Ι. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворений наизусть. 2. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению. На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок». Задание 1. Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую. Задание 2. Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию. Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни. Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме или плохо воспитанный. Вариант рассказа: У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась. – Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». 1. Работа с текстом до чтения. Работа с заглавием и иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.) – Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. – Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения. Дмитрий Мамин-Сибиряк. Часть 2 дети читают вслух. Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал. Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать». Вопросы после чтения: – Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью? – А Медведко приживётся в доме? Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель. Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений, обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем. По ходу чтения нужно пояснить слово ларь – большой деревянный ящик для муки. Вопрос после чтения: – Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик? Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения. 2. Выявление первичного восприятия. – Вам понравился Медведко? – В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме? 3. Обобщающая беседа. а) – Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка. (Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.) – Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме. б) – Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным? в) – В чём он раскаивается? г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает запись на доске.) Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей? 3. Работа с текстом после чтения. Повторное обращение к иллюстрации и заглавию. – Озвучьте иллюстрацию словами из текста. – Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |