СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У порога самостоятельной жизни . Проект по половому воспитанию школьников.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Половое воспитание школьников на ступенях начального, основного и среднего образования. Реализация проекта поможет повысить компетентность полового воспитания через создание условий и образовательной базы для школьной программы по половому воспитанию с учетом выявленных проблем.

Теоретическая значимость проекта заключается в обобщении и систематизации теоретического материала и практического опыта осуществления нравственно-полового воспитания подростков.

Практическая значимость заключается в том, что диагностический инструментарий, результаты диагностик, планы-конспекты занятий и мероприятий могут быть использованы в практической деятельности социальными педагогами, школьными психологами, классными руководителями.

Социальная значимость: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Просмотр содержимого документа
«У порога самостоятельной жизни . Проект по половому воспитанию школьников.»




Министерство науки и образования Республики Хакасия

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»







проект






У порога самостоятельной жизни








Ветрова Г.В., заместитель директора по ВР

Карачакова Е.В., учитель биологии












Абакан, 2018г





1.Направление проекта

Половое воспитание школьников на ступенях начального, основного и среднего образования. Реализация проекта поможет повысить компетентность полового воспитания через создание условий и образовательной базы для школьной программы по половому воспитанию с учетом выявленных проблем.

2.Актуальность проекта

Половое воспитание - система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков, молодежи правильного отношения к вопросам пола [4].

Половое воспитание в школе №4 осуществляется на уроках, внеурочной, внеучебной деятельности согласно программе «Воспитание и социализация учащихся МБОУ «СОШ№4»» по принципу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (Блок 3)1. Несмотря на усилия педагогов, уровень полового воспитания остается стабильно низким. Вероятные причины проблемы:

1.Недостаточно активная диагностическая деятельность в вопросах полового воспитания.

Диагностика определяет психофизическое развитие учащихся на разных ступенях развития для того, чтобы правильно составить план профилактических мероприятий.

Диагностическая деятельность – процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии качества, школьный психолог, учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Сегодня даже специалисты затрудняются в выборе тем для работы с учащимися на разных ступенях психофизического развития. Например, о видах контрацепции в 8-ом классе еще рано говорить, а в 9-ом классе уже поздно (мнение специалистов Республиканского Центра медицинской профилактики – далее РЦМП)

2.Отсутствие преемственности в половом воспитании. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т.д. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом[5].

3.Отсутствие системного подхода в половом воспитании.

Принимая во внимание тот факт, что многие родители не владеют педагогическими технологиями воспитания и обучения, возникает необходимость сотрудничества семьи и школы. Важно установить с родителями доверительные отношения, спланировать работу с родителями по трем основным направлениям: психолого-педагогическому просвещению, вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их участию в его управлении. Таким образом учитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем и достичь усиления воспитательного потенциала.

4. Закрытость темы полового воспитания. Как справедливо подмечено исследователями успешности нравственно-полового воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы, половое воспитание - часть общего воспитания человека, но отличается неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается нравственно-полового воспитания, остаётся запретной темой и требует участия специалистов[6].

5. Низкий уровень половой воспитанности родителей. Эффективность полового воспитания в школе зависит, прежде всего, от уровня половой воспитанности родителей. Родители регламентируют объем информации, зачастую не понимая биологического, социального, педагогического смысла полового воспитания и вкладывают в это понятие только сексуальные параметры. Соответственно педагоги, боясь негативной реакции родителей, работают с опаской или вообще, избегают тем, касающихся полового воспитания. Например, тема: «Строение половой системы человека» в 8 классе чаще всего задается на самостоятельное изучение, но без соответствующих знаний невозможно раскрыть тему: «Виды контрацепции» в старших классах. Этим объясняется вопрос выпускника основной школы, который услышал, что, оказывается, у растений есть половое размножение: «А это как?», что свидетельствует о низком уровне образования в вопросах полового воспитания всех участников процесса.

6. Проявления формализма в воспитательном процессе. Признаки формализма проявляются в односторонне- аналитическом подходе к планированию, осуществлению и оценке работы по половому воспитанию. Ориентация при планировании должна быть упреждающей, т.е. направленной на рост и развитие системы, поиск оптимальных решений в измененных условиях.

