Тема. У. Шекспир. Сонеты. «Но время не сметёт моей строки…»: отражение в сонетах гуманистических взглядов человека эпохи Возрождения
Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.
Б. Пастернак.
Ход урока
Цели: дать представление о Шекспире- великом поэте и драматурге эпохи Возрождения. Раскрыть особенности сонета как поэтического жанра. Помочь учащимся увидеть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному. Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка д/з. (тест).
- Сегодня мы познакомимся с сонетами Шекспира. Сонеты Шекспира- это вершина лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.
Почему же именно сонет? Каковы основные темы сонетов?
На эти и другие вопросы вы должны найти ответы в учебнике.
-
Изучение нового материала.
- Сонет – это стихотворение, состоящее из четырнадцати строк и развивающее какой-то один мотив. Создан в XIII веке, вероятно, провансальскими трубадурами. Сонет - от провансальского слова “песенка”. От них сонет перешел в Италию, где нашел применение у разных поэтов, усовершенствовавших его форму. В числе великих мастеров поэзии, создававших сонеты, был Данте, посвящавший их своей возлюбленной Беатриче. Следом за ним к форме сонета обратился его соотечественник, первый поэт-гумантист Франческо Петрарка, воспевавший красавицу Лауру. От итальянских поэтов форму сонета в XVI в. переняли французы, испанцы и англичане.
Английский сонет, как и классический итальянский, состоял из 14 строк, написанных пятистопным ямбом.
В Англию сонет был введен еще в царствование Генриха VIII подражателями Петрарки, Уайаттом и Серрейем. В последнее десятилетие XVI в. написал свои сонеты и Шекспир.
- В тетрадях запишем определение.
Сонет- стихотворение из четырнадцати строк с определенным порядком рифмовки.
Основные принципы построения сонета:
– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.
Ее глаза на звезды не похожи, А
Нельзя уста кораллами назвать, Б
Не белоснежна плеч открытых кожа, А
И черной проволокой вьется прядь. Б
С дамасской розой, алой или белой, В
Нельзя сравнить оттенок этих щек. Г
А тело пахнет так, как пахнет тело, В
Не как фиалки нежный лепесток. Г
Ты не найдешь в ней совершенных линий, Д
Особенного света на челе. Е
Не знаю я, как шествуют богини, Д
Но милая ступает по земле. Е
И все ж она уступит тем едва ли, Ж
Кого в сравненьях пышных оболгали. Ж
1 строфа: перекрёстная рифмовка ( АБ АБ) – катрен, т.е. строфа из четырех строк;
2 строфа: перекрёстная рифмовка ( ВГ ВГ) – катрен;
3 строфа: перекрёстная рифмовка( ДЕ ДЕ) – катрен;
4 – двустишье: парная рифмовка (ЖЖ).
Вывод: Сонеты Шекспира отличаются формой построения от сонетов итальянских поэтов.
Каждый из катренов подобен законченному абзацу прозаического текста, а завершающее двустишие подводит итог всего сонета в очень краткой, близкой к греческим эпиграммам, форме. Как и в итальянском сонете, размер - пятистопный ямб.
-А как издавались сонеты Шекспира?
- Издание “Сонетов” - один из самых загадочных эпизодов в истории прижизненных изданий, произведений Шекспира. Известно то, что уже до 1598 г сонеты были написаны и ходили в рукописи среди друзей Шекспира. По неизвестной причине он не хотел их публиковать. Остаётся предположить, что эти шедевры лирики имели для него и для кого-то из его близких интимное значение.
Тем не менее, два сонета попали в руки издателя Джаггарда, и он напечатал их в 1599 г. То, что два сонета интимного характера попали в печать, по-видимому, насторожило и Шекспира, и тех, кому были посвящены сонеты. Надо полагать, они приняли меры, чтобы подобное не повторилось. И действительно, десять лет после публикации Джаггарда ни один сонет Шекспира больше не появлялся в печати.
Но вот минуло десять лет, и в 1609 г. “Сонеты” вышли в свет отдельной книгой “Шекспировские сонеты. Никогда ранее не печатавшиеся в Лондоне. После титульного листа – посвящение: «Тому единственному, кому обязаны своим появлением сонеты, мистеру W.H., всякого счастья и вечной жизни».
Что означает это посвящение? Кому, собственно, посвящена книга? Кто тот “единственный”, кому обязаны своим появлением сонеты? Молодой человек, воспетый Шекспиром? Ведь именно ему обещал Шекспир бессмертие в своих стихах. Загадка эта до сих пор не разгадана…Шекспиром написано 154 сонета. Из них с 1-го по 126-й посвящены другу, остальные - возлюбленной. Итак, кто друг его? - Он молод, знатен, богат и великодушен. Образ друга связывают с одним из высоких покровителей Шекспира - Генри Ризли, графом Саутгемптоном (это был образованный аристократ, любитель театра). Именно его видят скрытым в инициалах посвящения на титульном листе 1-го издания в 1609г. Восхваляя друга, Шекспир выражает основную идею Ренессанса, в Италии провозглашённую ещё Пико делла Марадола, - величие человека. Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум. Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем. Подобно заботливому отцу, он настойчиво убеждает друга продлить свою красоту и самому жить в детях, ибо “одинокий путь подобен смерти”. В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.
(Чтение сонета №130 в переводе С. Маршака.)
Ученица читает под музыку.
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
- Почти все сонеты пронизывает мысль о любви к другу и к черноокой женщине. Это высшее счастье для поэта, наибольшая радость жизни.
– Давайте вспомним основные принципы построения сонета:
– утверждение;
– опровержение;
– объяснение, указание противоречия;
– вывод.
– Что же утверждается в сонете? (Героиня не совершенна.)
– В чём заключается опровержение? (Она не богиня, а земная женщина.)
– Как объясняется это? (Героиня всё-таки прекрасна для поэта).
Какой видит свою героиню Шекспир?
- Шекспир – автор 154 сонетов, очевидно, написанных между 1592 и 1598 годами, когда популярность сонета в Англии превзошла другие формы лирической поэзии.
Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения. Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством.
- Что же это за проблемы, которые волновали людей и при Шекспире, и нас, живущих в XXI веке?
Это общечеловеческие проблемы, в основе которых лежит очень важное человеческое качество, – забота о ближнем.
Домашнее задание.