Просмотр содержимого документа
«"У войны не детское лицо. "Война и дети в лирике поэтов о Великой Отечественной войне"»
Война и дети в лирике поэтов о Великой Отечественной войне
Звуки
войны
Запахи войны
Человек видит на войне…
Человек чувствует на войне…
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства .
Л.Н. Толстой
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина
Его я узнала не из книжки –
Жестокое слово – ВОЙНА!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(А.Иоффе)
Возвращение домой из лесов
Юный артиллерист
В концлагере
Пионеры – Герои Советского Союза
Валя Котик
Марат Казей
Зина Портнова
Лёня Голиков
Мы, конечно, в атаки не шли, И фашистов, увы, не бомбили, Но и мы свою лепту внесли В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка, Не в последних рядах воевал, А другой, потерявший отца, Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган, Просыпался, глаза протирал, И работу свою продолжал...
(Татьяна Шишова)
Сын полка
Поэты Великой Отечественной войны
К.Симонов
О.Берггольц
С.Михалков
А.Твардовский
Ю.Друнина
Муса Джалиль
С.Гудзенко
Б.Слуцкий
Примерный план анализа стихотворения:
- Название стихотворения и его автор.
- Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
- Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
- Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали. Какие слова в стихотворении вы считаете самыми важными?)
- Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
- Главные образы стихотворения.
- Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
- Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
Герои минувших немеркнущих лет, Мы их не забудем – девчонок, мальчишек, Чья жизнь молодая за нас отдана. Мы в сердце своём, как на знамени пишем Простые и гордые их имена.
Синквейн
- 1 строка – ключевое слово.
- 2 строка – два прилагательных.
- 3 строка – три глагола
- 4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
- 5 строка – синоним ключевого слова.
Литература и интернет-ресурсы:
- видеоролик «Дети войны»,
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73,
- Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение, 2013.