Теоретическая значимость проекта заключается в обобщении и систематизации теоретического материала и практического опыта осуществления нравственно-полового воспитания подростков.

Практическая значимость заключается в том, что диагностический инструментарий, результаты диагностик, планы-конспекты занятий и мероприятий могут быть использованы в практической деятельности социальными педагогами, школьными психологами, классными руководителями.

Социальная значимость: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

3.Цель проекта

создание условий и обоснованной образовательной платформы для написания ступенчатой школьной программы по половому воспитанию в 2019-2020 учебном году

4.Задачи проекта

1.Определить содержание, методы и формы работы по половому воспитанию с детьми на начальной ступени обучения, основной и старшей школы согласно их психофизическому развитию на основе диагностики.

2.Создать методическую копилку по половому воспитанию, куда войдут диагностический инструментарий, планы-конспекты занятий и мероприятий, методические рекомендации2.

3.Повысить уровень половой воспитанности и компетентности родителей;

4.Повысить психологическую компетентность и педагогические умения учителей, необходимые для полового воспитания учащихся;

5.Сроки реализации

1. Подготовительный этап - (ноябрь – декабрь 2018г)

2. Основной этап - (январь – апрель 2019г)

3. Заключительный (май 2019г)

Подготовительный этап заключается в изучении нормативных документов, учебных и воспитательных программ, планов, выявлении проблем полового воспитания в школе, разработке плана мероприятий с родителями, педагогами, учащимися, с привлечением специалистов из РЦМП. Корректировка планов ВР с учетом профилактических мероприятий по половому воспитанию. Основной этап подразумевает выполнение плана мероприятий, согласно графика, сбор материала в методическую копилку. Заключительный этап аналитический, предусматривает количественные и качественные показатели работы.



6.Исполнители проекта

Классные руководители, школьный психолог, библиотекарь, социальный педагог, специалисты РЦМП.

7.Целевая аудитория

Родители воспитанников, учителя, учащиеся школы

8.Средства, методы, формы работы

Программы «Я могу защитить себя сам» модуль «Репродуктивное здоровье», «ЗОЖ 7-11 кл», план ВР школы на 2018-2019 г, информационные ресурсы ГКУЗ РХ РЦМП, школьной библиотеки, диагностики учителей, учащихся; анкеты для родителей, методические рекомендации по созданию детских портфолио для отслеживания личностного роста, рекомендации и приемы снятия стресса, слайды по половому воспитанию, памятки. Активные и традиционные формы работы: родительское собрание (беседа, диспут, круглый стол), тренинги по развитию навыков общения между мальчиками и девочками, индивидуальные консультации педагогов с школьным психологом, классные часы с активными формами работы (аквариум, фишбоун), анкетирование.

9.План - график мероприятий

Планы-графики работы:

с родителями

с учителями и классными руководителями

с учащимися (см. ниже)

10.Ожидаемые результаты и оценка степени их достижения

Приведение в соответствие с рекомендациями по половому воспитанию учащихся воспитательных программ, планов ВР.

Количественным показателем результативности можно считать количество мероприятий и число участников воспитательного процесса.

Качественным показателем будет являться повышение компетентности участников воспитательного процесса по половому воспитанию: родителей, учителей, учащихся, в т. ч в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.).



План- график работы с родителями:

Мероприятие

Целевая аудитория

Сроки

Проводят

Ответственные

Родительское собрание: «Дружба мальчиков и девочек»3


Родители

1-2 кл

Февраль-март

Классные руководители

Классные руководители

Родительское собрание: «Роль доверия в укреплении дружбы»

Родители

3-4 кл

Февраль-март

Классные руководители

Классные руководители

Круглый стол: «Мальчик и девочка в семье. Проблемы и подходы в воспитании» продукт-памятка для родителей

Родители

5-6 кл


Февраль-март

Классные руководители, школьный психолог

Классные руководители

Родительское собрание: «Мальчик и девочка в семье-основы полового воспитания»4

Родители 7-8 кл, классные руководители

Февраль

Специалисты Центра медицинской профилактики

заместитель директора по ВР

Родительское собрание: «Проблемы полового воспитания в семье»

