СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Просмотр содержимого документа
«У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)»

Предмет: Литературное чтение

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.



1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

2. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению.

На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Задание 1. Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую.

Задание 2. Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию.


Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни.

Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме или плохо воспитанный.

Вариант рассказа:

У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.

– Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.




II. Развитие умений.

















1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

1. Работа с текстом до чтения.

Работа с заглавием и иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)

– Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

– Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.)


2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

Дмитрий Мамин-Сибиряк.


Часть 2 дети читают вслух.

Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать».

Вопросы после чтения:

– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

– А Медведко приживётся в доме?

Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель.

Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений, обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.

По ходу чтения нужно пояснить слово ларь – большой деревянный ящик для муки.

Вопрос после чтения:

– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.


2. Выявление первичного восприятия.

– Вам понравился Медведко?

– В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?


3. Обобщающая беседа.

а) – Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.


(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)

– Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.

б) Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

в) – В чём он раскаивается?

г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает запись на доске.) Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?

3. Работа с текстом после чтения.

Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.

– Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

– Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?



ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов).

2. Прочитать главу – «Ханг и Чанг» или рассказ «Дымка и Антон».