государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
внеурочного занятия по музыке
проведенного 16.04.2019 в 4 «Б» классе
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Проничкиной Екатериной Алексеевной
Методист: Е.И.Шевченко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2019
Тема занятия: У наших ворот хоровод
Класс: 4»Б» класс
Цель: познакомиться с русским народным танцем «хоровод», уметь его исполнять.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
ЛУУД- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.
ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
ПУУД-формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания
КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений
КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: текст песни «Как у наших у ворот»
Материалы для учителя: проектор, компьютер, аудио-записи, презентация
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы обучения и воспитания | Планируемые результаты (формируемые на данном этапе занятия) |
1. Мотивационный этап | -Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю поиграть в игру «Доброе пожелание». Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Встаньте по кругу и по очереди возьмитесь за руки, пожелайте друг другу что-нибудь доброе, приятное. Важно, чтобы вы смотрели в глаза тому, кому говорите пожелание. -Молодцы, присаживайтесь. | -Настраиваются на занятие. -Слушают объяснения игры. -Повторяют движения за учителем. -Приветствуют друг друга. -Присаживаются на свои места. | Эмоциональный настой на учебную деятельностью. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, Включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;(Л2) |
2. Актуализация знаний | Думаю что сегодняшнее занятие принесет вам массу положительных эмоций. И много разной, а самое главное полезной информации. Поют и танцуют под песню «На горе-то калина» | выполняли разные задания. -Отвечают на вопрос. -Слушают учителя. -Включаются в занятие. | Беседа. Ситуация успеха. | Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД) |
3. Организация музыкальной познавательной деятельности | 3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения) | Сейчас я вам предлагаю обратить внимание на видео и ответить на 2 вопроса? О чем это видео? Какое настроение оно передает? Смотрят видеофрагмент О чем это видео? Какое настроение оно передает? Известен ли вам этот вид танца? Так давайте отгадаем эти загадки? | -Слушают учителя. | Беседа. Метод проблемной ситуации. | принимать и сохранять учебную задачу;(РУУД) адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;(РУУД) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;(ПУУД) |
3.2. Построение проекта выхода из затруднения | 1.Собрались все тучки в кучку И друг другу дали ручку, Заслонили небосвод, Дружно водят (хоровод) 2.В новый год мы выступали, Хор наш запевал. Музработник за роялем Нам ее сыграл. И лилась она над залом, Над веселым карнавалом (песня) 3.Дети номер показали Просто на «отлично»! Все под музыку плясали Дружно и ритмично. Что ребята исполняли В нашем зале? (танец) | -Слушают учителя. -Хоровод. -Песня. -Танец. | Беседа. Рассуждение. | Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД) |
3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности | -Ребята, на Руси очень любят петь песни. Люди считают что через них можно пронести все свои чувства и эмоции. Так же через песню можно передать любое событие. «Пошла млада за водой». давайте прослушаем ее. Постараемся определить характер, настроение этой песни. -Так же на Руси очень любят танцевать. Народный танец - душа народа, его верования и обычаи, дух и темперамент, чувства и надежды, быт. В русском народном танце отражается вся многогранность традиций и обрядов. Один из самых красивых и тесно связанных с ритуальной стороной жизни древних славян народный танец-хоровод. Ребята, а вы знаете что такое хоровод? Хорошо, тогда я вам сейчас расскажу. - Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами. -Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Хоровод может состоять не из одного круга, а из нескольких. может быть в виде колонны. Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент еще одного хоровода с разными видами. Один хоровод мы с вами знаем, осталось только вспомнить песню и движения. - Замечательно! Я предлагаю вам создать наш новый хоровод. Станьте в круг, послушайте песню под которую мы с вами будем водить хоровод. Постарайтесь определить какой характер, какое настроение вызывает у вас эта песня. «Как у наших у ворот» Прохлопайте песню. Песню выучили танец тоже, (дети достают листы с разным цветом) На Руси народ любили играть в игры. одну из которых я предлагаю сыграть. | -Слушают учителя. -Слушают песню. -Определяют характер и настроение. -Исполняют. -Слушают учителя. -Нет, не знаем. -Слушают учителя. -Внимательно слушают учителя. -Задают интересующие вопросы. -Становятся в круг, слушают песню. -Определяют характер и настроение музыки. -Водят хоровод и поют песню. «Как у наших у ворот» | Беседа. Метод эмоциональной драматургии. Рассказ. Рассказ. Рассказ. Рассуждение. Объяснение. Метод «Аргументация своего ответа». Беседа. | формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;(КУУД) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(ПУУД) |
3.4. Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, что нового вы узнали на занятии? - Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни? - Что было интересным для вас? | -О традициях и обычаях русского народа. -Да, конечно пригодятся. -Отвечают на вопрос. | Беседа. Рассуждение | Формулировать собственное мнение и позицию;(КУУД) |
4. Рефлексия | | -Внимательно слушают учителя. - Дети оценивают себя на занятии. -Оставляют свои впечатления на картине. | Беседа, обсуждение Метод рефлексии «Аргументации своего ответа» | Интерес к музыке и музыкальной деятельности; (Л1) Умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой; (Л2) музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально -ценностном отношении К музыкальному искусству. (Л3) |
Самоанализ внеурочного занятия
Тема занятия: У наших ворот хоровод
Класс: 4»Б» класс
Цель: познакомиться с русским народным танцем «хоровод», уметь его исполнять.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
ЛУУД- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.
ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
ПУУД-формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания
КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений
КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.
Все дети были включены в запланированную деятельность, это было видно по работе детей.
ЛУУД- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству, реализовывались на этапах мотивационный и актуализация, с помощью метода беседы, рассказ.
ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности, формировались на этапе рефлексия, с помощью метода самооценки.
ПУУД-формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания, формировались на этапах построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, с помощью методов опрос, беседа, метод наблюдения за музыкой, метод содержательного анализа произведения, практически-наглядный метод.
КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений
РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений, формировались на этапах построение проблемы , с помощью метода опрос.
КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, формировались на этапах актуализации, построение проекта выхода из затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, самостоятельная работа, включение в систему знаний, с помощью методов опрос метод наблюдения за музыкой, метод содержательного анализа произведения, наглядно-практический метод, рассказ.
Цели поставленные в начале занятия, были достигнуты. Это было видно по ответам детей на вопросы.
Приложение 1
Детство – возраст учения. Много надо узнать человеку в детстве. Мы потомки славного и свободного племени – казачества. Обычаи и обряды казаков касались и полевых работ, и службы, и семейной жизни, передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и внукам.
Воспитанию детей в казачьих семьях уделялось большое внимание. С детских лет в казачке воспитывали сознание того, что она будет хозяйкой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. С малолетства казачке внушалось – самое главное в жизни – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – в крепкой семье и достатке. Девочки с раннего возраста начинали работать: помогали матери по хозяйству, были няньками, учились вышивать, вязать на спицах и крючком.
С материнским молоком и с воздухом Родины казачата воспитывали качества, необходимые воину: развивали силу и ловкость, сообразительность и смелость. Сына воспитывали гораздо строже, чем дочь, жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С самого рождения казаки закаливали своих детей, приучали мальчиков к походной жизни. С пяти лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось.
Игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Но самой главной задачей казачонка была учёба.Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно.
Приложение 2
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
Приложение3
Легенда про золотых коней.
Там, где море Цимлянское теперь разлилось, запрятан, сказывают, в месте, никому не ведомом, клад хана Батыя. Батый много золота и камней драгоценных награбил в походах разбойных. Приказал он слугам своим отлить из сокровищ тех – коней таких же, как настоящие, и внуку своему их подарил.
Когда внук ханом стал, затеял он себе столицу на Волге строить – Сарай-Берке. Коней золотых, что ему дед подарил, у главных ворот поставил.
После сечи на Куликовом поле бежал Мамай с позором от воинов русских в Сарай-Берке. Там и умер, и, когда похоронили его, одного из коней золотых в могильный курган с ханом вместе положили.
А второй конь достался русичам. Собрались ордынцы с силой, погоню за русичами отправили. Конь тяжёлый был, тащить его нелегко. Решили тогда русичи спрятать трофей захваченный , а сами в бой с преследователями вступили. Только неравными были силы, и пали русичи все до одного. С ними и тайна погибла. Искали коня татары, да так и не нашли. Говорила молва, что конь, будто, спрятан на дне маленькой речушки, что Россошкой зовётся. Ещё и на речку Царицу указывали, и на Аксай. Не так просто тот клад отыскать.