Родители 9-10 кл, классные руководители

Февраль

Специалисты Центра медицинской профилактики

заместитель директора по ВР

Анкетирование родителей с целью оценки отношения к проведению мероприятий по половому воспитанию

Родители 1-10 кл

Январь-май

Классные руководители

Классные руководители

Разработка методических рекомендаций по вопросам семейно-нравственного и полового воспитания учащихся5

Родители, классные руководители

Январь-май

Школьный психолог

Школьный психолог

Памятка для родителей: «Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании»

родители

Январь-май

Школьный психолог

Школьный психолог

Индивидуальные консультации родителей по вопросам полового воспитания

Родители 1-11

Январь май

школьный психолог

зам. директора по ВР


План график работы с учителями и классными руководителями:

Мероприятия

Сроки

Проводят

Ответственные

Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания

декабрь 2018г

ШМО

зам. директора по ВР

Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся как способ укрепления репродуктивного здоровья (корректировка планов ВР с учетом работы по половому воспитанию)

январь – май 2019г

МО классных руководителей

Социальный педагог

Семинар: «Гендерный подход в воспитании и развитии

учащихся основной школы»

февраль 2019г

Школьный психолог

зам. директора по ВР

Индивидуальные консультации классных руководителей с психологом школы по темам:

«Правила обсуждения половых вопросов с учащимися», «Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи»

январь – май 2019г.

Школьный психолог

зам. директора по ВР


План- график работы с учащимися:

Мероприятия

Целевая аудитория

Сроки

Проводят

Ответственные

Аквариум: «Дружба начинается с улыбки»

1-2 кл

февраль

Классные руководители

Классные руководители

Фишбоун:

«Что такое нравственность?»

3-4 кл

март

Классные руководители

Классные руководители

Классный час на тему: «О девочках и мальчиках»

5-6 кл

апрель

Классные руководители, школьный психолог

Классные руководители

Диспут: «Отрочество. Проблемы отношений полов в ранней юности»

7-8 кл

январь

Классные руководители

Классные руководители

Совместный классный час (родители и дети): «Возрастные особенности старших подростков»

9-11кл

январь

Классные руководители

Классные руководители

Тренинг: «Половое воспитание старшеклассников»6


9-11кл

февраль

Классные руководители

школьный психолог

Классные руководители

Основы интимной гигиены мальчиков и девочек7


7-8 кл

март

Специалисты Центра медицинской профилактики

Карачакова Е.В., классные руководители

Профилактика ЗППП



9-10 кл

март

Специалисты Центра медицинской профилактики

Карачакова Е.В., классные руководители

Профилактика ВИЧ инфекции


9-10 кл

апрель

Специалисты Центра медицинской профилактики

Карачакова Е.В., классные руководители

Виды

контрацепции

9-10 кл

Апрель


Специалисты Центра медицинской профилактики

Карачакова Е.В., классные руководители


Источники информации:

  1. «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г» от 08.12.2011 №2227-р

  2. Ф.З. от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.20

  3. ФГОС ООО от 01 02.2011 №19644

  4. https://ru.wikipedia.org

  5. Шмагина Г.Ф Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьников// nsportal.ru.

  6. Тимофеева Е.В Нравственно-половое воспитание подростков в условиях средней общеобразовательной школы//реферат,2016г

  7. План ВР школы № 4 на 2018-2019 учебный год

  8. Программа воспитания и социализации учащихся МБОУ «СОШ№4» 2013-2018гг

  9. Программа «Я могу защитить себя сам» 1-4 классы

  10. Модуль «Репродуктивное здоровье» 10-11 кл

  11. Программа «Основы гигиенического и здорового образа жизни» 7-11 классы







1 Приложение1

2Ученическое портфолио 1-11кл; методические рекомендации по работе с детским коллективом для предотвращения появления аутсайдеров, работе с аутсайдерами. Создать картотеку приемов снятия стресса для педагогов и выпускников перед ГИА, рассматривая стресс как фактор, разрушающий репродуктивное здоровье человека.



3 Приложение 2

4 Приложение 4

5 Приложение 3

6 Приложение 1

7 Приложение 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!