйдёшь.
- Надо судить не по словам, а по делам.
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
- Зорко одно лишь сердце.
- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
- Себя судить куда труднее, чем других.
- Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
- Если у людей нет корней, их носит ветром.
- Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
- Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
- Одни только дети знают, чего ищут.
- Когда даешь себя приручить, случается и плакать.
- Как вы понимаете эти крылатые выражения?
- Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.
5. Уроки Лиса
- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.)
- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования? (Лис.
Встреча с Лисом была важной для Маленького принца.)
Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.
- Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?
Слайд 13
(Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.
И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)
6.Словарная работа.
- Как вы понимаете слово «приручил»?
(слайд 14)
Экзюпери считал, что Приручить - сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу
- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное? (преданность)
- Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время.
- Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.)
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений
1.Работа с фразой «У каждого человека своя звезда»
Учитель:
А. Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм, взятая нами в название темы урока: «У каждого человека свои звезды».
У каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…» – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
4. Практическая работа (Применение Дальтон технологии: принцип сотрудничества и самостоятельности: учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая им ближе, наклеивают ее на звезду)
- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, чтобы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу и вывести формулу добра.
Каждый возьмите то понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным, наклейте его на звезду.
Ученики выводят свои формулы:
(Любовь + понимание + забота; помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность)
Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.
VII. Подведение итогов урока
– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?
- Какая фраза из произведения заставила вас задуматься и почему?
(слайд 15)
- На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.
И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!
VIII. Домашнее задание (Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся получают дифференцированное задание, объясняя его на уроке: ученики дома выполняют выбранную работу, могут обратиться за помощью к взрослым)
Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней.
1. Напишите об этом в сочинении «Маленький принц возвращается к своей розе».
2. Напишите письмо Маленькому принцу.
IX. Оценки за урок