2.Актуальность проекта | Половое воспитание - система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков, молодежи правильного отношения к вопросам пола [4]. Половое воспитание в школе №4 осуществляется на уроках, внеурочной, внеучебной деятельности согласно программе «Воспитание и социализация учащихся МБОУ «СОШ№4»» по принципу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (Блок 3)1. Несмотря на усилия педагогов, уровень полового воспитания остается стабильно низким. Вероятные причины проблемы: 1.Недостаточно активная диагностическая деятельность в вопросах полового воспитания. Диагностика определяет психофизическое развитие учащихся на разных ступенях развития для того, чтобы правильно составить план профилактических мероприятий. Диагностическая деятельность – процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии качества, школьный психолог, учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Сегодня даже специалисты затрудняются в выборе тем для работы с учащимися на разных ступенях психофизического развития. Например, о видах контрацепции в 8-ом классе еще рано говорить, а в 9-ом классе уже поздно (мнение специалистов Республиканского Центра медицинской профилактики – далее РЦМП) 2.Отсутствие преемственности в половом воспитании. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т.д. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом[5]. 3.Отсутствие системного подхода в половом воспитании. Принимая во внимание тот факт, что многие родители не владеют педагогическими технологиями воспитания и обучения, возникает необходимость сотрудничества семьи и школы. Важно установить с родителями доверительные отношения, спланировать работу с родителями по трем основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их участию в его управлении. Таким образом учитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем и достичь усиления воспитательного потенциала. 4. Закрытость темы полового воспитания. Как справедливо подмечено исследователями успешности нравственно-полового воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы, половое воспитание - часть общего воспитания человека, но отличается неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается нравственно-полового воспитания, остаётся запретной темой и требует участия специалистов[6]. 5. Низкий уровень половой воспитанности родителей. Эффективность полового воспитания в школе зависит, прежде всего, от уровня половой воспитанности родителей. Родители регламентируют объем информации, зачастую не понимая биологического, социального, педагогического смысла полового воспитания и вкладывают в это понятие только сексуальные параметры. Соответственно педагоги, боясь негативной реакции родителей, работают с опаской или вообще, избегают тем, касающихся полового воспитания. Например, тема: «Строение половой системы человека» в 8 классе чаще всего задается на самостоятельное изучение, но без соответствующих знаний невозможно раскрыть тему: «Виды контрацепции» в старших классах. Этим объясняется вопрос выпускника основной школы, который услышал, что, оказывается, у растений есть половое размножение: «А это как?», что свидетельствует о низком уровне образования в вопросах полового воспитания всех участников процесса. 6. Проявления формализма в воспитательном процессе. Признаки формализма проявляются в односторонне- аналитическом подходе к планированию, осуществлению и оценке работы по половому воспитанию. Ориентация при планировании должна быть упреждающей, т.е. направленной на рост и развитие системы, поиск оптимальных решений в измененных условиях. Теоретическая значимость проекта заключается в обобщении и систематизации теоретического материала и практического опыта осуществления нравственно-полового воспитания подростков. Практическая значимость заключается в том, что диагностический инструментарий, результаты диагностик, планы-конспекты занятий и мероприятий могут быть использованы в практической деятельности социальными педагогами, школьными психологами, классными руководителями. Социальная значимость: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. |
5.Сроки реализации | 1. Подготовительный этап - (ноябрь – декабрь 2018г) 2. Основной этап - (январь – апрель 2019г) 3. Заключительный (май 2019г) Подготовительный этап заключается в изучении нормативных документов, учебных и воспитательных программ, планов, выявлении проблем полового воспитания в школе, разработке плана мероприятий с родителями, педагогами, учащимися, с привлечением специалистов из РЦМП. Корректировка планов ВР с учетом профилактических мероприятий по половому воспитанию. Основной этап подразумевает выполнение плана мероприятий, согласно графика, сбор материала в методическую копилку. Заключительный этап аналитический, предусматривает количественные и качественные показатели работы. |